Внеклассное мероприятие «Промыслы Орловской губернии»

1
0
Материал опубликован 25 October 2022

Внеклассное мероприятие.

Тема: Промыслы Орловской губернии.

Цель: Приобщить обучающихся к культурному наследию родного края через ознакомление с народными промыслами Орловской губернии.

Задачи:

- Воспитание личности обучающегося знающей и уважающей историю и традиции своего народа.

- Развивать художественно – творческие способности обучающихся в области прикладного искусства

- Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий при изготовлении тряпичной куклы.

Оборудование и материалы: запись народной музыки, экран для показа слайдов, компьютер, проектор, слайдовая презентация, нитки, ткань белая 11х11см, 30х30см, цветная ткань 25х25см (вырезать круг диаметром 23 см), картон, вата, цветные нитки (для волос), ленточка 20 см, ножницы.

Возраст обучающихся: 6 – 7 класс.


Ход мероприятия

(обучающихся встречают ведущие в народных костюмах, звучит плавная народная мелодия)

В1: Здравствуйте (кланяется) народ честной.

Всех к нам в гости приглашаем.

Всем настроения хорошего желаем!

В2: Здравствуйте гости дорогие!

Давно вас поджидаем.

Проходите, рассаживайтесь

В ногах правды нет (обучающие рассаживаются по местам).

Всем ли места хватило? Удобно ли вам? Всем ли слышно, всем ли видно?

В1: Мы живем и учимся в России, и нам, как никому другому, дорого все, что связано с историей нашего народа. Земля русская всегда славилась своими промыслами, изделиями народных умельцев.

В2: В старину народ все делал своими руками. Ремесло кормило человека, одевало и обувало его. Ремесло - это не только то что мы делаем своими руками, но и традиции наших предков, живущие с нами до сих пор. «Золотые руки» ценились всегда.

В1: Интерес к русским традиционным народным ремеслам велик и по сей день. Мы проживаем на территории Орловской области, которая то же богата своей историей, традициями и народными промыслами.

В2: Сегодня мы предлагаем вам совершить небольшую экскурсию в историю становления народного творчества в Орловской губернии. Очень надеемся, что она станет для вас интересной и познавательной (слайд №1).

В1: Веками Русь жила своим умом

И грады – сказки строила по кручам,

Особой статью, песней, ремеслом

И верою красив и славен Русич.

В2: Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке.
В1: На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского списа, создание ливенских гармошек (слайд№2).

В2: Это щедрое наследство веселое

Получили мы от предков своих,

И звенят над городами и селами

Голоса игрушек, как соловьи.

Богатые залежи глины способствовали развитию гончарного производства в деревне Чернышено Новосильского уезда. По предположениям, развитие гончарного промысла идет от казаков, вызванных царем Иваном Грозным для охраны рубежей на Орловщине. Игрушечный промысел был женским занятием, мужчины игрушек не делали (слайд №3).

В1: Глина в этих местах необычная, вязкая. Добывали ее весной, хранили в погребе или подвале. При изготовлении игрушки глину не мяли, а как бы сдвигали. После изготовления их долго сушили на верхушках печей. Обжигали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Расписывали чернышенские мастерицы свои игрушки минеральными и анилиновыми красками птичьим пером из хвоста петуха (слайд №4).

В2: Роспись скромная: полоски, точки.

Весь орнамент незатейлив и прост,

Как дощечка, что над пропастью брошена

Через время перекинутый мост.

Сюжеты чернышенских игрушек традиционны: женщины, куклы – барыни, коньки, кормилки, бараны, девушки с косами, птица - кукушка. Домашнюю птицу чернышенские игрушечники не лепили. Игрушку из села Чернышено можно узнать с первого взгляда, фигурки имеют приземистую форму, короткие ноги и вытянутую шею, маленькую голову. Расписывали игрушки чередующимися полосками (слайд №5).

В1: Средь поля, средь леса, в снегу и сугробах

Приткнулась деревня домишек убогих.

В них печи топили, хоронясь от зимы,

Трещали в печурках поленья осины,

Забаву ребятам лепили из глины.

Обычная глина и форма простая,

Вот, посмотрите, красота - то какая!

Промысел плешковской игрушки зародился в деревне Плешково Ливенского уезда. Впервые об этом упоминается в 1615 году. Название деревни произошло от слова «плешина», места, в почве которого было много глины, вследствие чего образовывались проплешины на земле, так и появилась деревня Плешково. Благодаря богатому месторождению глины получило развитие гончарное ремесло и игрушечный промысел (слайд №6).

В2: Глина в этих местах замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Изделия плешковских мастеров отличались лаконичностью и простотой. Игрушечные звери и птицы вылеплены примитивно, они приземисты, куклы торжественны и величавы. Фигурку женщины часто лепили с ребенком на руках, часто одна рука выполнена в виде небольшого бугорка, приподнята и отведена в сторону (слайд №7).

В1: Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Расписывали игрушки отточенной лучиной или птичьим пером. У большинства игрушечных животных в хвосте расположен свисток с двумя отверстиями, а у кукол свисток в одной из рук. В росписи мастерицы использовали как правило две краски – красную и синюю, реже зеленую. Рисунок наносили в виде кругов, пятен, параллельных линий. Сюжеты традиционные: конь, баба, солдат, петушок, корова, баран, всадник на коне (слайд №8).

В2: Время за полночь, не спится

Беспокойной мастерице.

Застучали друг о дружку.

Деревянные коклюшки.

И уменье, и терпенье

Важно в кружево плетенье.

Да и как же тут спешить –

Перепутается нить!

Интересным промыслом Орловщины является кружевоплетение. Кружевной промысел зародился в середине ХIХ века в Елецком уезде. Плетением кружев сначала занимались городские жительницы, а позже крестьянки и дети. Среди прочих промыслов кружевоплетение занимало первое место по числу занятых. Плетением занимались в основном женщины и девочки, использовали технику парную и сцепную. Их особенностью являлось использование растительных и геометрических мотивов. Олень – символ Ельца, поэтому его изображение часто использовали мастерицы. Елецкие кружева могут быть черного или серого цвета (слайд №9).

В1: Мценское кружев одно из самых старинных на Руси. В ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Мценские кружева отличаются симметричностью композиций, простотой линий, ромбы, денежки, зигзагообразные линии. В язычестве означали гармонию (слайд №10). Очень часто рукодельницы изображали петухов, что подтверждает существование кружевоплетения еще до прихода христианства. Подаренное полотенце с кружевным видом этих птиц было пожеланием благополучия (слайд №11).

В2: Одним из древних видов народного промысла Орловщины является вышивка. Самое известное шитье – списовое. Появление данной вышивки связывают с племенем вятичей, живших в старину на землях Орловщины. Место появления орловского списа – несколько сел под Орлом. Крепостные крестьянки вышивали свои узоры, глядя на морозные окна и переносили рисунок на ткань, поэтому техника получила название «спис». Вышитые орловским списом полотенца, скатерти, фартуки, скатерти, покрывала украшали дома не только крестьян, но и помещичьи усадьбы (слайд №12).

В1: Особенность данного вида вышивки образы птиц, животных, растений, ромбы с длинными концами, кресты. В старину они считались языческими знаками, имеющими магическую мощь, своего рода обереги. Интересно также заполнение контура вышивки, так называемые бранки. Благодаря бранкам внутри контура вышивки образовывались разные фактуры: сеточки, клеточки, зигзаги, волнистые линии. В цветовой палитре «списа» доминирует красный цвет с оттенками от алого до светло-розового. Наиболее популярными мотивами у вышивальщиц были «дерево жизни» и «птица счастья» (слайд №13).

В2: Гармонь - не просто ящик музыкальный,

Она – хранительница русской старины,

Народной мудрости источник уникальный,

Культурное наследие страны!

Ах эта ливенская гармошка,

Не стареет сотни лет!

В красоте, в таланте русском,

Весь находится секрет.

В Ливенском и Малоархангельском уездах занимались изготовлением гармоней. Ливенская гармонь была изготовлена в первой половине ХIХ века. Ее изготовлением занимались мастера самоучки. Гармонии делились на ливенские, русские, тальянские, немецкие. Ливенка – простой, легко доступный инструмент для музыканта (слайд №14).

В1: Размеры гармоник были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры. Набор мелодий, исполняемых на ливенке, был небогат, поскольку звукоряд был не натуральным, а смешанным (слайд №15). У ливенской гармонии очень длинные, почти два метра меха, 40 складок. Среди старейших мастеров известен Иван Федорович Занин. Его гармонь хранится в Орловском краеведческом музее (слайд №16).

В2: Наличники в кружеве тонком,

Затейный узор над крыльцом

И в душу вам смотрит оконцем

С душою украшенный дом.

Когда-то, каждая деталь в русском деревянном доме имела свое символическое значение, связанное с языческими верованиями. Со временем деревянная домовая резьба утратила свое значение став просто украшением, показывающим вкус и богатство хозяина. На территории Орловской губернии то же украшали дома деревянной резьбой. В основном декор деревянного зодчества Орла представлен прорезной, ажурной резьбой, нередко украшались рельефными деталями, точеными элементами (слайд №17).

В1: Самые простые из древнейших мотивов в орловской резьбе- геометрические. Это орнаменты из треугольных зубьев, прямоугольников, кругов и овалов. Иногда они бывают и как дополнение к более сложной резьбе и как самостоятельное украшение дома. Сюда же можно отнести и рельефную резьбу из примыкающих друг к другу пирамидок, украшающих боковые стороны наличников (слайд №18).

В2: На фоне резьбы других областей орловская резьба, более стилизованная и обобщенная. Сплетение в ней древних образов и поздних придумок, народных мотивов и создало те растительные мотивы, которые можно увидеть на сохранившихся домах Орла. Переплетаясь между собой, образуют витиеватый узор (слайд №19).

В1: Люблю ковры, их мягкость и уют,

Оригинальность и традиционность,

Ласкают глаз, тепло передают

И сообщают чувствам утонченность…

В Орловской губернии ковроткачеством стали заниматься во второй половине ХIХ века, сначала в Малоархангельском, после в Ливенском, Мценском и Орловском уездах. Этот вид творчества нельзя полностью отнести к промыслам, потому что часть людей, ткавших ковры делали их на заказ. Искусству ковроткачества обучали с детства, девушки ткали санный ковер в приданое (слайд №20).

В2: Применение ковров в крестьянском быту было разнообразным: их вешали на стенах, накрывали сундуки и сани, применяли в качестве одеял. В зависимости их использования орловские ковры отличались по технологии изготовления и рисунку. Так же они отличались разнообразием рисунков и цветовой палитрой (слайд №21). Настенный ковер имел в центре яркий большой букет, а по периметру шел повторяющийся цветочный орнамент. Ковры для сундуков имели мелкий цветочный узор. Орловские ковры в основном были гладкими, реже ткались ворсовые. Для их изготовления использовали овечью шерсть. (слайд №22).

В1: Кукла тряпичная – прошлого след,

Мир, доброта и отрада,

Бабушки милой из детства привет

Встрече с тобой я так рада!

Орловская кукла – это одна из традиционных игровых кукол. Создавали ее во всех деревнях, селах и городах Орловской губернии. Исстари считали, что детские игры могли принести урожай, богатство, счастливый брак или наоборот, несчастье, если дети плохо обращались с куклой (слайд №23).

В2: Для создания куклы рукодельницы брали ненужные тряпочки, лоскутки и нитки. Но чаще использовали путаную коноплю, которая оставалась у хозяйки от вычесывания. Тряпочки или путаную коноплю сдавливали, связывали нитками в комочек, чтобы получилась форма головы, а затем заворачивали в белую тряпочку. Орловская кукла – это мама с ребенком. Ребенок – привязан к маме платочком на два узелка. Сама орловская кукла делается на основе мешочка, который надо сшить иголкой. Одевали куколку довольно просто: панева, фартук и два платка (слайд №24).

В1: Различали куклы – обереги, «пеленашки», «неразлучники», «кувадки», «зерновушки». На куклах-оберегах лицо не рисовали, считалось, что в куклу могла вселиться нечистая сила (слайд №25).

Богата земля орловская талантами. Уникальный опыт творческой деятельности народа раскрывается в его произведениях, которые дошли до наших дней. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои изделия. Многообразие народных промыслов нашей малой родины составляют неотъемлемую часть культурного наследия для всех поколений. А сейчас мы приглашаем вас принять участие в нашем мастер – классе по изготовлению тряпичной куклы (обучающиеся приглашаются ведущими за столы с приготовленным для каждого набором для творчества).

В2: У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая  на  себя  бремя  испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно  вязанных  узлов  с  верою, надеждой.
Но единственный запрет -  предки опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой.
И защита на века от любого лиха.

(комментированный показа последовательности

действий при изготовлении тряпичной куклы)

В1: Нам понадобятся: нитки, ткань белая, ткань цветная, картон, вата, цветные нитки (для волос), ленточка, ножницы. Делать куклу нужно в хорошем настроении и думать только о приятных вещах.

Шаг 1. Изготовление рук.

Берём белую ткань и скатываем её в трубочку, завязываем с двух сторон нитками, остатки ниток отрезаем. Ручки готовы.

Шаг 2. Изготовление туловища.

Берём белую ткань, вату и нитки. Из ткани скатываем трубочку и не доходя до конца, подкладываем вату (для головы), закручиваем до конца, сгибаем трубочку пополам, завязываем голову, вставляем руки и завязываем пояс.

В2: Шаг 3. Изготовление платья.

Круг сгибам пополам, делам надрезы для головы и рук в трех местах.

Шаг 4. Надеваем платье и завязываем пояс.

Шаг 5. Изготовление волос.

На картонку наматываем нитки, после наматывания мы их разрезаем. Вставляем волосы в голову нашей куклы. Заплетаем косички и обрезаем лишние нитки. Тряпичная кукла готова! Спасибо вам большое за совместное творчество.

В1: Мы надеемся, что вам сегодня было интересно, и вы узнали что-то новое. Спасибо за вашу открытость и доброжелательность. Я думаю, что эта маленькая куколка будет для вас памятной, потому что она сделана своими руками, в нее вы вложили частичку своей души.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.