Методические разработки по чтению для 1 класса «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х»
Урок 72 (с. 38 - 41)
Тема |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х’], буквой Х, х; развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Выделяют звуки [х] и [х’] из слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст, анализируют пословицы |
Личностные результаты |
Проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке. Познавательные: общеучебные – отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; логические – осуществляют анализ пословиц. Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Буквы Х, х; согласные звуки [х], [х’]; слого-звуковой анализ слова; пословица, сельскохозяйственные машины |
Образовательные ресурсы |
Счетные палочки. Предметные картинки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|
|
– Проверим готовность к уроку |
|||||
II. Повторение Речевая разминка |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
– Как мы смеемся? |
– Ха-ха-ха! |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
|
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какой новый звук вы сейчас произнесли? – Какую задачу нам предстоит сегодня решить? |
– [х]. – Познакомиться со звуком [х] и буквой, его обозначающей |
Формулируют учебную задачу вместе |
Фронтальный. Устные ответы |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 39) |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, анализ слова, работа со схемой слова, рисунком |
– Кто изображен на рисунке? – Выполните слого-звуковой анализ слова пастух. – Измените слово, поставив его во множественном числе. Выполните слого-звуковой анализ слова пастухи. – Выделите новые звуки, охарактеризуйте их |
Выполняют слого-звуковой анализ слов пастух, пастухи. Выделяют звуки [х], [х’]. – В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый. В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий |
Выделяют звуки [х], [х’] в процессе слого-звукового анализа слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой. Делают вывод под руководством учителя |
Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
|
2. Дидактическая игра «Где звук?» |
Коллективная. Словесный, практический. Дидактическая игра |
– Определите место звука |
Слушают, называют, где в слове расположен звук [x] |
Распознают звук [x] |
Коллективный. Устные ответы |
|
3. Знакомство с буквой Х
|
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
X — на ножницы похожа, – На что похожа буква Х? Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. В. Степанов – Выложите букву Х из счетных палочек |
Находят букву Х на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Слушают стихотворение. Из счетных палочек выкладывают букву Х |
Находят букву Х на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок Хомка раненько встает, Щечки моет, Шейку трет. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. |
Выполняют движения под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|
4. Чтение слогов и слов |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Прочитайте слоги. В каких слогах слышите звук [х], [х’]; а в каких – звук [х’]? – Прочитайте слова |
Читают слоги и слова. – Ха, ху, хо – [х]. Хи, хе – [х’]. |
Распознают в слогах и словах звуки [х], [х’]. Читают целыми словами |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|
5. Работа с текстом |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Какое время года наступит после осени? – Что дрожит от холода? – Какими становятся дни? – Где появился ледок? – Что надо убрать с полей до холодов? – Озаглавьте текст |
Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы. Озаглавливают рассказ |
Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая знаки препинания, интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют главную мысль, озаглавливают рассказ |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
|
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Составление рассказа «Хлеб на нашем столе» (учебник, с. 38) |
Групповая. Словесный, наглядный. Беседа, работа с иллюстрацией, рассказ |
– Рассмотрите картинку. – Составьте по ней рассказ на тему «Хлеб на нашем столе» |
Рассматривают картинку, составляют рассказ в группе |
Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ на заданную тему |
Групповой. Рассказ по картинке |
|
2. Работа с пословицами (учебник, с. 38) |
Групповая. Словесный, практический. Беседа, чтение |
– Прочитайте пословицы. – Как вы понимаете смысл пословиц? |
Читают, объясняют смысл пословиц |
Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей. Высказывают свою версию |
Групповой. Устные ответы |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Выполняют действия по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
||
3. Работа с рассказом «Страх и смелость» (учебник, с. 40) |
Коллективная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте рассказ по ролям. – Как вы понимаете смысл рассказа? – Что такое скирда? Найдите это слово в словаре |
Читают рассказ, отвечают на вопрос. Работают со словарем |
Читают рассказ по ролям, соблюдая интонацию и знаки препинания. Объясняют смысл рассказа. Учатся работать со словарем |
Коллективный. Чтение, устные ответы |
|
4. Чтение «Загадки-шутки» (учебник, |
Групповая. Словесный, проблемный. Чтение, беседа |
– Прочитайте «Загадку-шутку». – Почему так говорят? |
Читают текст. Отвечают на вопрос |
Обсуждают вопрос в группе. Устанавливают причинно-следственные связи |
Групповой. Чтение, устные ответы |
|
5. Работа с текстом и картинкой (учебник, с. 41) |
Фронтальная. Словесный. Чтение, работа с картинкой, беседа |
– Прочитайте текст, рассмотрите картинку. – Откуда ехали мужики? – Что с ними случилось? – Почему ни один из них не хотел уступать? – Кто их рассудил? – Какой совет получили ссорившиеся мужики? – Прочитайте текст в лицах |
Читают рассказ, рассматривают картинку, отвечают на вопросы. Читают по ролям |
Отвечают на вопросы по содержанию текста, опираясь на картинку. Соблюдают интонацию и знаки препинания при чтении. Умеют читать текст в лицах |
Фронтальный. Чтение, устные ответы |
|
6. Работа с текстом «Заботливая внучка» (учебник, с. 41) |
Парная. Словесный. Чтение, беседа |
– Прочитайте текст. – О чем спросила внучка бабушку? – Что ей ответила бабушка? – Почему огорчилась внучка? |
Читают текст. Отвечают на вопросы. Читают по ролям |
Осмысленно читают текст, соблюдая интонацию. Отвечают на вопросы по тексту. Читают текст в лицах |
Парный. Чтение, устные ответы |
|
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
PPSX / 4.9 МбБуква Х
WMV / 1.58 МбМультфильм "Хома"
WMV / 4.74 Мб