12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Монакова
Аккаунт удалён
Россия, С.Великая Дуброва


 

Пояснительная записка


 

В Федеральном законе от 06.01.1999 №7 « О народных художественных промыслах » ( принят ГД РФ 09.12.1999) «Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации. Сохранение , возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей».

В последние годы большое внимание уделяется изучению народных промыслов. В связи с этим особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой широко распространённых местных материалов – тканей.

Лоскутное шитьё получает в последние годы широкое распространение. Она позволяет каждому ребёнку выполнить работу без особой подготовки. Лоскутное шитьё способствует развитию пространственного мышления, трёхмерного восприятия объёмной формы, и единственный предмет, при изучении которого обучающиеся имеют возможность посредством тактильных ощущений понять основные принципы формообразования.

В качестве основного материала используются различные виды тканей.


 

Цели и задачи:

Целью данной программы является формирование творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.

Задачи:

Обучающие:

обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью ;

углубить и расширить знания о видах народных промыслов;

формировать интерес к народно-прикладному искусству.

Воспитательные:

прививать интерес к культуре своей Родины , к истокам народного творчества;

воспитывать нравственные качества детей;

формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Развивающие:

развить образное мышление, творческие способности;

формировать эстетический и художественный вкус;

содействовать формированию всесторонне развитой личности


 


 

Общая характеристика предмета


 

В данной программе изучается техника лоскутного шитья, так как эта тематика оптимально соответствует развитию тонкой моторики кистей рук и возрасту обучающихся. Этот вид деятельности позволяет повысить культурно-исторический уровень ученика. Через знакомство с этническим наследием славянской культуры.

Техника лоскутного шитья представляет собой возможность каждому ребёнку выполнить красивую работу без особой предварительной подготовки. Среди учебных дисциплин лоскутное шитьё в большей степени способствует развитию пространственного мышления , трёхмерного восприятия объёмной формы, и единственный предмет, при изучении которого обучающиеся имеют возможность посредством тактильных ощущений понять основные принципы формообразования.

В качестве основного материала используются различные ткани..


 


 

Описание места предмета

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год)


 

Планируемые результаты изучения учебного предмета


 

Личностными результатами изучения учебного предмета является формирование следующих умений и качеств является:

воспитание российской гражданской идентичности: осознание отношений к прошлому и настоящему народа России; осознание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.


 

Метапредметные результаты изучения :


 

Регулятивные УДД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему ;

выдвигать версии решения проблемы;

составлять план решения проблемы, классифицировать факты и явления;

выявлять причины и следствия простых явлений;

строить логические рассуждения;

определять возможные источники необходимых сведений, проводить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.


 

Коммуникативные УДД:
•самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;


 

Предметные результаты:

использовать различные источники информации;

анализировать, обобщать информацию;

знать историю лоскутного шитья , различные виды орнамента;

уметь создавать композицию в технике лоскутного шитья;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;

сохранять здоровье и соблюдать нормы экологического поведения; самостоятельно оценивать уровень безопасности.


 


 

Содержание учебного материала

Тема . Введение.

История лоскутного шитья. Ткани. Оборудование рабочего места.

Тема. Изготовление шаблонов.

Изготовление шаблонов.

Тема .Сшивание лоскутков вручную.

Соединение лоскутков. Отделка. Потайной шов.

Тема. Сшивание лоскутков на швейной машине.

Сшивание лоскутков на швейной машине.

Тема. Стёганое одеяло из квадратов.

Стёганое одеяло из квадратов.

Тема. Стёганое одеяло с орнаментом.

Стёганое одеяло с орнаментом.

Тема. Кубики .

Как сделать кубик из ткани.

Тема. Три сумки , выполнение по одному шаблону.

Шаблон. Как сшивать лоскутки. Петли. Подкладка. Окантовка и пуговица. Шнурок. Ручки.

Тема. Игрушки из лоскутков.

Изготовление шаблона. Как сделать игрушку. Детали.

Тема. Занавеска с шестиугольным орнаментом.

Как сшивать лоскутки. Пришивание каймы. Как сделать занавеску. Петли.

Тема. Салфетки.

Как сшивать лоскутки. Отделка салфетки. Как сделать салфетку. Варианты.

Тема . Корзинка для рукоделия.

Изготовление выкройки. Изготовление шаблона. Как простегать подкладку. Подкладка для боков корзинки. Подкладка для крышки.

Тема. Подушка с орнаментом « Солнце»

Шаблон. Как сшивать лоскутки. Петли. Подкладка. Окантовка руликом. Отделка подушки.

Тема. Лоскутное покрывало с орнаментами «Звезды» и «Мельница»

Изготовление шаблона. Изготовление одного блока. Изготовление мотивов орнаментов. Сшивание лоскутного полотна. Подкладка и подбивка. Окантовка.

Тема .Костюм скомороха.

Изготовление шаблона. Изготовление мотивов орнаментов. Сшивание лоскутного полотна.

Тема. Урок-выставка.

Выставка работ.


 


 

Тематическое планирование


 

Тема

Программное содержание

Деятельность учащихся

Введение.

История лоскутного шитья. Ткани. Оборудование рабочего места.

Анализ видов изобразительного искусства

Изготовление шаблонов.

Изготовление шаблонов.

Анализ изготовленных шаблонов. Практическая работа «Изготовление шаблонов»

Сшивание лоскутков вручную.

Соединение лоскутков. Отделка. Потайной шов.

Практическая работа « Сшивание лоскутков»

Обсуждение и анализ изготовляемых изделий

Сшивание лоскутков на швейной машине.

Сшивание лоскутков на швейной машине.

Практическая работа « Сшивание лоскутков на швейной машине »

Стёганое одеяло из квадратов.

Стёганое одеяло из квадратов.

Практическая работа «Шитьё стёганого одеяла». Анализ работ

Стёганое одеяло с орнаментом.

Стёганое одеяло с орнаментом.

Практическая работа «Шитьё одеяла с орнаментом». Просмотр и анализ изделия.

Кубики .

Как сделать кубик из ткани.

Практическое выполнение изделия

Анализ работ

Три сумки , выполнение по одному шаблону.

Шаблон. Как сшивать лоскутки. Петли. Подкладка. Окантовка и пуговица. Шнурок. Ручки.

Практическое выполнение изделия

Анализ работ

Игрушки из лоскутков.

Изготовление шаблона. Как сделать игрушку. Детали.

Практическое выполнение изделия

Анализ работ

Занавеска с шестиугольным орнаментом.

Как сшивать лоскутки. Пришивание каймы. Как сделать занавеску. Петли

Практическое выполнение изделия

Анализ работ

Салфетки.

Как сшивать лоскутки. Отделка салфетки. Как сделать салфетку. Варианты.

Практическое выполнение изделия

Анализ работ

Корзинка для рукоделия.

Изготовление выкройки. Изготовление шаблона. Как простегать подкладку. Подкладка для боков корзинки. Подкладка для крышки.

Практическое выполнение изделия

Анализ работ

Подушка с орнаментом

« Солнце»

Шаблон. Как сшивать лоскутки. Петли. Подкладка. Окантовка руликом. Отделка подушки.

Практическое выполнение изделия

Анализ работ

Лоскутное покрывало с орнаментами «Звезды» и «Мельница»

Изготовление шаблона. Изготовление одного блока. Изготовление мотивов орнаментов. Сшивание лоскутного полотна. Подкладка и подбивка. Окантовка.

Практическое выполнение изделия

Анализ работ

Костюм скомороха.

Изготовление шаблона. Изготовление мотивов орнаментов. Сшивание лоскутного полотна.

Практическое выполнение изделия

Анализ работ

Урок-выставка

Выставка работ

Выставка работ

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и темы

Элементы

содержания

Количество часов

Тип урока

Материально-техническое оснащение

Дата проведения

План.

Факт.

1.

Введение.

История лоскутного шитья. Ткани. Оборудование рабочего места.

1

Усвоение новых знаний

Плакаты

Образы работ

   

2-3.

Изготовление шаблонов

Изготовление шаблонов

2

Практикум

Плакаты

Образцы работ

Картон

Карандаш

   

4-5.

Сшивание лоскутков вручную.

Соединение лоскутков. Отделка. Потайной шов.

2

Практикум

Плакаты

Образцы работ

Образцы ткани

   

6-7.

Сшивание лоскутков на швейной машине.

Сшивание лоскутков на швейной машине.

2

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

Швейная машина

 

   

8-10.

Стёганое одеяло из квадратов.

Стёганое одеяло из квадратов

3

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

   

11-14.

Стёганое одеяло с орнаментом

Стёганое одеяло с орнаментом

3

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

   

15-16

Кубики .

Как сделать кубик из ткани

2

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

   

17-18.

Три сумки , выполнение по одному шаблону.

Шаблон. Как сшивать лоскутки. Петли. Подкладка. Окантовка и пуговица. Шнурок. Ручки.

2

Практикум

Плакаты

Образцы работ

Образцы ткани

   

19-20.

Игрушки из лоскутков.

Изготовление шаблона. Как сделать игрушку. Детали.

2

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

   

21-22.

Занавеска с шестиугольным орнаментом

Как сшивать лоскутки. Пришивание каймы. Как сделать занавеску. Петли

2

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

   

23-24

Салфетки.

Как сшивать лоскутки. Отделка салфетки. Как сделать салфетку. Варианты.

2

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

   

25-26.

Корзинка для рукоделия.

Изготовление выкройки. Изготовление шаблона. Как простегать подкладку. Подкладка для боков корзинки. Подкладка для крышки.

2

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

   

27-28.

Подушка с орнаментом

« Солнце»

Шаблон. Как сшивать лоскутки. Петли. Подкладка. Окантовка руликом. Отделка подушки.

2

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

 

   

29-31.

Лоскутное покрывало с орнаментами «Звезды» и «Мельница»

Изготовление шаблона. Изготовление одного блока. Изготовление мотивов орнаментов. Сшивание лоскутного полотна. Подкладка и подбивка. Окантовка.

3

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

 

   

32-34.

Костюм скомороха

Изготовление шаблона. Изготовление мотивов орнаментов. Сшивание лоскутного полотна.

3

Практикум

Плакаты

Образцы работ Образцы ткани

   

35

Урок-выставка.

Выставка работ

1

Практикум

Образцы работ

   

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

исторические сведения по развитию промыслов лоскутного шитья .

сведения о орнаментах;

о цветовом сочетании в изделиях

Должны уметь:

изготавливать образцы лоскутного шитья;

в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;

ориентироваться на качество изделия.


 

Формы контроля

Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ


 


 


 


 

Учебно-методическое обеспечение

Печатные пособия (плакаты, журналы, фотографии, буклеты);

Информационно-коммуникативные средства ( справочные информационные ресурсы, компакт-диски)

Экранно-звуковые пособия: телефон, фотоаппарат, компьютерная техника;

Ткани , нитки, иголки , картон, ножницы, швейная машина

Литература.

1.Грин М.Э.Шитьё из лоскутков. Кн. для учащихся . Пер. с англ. Л.Н.Белой; Предисл. И.С.Сороко. – М.: Просвещение, 1981.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.