Внеклассное занятие по правовому воспитанию «Права и обязанности» (1–4 классы)
Пояснительная записка к презентации
(Права и обязанности.)Внеклассное занятие по правовому воспитанию.
Конспект занятия «Права и обязанности»
Цель: познакомить детей с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность».
Задачи: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся, уважение к правам человека, его основным обязанностям; способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности, осознанию себя как личности; показать младшим школьникам единство прав и обязанностей (все люди имеют равные права).
Формирование УУД.
Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, формирование правовой культуры.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация/data/files/h1564126511.ppt , листы для самооценки.
Ход занятия:
Этап |
Содержание |
Ответы детей, примечан. |
1.Оргмомент |
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека. |
|
2. Работа по теме |
(Работа с презентацией) А что такое права человека? Постарайтесь дать наиболее полное определение.
Права - это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Права есть у всех людей, у богатых и бедных, взрослых и детей. Правда дети обладают и особыми правами, о них ты узнаешь позже! Посмотри что было бы, если бы у человека не было никаких прав.) Назовите, какие права детей вы знаете? А кто несёт ответственность за ваше развитие, обучение, воспитание? Правильно! И в Конвенции идёт об этом речь (зачитывается ст. 27 (1.2)). Однако не всё зависит от родителей. Во многом ответственны за свои поступки и вы сами. Мы поговорим не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает. Как вы думаете, что такое обязанности?
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека. У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности. Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности. - Какие у вас есть домашние обязанности? Школьные? По закону?)
Давайте немножко поиграем. Игра называется «Как ты знаешь свои обязанности?» Предлагаю посоревноваться и узнать, ребята, с какого ряда знают больше обязанностей школьников?
Какие обязанности есть у школьников?
Молодцы, ребята!
Задание № 1 Выбери предложения, в которых говорится о правах. - Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке. -У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество. -Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату. -После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию. -После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
Задание № 2 Определи, что является обязанностью школьника -Школьник обязан выполнять все требования учителя -Ученик обязан посещать все занятия по расписанию -После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе -Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
|
Права – это то, что может делать каждый человек, то что есть у всех людей.
Родители, государство
Обязанности – это то, что должны делать все люди.
Высказываются 5 – 6 детей.
Учитель вписывает правильные ответы детей.
Выполнять устав школы, требования учителя, работников школы, дежурных, распорядок дня, технику безопасности и т.д.
Ребята выполняют задания по теме
|
3.Закрепление |
В школе у вас тоже есть свои права и обязанности. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.
На уроке будь старательным, Будь спокойным и. . . (внимательным). Все пиши, не отставая, Слушай. . . (не перебивая). Говорите четко, внятно, Чтобы было все. . . (понятно). Если хочешь отвечать, Надо руку. . . (поднимать). На математике считают, На перемене. . . (отдыхают). Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не. . . (сорока). Если друг стал отвечать, Не спеши. . . (перебивать). А помочь захочешь другу — Подними спокойно. . . (руку). Знай: закончился урок, Коль услышал ты. . . (звонок). Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда. . . (готовым). Чтоб не тревожились врачи. На переменах не. . . (кричи).
|
Ответы детей |
4. Рефлексия |
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой. Самооценка. «Мои права и обязанности» Ответь на вопросы Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои права? Как ты думаешь, ты хорошо знаешь свои обязанности? Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на свободу Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на свободу. Как ты думаешь, в школе соблюдается твоё право на здоровье. Как ты думаешь, дома соблюдается твоё право на здоровье. Соблюдаешь ты свои обязанности дома? Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на уроке? Соблюдаешь ты свои обязанности в школе на перемене? Соблюдаешь ты свои обязанности в общественных местах? Соблюдаешь ты свои обязанности на природе?
самооценка
|
Самооценка. «Мои права и обязанности» («Волшебная линеечка» (Дембо-Рубинштейн)
|
5 Итог занятия. |
Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что такое права? Что такое обязанности? Чем отличаются права от обязанностей? Вывод. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликтов. |
Выслушивается мнение 2 – 3 человек. (В ходе беседы необходимо добиваться того, чтобы дети чётко усвоили разницу между правами человека и его обязанностями.)
|
/data/files/m1564126664.jpg (438x193)
/data/files/h1564126511.ppt (Права и обязанности.)