Статья на тему «Всегда ли духовно то, что нравственно?» (9–10 класс)
Косицына Екатерина Ивановна, МБОУ «Средняя школа № 26»
Всегда ли духовно то, что нравственно?
Попытка развести понятия «духовное» и «нравственное»в рамках преподавания литературы в школе
Как обычно перед началом учебного года у учителей есть необходимость посетить книжный магазин, чтобы настроиться на работу, мобилизоваться, освежить методическую копилку и т.д. Вотдохнувшей за лето голове мысли бродят благородные, высокие: о важности собственнойработы, о том, что именно от работы учителя, от того,каких детей воспитает педагог, с какими знаниями выпустит в жизнь, зависит,сможем ли мы, учителя, в будущем гордиться нашей страной…
Но поток вдохновенных мыслей прерывается при следующей картине: прямо рядом с входом в книжный магазин «Новая книга» в одном из районов города кричащая вывеска: «Алкомаркет «Святой Патрик»… Это шокирующее соседство «школы» и «алкоголя», выставляя напоказ то страшное и уродливое, что происходит со всеми нами, вмиг отрезвляет и развеивает высокие помыслы.К какому действию побуждает этот рекламный оксюморон, ставя рядом несовместимые понятия? Какое отношение имеет святость к алкоголю? Каким образом связан наш город спочитанием святого Патрика? Где-то в Ирландии зародившаяся несколько столетий назад традиция 17 марта чтить память святого послаблением во время постасо временем трансформировалась или даже извратилась: сегодня вместо традиционного закрытия пабов в них наоборот устраивают весёлые гулянья с выпивкой. Показательный пример падения их нравов.Разве не унизительно для нас заимствовать именно это низменное и уродливое? И можно найти много подобных примеров того, как сегодня дезориентируют людей таким способом, несмотря на то, что об этом предупреждают с самых высоких трибун. Вот, например, слова нашего президента: «Культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, хорошо срежиссированной пропагандистской атаки. Попытки влиять намировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей ипонятий– это абсолютная реальность»[2].
Разве это этот информационный хаос и вседозволенность, этот словесный мусор, что потоками извергается на детей и на общество в целомсо всех сторон, не доказывает, что нам действительно угрожает реальнаяопасность той глобальной войны, что идёт не только в нашей стране, но в мире?Разве это не реализацияплана Аллена Даллеса: «Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить!»[5]? Может быть, это и художественный вымысел, но, как сказал Н.Михалков по этому поводу в одной из передач: «Зато как работает!» Это бедствие сегодня называют по-разному:«войной смыслов», гибридной, информационной, психологической,третьей мировой войной... Но отличительной особенностью этой войны является то, что оружием становится СЛОВО, и по разрушительной силе с ним не может сравниться ничто другое. Катастрофичными являются процессы, происходящие в этом плане: обессмысливание слов, выхолащивание и подмена понятий.Трагично и то, что происходит в результате с людьми, со всеми нами… Возможно ли, чтобы тот, кто это делал, не понимал, не задумывался? Или уже «притерпелись к худу», говоря словами героя рассказа Е.Носова «Кукла», и потому перестали замечать и реагировать?
Слово, как и человек, имеет тело и душу, душа слова – глубина его смысла. Отними смысл, лиши его глубины – мёртвым и пустым оно станет. Мёртвое слово мертвит и человеческую душу, поэтому, наверное,наблюдается ещё одно явление происходящей катастрофы: стало много болезненно болтливых людей, порок этот не щадит людей любого возраста. Сошлемся на высказывание врача-психотерапевта, автора книги «Терапия души» Невяровича В.К.: «Опустошающая наши души беспринципная болтовня превратилась в России в государственную эпидемию невиданного масштаба. Отсюда длинные, затянутые совещания, нечитаемые статьи и постановления, пространные разглагольствования беспринципных демагогов»[3].Слово, являясь духовной пищей, необходимо для полноценной жизни человека, но мёртвое слово делает голод или эту духовную жажду неутолимой, подобно адским мукам Тантала, который стоя по горло в воде, не может напиться, утолить мучительную жажду. Болтливые люди так же говорят и не могут наговориться, и слушать их невыносимо мучительно для окружающих."Многоречивый опротивеет", – говорится в Библии (Сир. 20, 8). Прискорбно, что поражает эта болезнь и нас, учителей;вспоминаются слова поэта А.Вознесенского: «Тарахтим как пустые сеялки разумного, доброго, вечного…».
Дети приходят в сентябре, полные желания и веры, что у них получится хорошо учиться. Они с жаждой готовы слушать слова учителя, того, кому они подчас доверяют и подчиняются больше, чем родителям, потому как иные отношения вступают в силу: детям нужна информация, которой владеет значимый для них взрослый. Он для них притягателен,как таинственный сосуд, и потому имеет авторитет, априори интересен как личность, и они щедро готовы дарить ему свою любовь. Но сентябрь проходит, и мечты о пятёрках разбиваются о гранит науки, маски благодушия спадают с учителей под прессом навалившейся бумажной работы, отнимающей у них возможность заниматься главной его работой, заключающейся в живом контакте, диалоге с ребёнком, взаимодействии, способности слушать и слышать другого человека. Иот инструмента-сердца автоматически переключаемся на инструмент-язык и говорим, говорим… затверженные за много лет фразы, теряя связь слова с его смыслом, не чувствуя сердца того, кому мы это говорим, видя перед собой не отдельно взятых, живых, маленьких, таких разных детей, а аудиторию, безликую массу.Так учитель превращается в функционера, эквилибриста, халтурщика, механически выдерживая те сверхнагрузки в полторы и даже две ставки, которых не должно быть для того, чтобы он был по-настоящему полезен детям и государству. Где уж ему в этой гонке на спринтерских скоростях заметить робкий вопрошающий или обиженный невниманием взгляд ребёнка? Этот момент умертвления живого в душах и детей, и учителей трудно не заметить. Это тожепроявление войны, где«полем битвы являются сердца человеческие». Как не дать погибнуть этим росточкам живых человеческих чувств? Как учителю остаться тем солнцем, тем магнитом и твердыней под ногами, в которыхтак нуждается ребёнок? Ответ напрашивается, он кажется таким простым – вернуть жизнь Слову, чтобы не мертвить души. Но что это значит? И как это сделать? Как научиться произносить слова живые, простые и понятные?
В поисках ответа на эти вопросы возникло желание остановить внимание на некоторых словах, имеющих к этомуделу прямое отношение, а именно на смысловом наполнении выражения «духовно-нравственное воспитание», которому отводится в современном образовании более чем значимая роль. При всём этом часто наблюдается странная вещь: даже для многих специалистов в области образования нет разницы между понятиями «нравственное воспитание» и «духовное воспитание», содержание лекций и докладов на эту тему сводится к отчёту о проведённых культурных мероприятиях, профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни и прочих безусловно нужных делах. Вот, например, цитата, автора которой найти оказалось затруднительно, потому что она кочует в сети из одной публикации в другую:«Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности – религиозной. Религиозность – это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др. – это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями»1.
Как возможно согласиться с данным утверждением, как не заметить отсутствие глубины понимания сути вопроса, поверхностность суждения? Корректно ли сводить духовно-нравственное воспитание только к этической и культурной сфере, сворачивая полноту смысла, избегая таких неудобных разговоров о религии?
В главных задачах школы видим также«воспитание конкурентоспособности и лидерских качеств», претящее пониманию того, что сознанию русского человека на генетическом уровне свойственна соборность – ощущение, что все люди есть клетки единого тела и каждая клетка на своём месте выполняет свою функцию. Не могут они конкурировать друг с другом, не может одна быть главнее другой – все люди равно важны и ценны в их неповторимости и разнообразии, невозможно каждому человеку быть лидером. Ясно же, что борьба за лидерство приведёт к разъединению людей, приводя в действие инфернальный закон «разделяй и властвуй». На наш взгляд, в данном случае мы наблюдаем попытку подмены того, что свойственно природе русского человека, что является генетическим кодом нации, на нечто чуждое.
При попытке разобраться в смыслах понятий«духовное» и «нравственное» будем исходить из культурных ценностей русской природы, учитывая, что эта культура в основе своей православная, сформированная тысячелетней историей. И что литература, изучаемая в школе, не может быть понимаема в её полноте без принятия во внимание того, что русские писатели-классики имели православное мировоззрение, о чём так замечательно сказал выдающийся мыслитель Н.А.Бердяев: «…Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской, даже тогда, когда в сознании своём русские писатели отступали от христианской веры»[1].То есть здесь хочется сказать о том, что как бы ни хотелось кому-то ограничиться лишь светским пониманием «духовности», сведя и уравняв его с понятием «нравственности», данная позиция останется сугубо материалистической, даже атеистической2.А если в деле духовно-нравственного воспитания не выходить за рамки воспитания моральных качеств и развития интеллекта, эстетического вкуса и творческих способностей, эти прекрасные цели не могут быть достигнуты без понимания полноты поставленной задачи. Начнём с того, что значит полнота и что значит гармонично развитая личность.
Человек – уникальное творение, потому как сочетает в себе две природы: материальную и духовную. Носителем материальности является тело человека, духовности – душа и дух. То есть человек одновременно принадлежит двум мирам: видимому и невидимому – и словно скрепка соединяет эти миры, мир горний и дольний, землю и небо. Ещё с первых веков христианства стало господствующим данное воззрение на человеческую природу, так называемая трихотомия3.И если взять за основу эту формулу о трёхсоставности человека: тело – душа – дух, то выстраивается универсальная система. В идеале для гармоничного состояния личностине тело должно диктовать человеку, что ему нужно делать, а душа, состоящая из разума, чувств(сердца) и воли, должна разрешать или не разрешать телу удовлетворять какие-то желания. Душа же, если мы признаём её бессмертной, принадлежит одновременно и смертному человеку, и вечному Богу, создавшему её, вдохнувшему жизнь в человека. Поэтому душа обладает ещё одной способностью – слышать глас Божий. Иногда это называют голосом совести (со-весть), у кого-то открытие этого канала связи приходит с чувством истинной любви (которая «не ищет своего»), у кого-то в момент творческого озарения… Тогда духовность – этоспособностьк диалогу, взаимодействию с Богом, к ощущению своего предстояния перед высшим Судией и Истиной. И тогда душа подчиняется духу.
Духовное и нравственное
PPT / 1.36 Мб
/data/files/r1572948035.ppt (Духовное и нравственное) Если же человек способен воспринимать классическую музыку, обладает глубокими научными знаниями, высоким интеллектом, занимается благотворительностью и пр., он не может ещё считаться духовным, это признаки душевности, но не духовности. И патриотизм ещё не может быть признаком духовности: Гитлер, например, тоже был патриотом своей страны, гражданские войны и революции разгораются всегда под влиянием вдохновляющей идеи патриотизма.
Важно здесь отметить ещё, что развивать тело и душу можно с помощью книг, т.е. посредством получения информации, а вот духовность развивается только через контакт человека с человеком по законам любви, только личность воспитывает другую личность, причём не словом-назиданием, а незримо, на каком-то глубинном уровне, от сердца к сердцу. Этому по книгам не научишься. Ведь одно дело, если, например, ребёнок выполняет задание учителя, чтобы двойку не получить или чтобы дома не наказали, и совсем другое дело и результат обучения другой, если он выполняет задание, потому что уважает и любит своего учителя. И благотворительностью можно заниматься по разным причинам: можно, имея корыстные цели, а можно из искреннего сострадания к ближнему. Вот о чём надо помнить, когда мы говорим о формировании правильной мотивации к учебной деятельности. Спросите у детей, у родителей, зачем им школа – чаще всего ответ связан с материальными благами: хорошая профессия в значении доходная. Такой идеей ребёнка не вдохновишь! Легче и интереснее будет ему учиться, если будет помнить о том, как здорово открывать в себе какие-то способности, когда что-то получается, как обрадуются его сегодняшним успехам дома и сколько пользы он смог бы в будущем принести людям, если научится что-то делать хорошо.
Таким образом, христианское представление о человеке, о его трёхсоставности, можетпозволить каждому человеку найти способы и пути к достижению гармонии, а в воспитательной работе педагогу быть более эффективным. И в преподавании литературы в школе позволяет открывать такие глубины и неисчислимые богатства, без которых собственно и не может происходить полноценное изучение литературы.
Принципиальное отличие и ценность предмета «Литература»в сравнении с другими школьными предметамисостоит в том, что литература в первую очередь не знаниевый предмет – она обладает мощнейшим воспитательным потенциалом, формирует систему ценностей,учит жизни. Воздействуя последовательно на чувственную сферу (слух, зрение, эмоции), будит мысль и побуждает к действию (волевая сфера души) в ситуации выбора, незаменима в процессе самопознания и самовоспитания. Литература, являясь отражением жизни, предлагает нам модели разных жизненных ситуаций и пути развития с определёнными финалами: что будет, если пойдёшь направо, налево или прямо. Ведь нам всё время приходится находиться в ситуации нравственного выбора, и как подчас трудно бывает решить, что есть добро и зло. Литература помогает нам увидеть и понять мотивы поступков героев, результат их действий и потом уже судить их, а вслед за этим понять и самих себя. Что, например, заставило героиню пьесы Н.ОстровскогоКатерину взять ключ, чтобы пойти на свидание с любовником и, соответственно, изменить мужу, преступить закон? Что побудило Татьяну Ларину отказать себе в праве на любовь и остаться верной мужу? А что толкнуло Анну Каренину под поезд? Отвечая на подобные вопросы, коих огромное множество, нам предлагает классическая литература, мы не можем не касаться вопросов, связанных с мировоззрением самих авторов, стоит отметить, сформированном на почве православной культуры; не можем не касаться и философских определений морали, нравственности, духовности, не говорить о тех вечных космических законах, которым подчиняется жизнь. Учась делать какие-то выводы и умозаключения, необходимые детям для того, чтобы в будущем выдержать испытание жизнью,школьники должны сначала получить от учителей базовые знания о действии этих законов, должны научиться отличать внешнее поведение от внутренних мотивов, отличать нравственное от духовного.Только при этом условии человек может получить возможность и силу противостоять злу в самом себе прежде всего. А значит сами педагоги для начала должны разобраться в этих нюансах.
Опираясь на положения христианских философов и богословов о трихотомии, нашедшие отражение и в книге Иоанна Лествичника, можно описать механизм действия греха, всегда развивающийся по одной схеме:
сомнение «Правда ли…? (так называемый «прилог»)
внимание «Станешь…»
услаждение «Хочу…»
поступок (предательство)
страх
ложь
убийство[4; 302-307].
Иными словами, стоит только человеку через органы осязания, обоняния, слуха, зрения остановить своё внимание на желании чего-либо, мысль начинает соблазняться, не давать покоя, разжигая сердце желанием обладать, и вот здесь душа уже не принадлежит человеку, она в сетях, человек теряет свободу – он в плену страсти. Разгоревшееся страстью сердце включает волевую часть души и доводит человека до совершения поступка. Если это преступление, то далее страхзаставляет человека скрывать следы преступления, прятаться, иными словами, рождается ложь. И конечной целью этого механизма является физическая смерть человека. Возможность сохранить свободу, спастись легче всего на этапе обдумывания, т.е. не дать мыслям ходу.
Рассмотрим на примере, как эта схема работает и как помогает при анализе произведений литературы. Предложив десятиклассникамчерез эту призму понаблюдать, как А.Н.Островский в драме «Гроза» описывает последовательно все эти этапы, мы можем прийти к интересным и жизненно важным выводам. Ребята уже сами ориентируются и находят и сомнение Катерины – с ключом в руках, взять или не взять, потом «внимание» - стану свободной, и «услаждение» – хотеть любви не грех, и вот она совершает поступок – сначала берёт ключ и потом идёт на свидание к Борису, нарушая слово, данное мужу при венчании, совершает предательство. Интересный вопрос – кого предала Катерина: Тихона, себя, Бога? Иногда такие вопросы становятся предметом рассмотрения на целый урок, рождая живой, заинтересованный диалог, давая пищу уму и сердцу. К чему приводит Катерину это преступление? Страх терзает её, он нагнетается раскатами грозы и угрозами сумасшедшей барыни. А в чём ложь? Ведь она же призналась потом и Борису, и прилюдно? Может быть, ложной оказалась её вера? Что такое это её признание, больше похожее не на раскаяние, а на агонию, на душевный стриптиз, от которого не пришло облегчение, а было только стыднее. Интересно разобраться, чего на самом деле боялась Катерина? И какова природа её страха? Было предложено дома подумать над вопросом: «Страх перед родителями, какой он бывает?»
На следующем уроке в ходе горячего обсуждения приходим к 4 пунктам, при этом ребята предлагают разграничить страх правильный (+) и неправильный (-), еслион унижает человеческое достоинство:
страх наказания (-);
страх лишиться награды (-);
страх угрызений совести(+);
страх причинить боль любимым(+).
И тут предлагается вниманию ребятцитата, принадлежащая известному богослову древности, святителю Василию Великому: «… трояким образом можем мы угодить Богу: или благоугождением Ему, боясь муки, и тогда (находимся) в состоянии раба4; или ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына»[4,298]. Теперь вопрос о природе страха Катерины приобретает конкретные черты: боится муки, наказания за совершённый грех. Обращаем внимание ребят на неслучайность описанной Островским декорации, на фоне которой происходит кульминационное 4 действие драмы: разрушенные от пожара много лет назад стены храма с сохранившимися фресками с изображением геенны огненной. Разрушенный храм как символ разрушенной веры, безбожия не только Катерины, но и всех обитателей города Калинина. Отсутствие веры в любящего Бога-отца рождает суеверныйстрах наказания, а значит страх рабский, лишающий человеческого достоинства. Для многих ребят эта мысль об утрате Катериной веры становится полной неожиданностью:героиня сначала казалась им очень «набожной», и в этой непонятной для них религиозности, вызывающей неприязненное чувство, теперь становится понятна и причина её самоубийства: адские страдания души, ощутившей бесконечное одиночество в пространстве без Бога (если они принимают тезис, что Бог есть Отец и Бог есть Любовь). Островский отобразил всё именно в той последовательности, которая соответствует и христианской философии, и реальности жизни, и, следует отметить, уже имеющемуся жизненному опыту подростков.
Таким образом, осуществляется связь литературы с жизнью иначинается процесс творчества с включением процессов самовоспитанияТеперь и мнение критиков не блокирует мысль своим авторитетом, можно и поспорить, можно рассуждать, можно сопоставлять с другими литературными героями: Раскольниковым, Свидригайловым, Анной Карениной и другими.
Большой интерес вызвал у учащихсяанализ романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В ходе работы родился исследовательский проект под названием «Духовное и нравственное». Много пришлось им передумать и перечитать, чтобы найти ответ на вопрос, может ли человек нравственный быть бездуховным. Толчком к его созданию был другой вопрос, который волнует каждого человека, старшеклассников-максималистов в особой степени: почему человек, прекрасно зная, что такое хорошо и что такое плохо, зная, чего нельзя делать, не может себя остановить, чтобы не делать этого плохого. И как удержаться от совершения этого плохого? Сложные психологические задачи, с которыми подросткам приходится справляться, должны иметь простые формулы решения. Каковым и является способ остановиться на этапе помыслов, примером чему служит теория Раскольникова о разрешении убийства по совести, о том, что любые средства хороши, если цель благородная. Иезуитская теория не нова, но и среди сегодняшних ребят является для некоторых соблазнительной, находятся защитники. Достоевский ведёт нас по пути невыносимых душевных страданий человека, поплатившегося за этот выбор. Предостерегает, что даже самые благородные люди (образованные, бескорыстные, добрые, способные к состраданию и подвигу во имя ближнего, каковым и был Родион Раскольников) не застрахованы от совершения таких страшных злодеяний как убийство. И, конечно же, не случайно столь пристальное внимание уделяет в романе рождению теории и внутреннему монологу героя, демонстрирующих как мысль такая малая и на первый взгляд такая безобидная зарождается сначала в голове, а затем овладевает целиком душой человека, лишает его свободы воли, и отдаёт во власть бесов. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я...» - признаётся Раскольников Соне. То есть мы видим, что недостаточно обладать нравственными качествами, что и нравственный человек может быть бездуховным, если нет вертикали, связывающей человека с Богом. И только когда эта вертикаль по законам любви, на которую Раскольников оказывается способным, в отличие от Свидригайлова, выстраивается, начинается духовное возрождение героя, воскресение его души для жизни.
Смешивая два этих понятия духовное и нравственное, выхолащивая полноту смысла выражения «духовно-нравственное воспитание», акцентируя внимание только на воспитании морально-нравственных качеств, не подвергаем ли мы детей опасности оказаться слабыми в противостоянии со злом?
Спустя несколько лет после описанного опыта работы в старших классах, попытка форсировать ход событий дала другой результат, которым тоже стоит поделиться. В процессе изучения с девятиклассниками повестиМ.Булгакова «Собачье сердце»было принято рискованное решение (с расчетом на «сильный»класс,конец учебного года и желание успеть) дать задание самостоятельно найти ответ на вопрос, может ли человек нравственный быть бездуховным. Хотелось выйти на разговор о душе, о том, что делает человека человеком, почему операция на мозге не привела к превращению собаки в человека, к каким страшным последствиям могут привести великие достижения науки без опоры на признание ограниченности человеческих возможностей в мире без Бога. На просторах Интернета материалов на эту тему можно отыскать много, но выбрать из всего нужное и понятное оказалось делом нелёгким. Ребята запутались, часто подменяя одно понятие другим, за что ругать их у нас нет никакого права. Разве не те же самые ошибки делаем и мы сами?И вот они плоды педагогической ошибки, приводим дословно показательную выдержку из сочинения одной из самых толковых учениц: «Человек не может быть духовным и безнравственным. Духовность воспитывает в человеке нравственность. Под понятием духовный человек подразумевают личность, которая в своей жизни руководствуется религией, именно она непосредственно воспитывает человека. Но человека также воспитывает классическая литература, музыка, искусство, культура: это всё является неотъемлемой частью духовной сферы общества. Но может ли нравственный человек быть бездуховным? Возможно. Но в таком случае человек будет не полностью нравственным или нравственным частично. Нравственность является показателем степени духовности человека. То есть, если человек бездуховный, то о какой нравственности может идти речь? Нравственность формируется религией. Духовность – это сила души человека, самые лучшие качества, таланты, чувства, духовные ценности. Она характеризуется внутренним состоянием личности, мыслями. Через поступки человека можно судить о духовности».
Предвидим улыбки читателей, но делаем это для того, чтобы проиллюстрировать то, о чём говорилось выше: к чему приводят завышенные требования к ученикам. Понятно, что слишком поспешным было желание дать им такое задание, видно, насколько трудно им самим разобраться в вопросах, касающихся внутренней жизни человека, при отсутствии достаточного жизненного опыта. Приводит это к банальному словоблудию, даже лучших учеников можно поставить в ситуацию невыполнимой задачи и тем самым подорвать веру в свои силы и пошатнутьавторитет учителя.
То же самое происходит и со всеми нами: ставим знак равенства между словами дух и душа, нравственность и духовность – при этом облекаем рассуждения в такие заумные словеса… В итоге топчемся на одном месте, никакого духовно-нравственного воспитания не происходит.
Тенденция ставить перед детьми заведомо недостижимые цели: ковать лидерские качества, где их не может быть, или в обязательном порядке изучать предметы, к которым у человека нет способностей – адекватное ли требование? Нормально ли заставлять детей прилежно отсиживать на уроках, непонятно зачем (ни для детей, ни для родителей) вставленных в сетку расписания по чьему-либо распоряжению, обусловленному вполне объективной причиной: человечество живёт в условиях мощного информационного потока, а эти всё время появляющиеся новые знания каким-то образом же надо «помещать» в головы детей, чтобы сделать их конкурентоспособными. Сидит ребёночек на таком уроке и вынужден выдерживать атаку не наполненных для него смыслом, пустых слов, а потом ему устраивают проверку, в результате которой у него естественно формируется комплекс неполноценности. С каждым годом печальная ситуация в образовании усугубляется плодами нашей реформаторской педагогической деятельности: процент здоровых детей в классах всё меньше, неприязненное отношение к школе и к учителям всё сильнее. Качество образования в сравнении с прошлым и с другими странами всё ниже. Неадекватные требования, слова, не подкреплённые делом и лишённые смысла, информационный хаос и абсурдность происходящего вызывают у детей естественное чувство протеста, которое перерастает в проявление агрессии либо на окружающих (сеть переполнена роликами о жестоких нападениях подростков на сверстников, на учителей и даже на родителей), либо на самого себя. Это уже не единичные случаи, а явление, которое трудно не заметить.Не от нас ли, педагогов, нашего неравнодушия, бескорыстия, умения со-переживать, чувствовать ребёнка, а не только вливать в него знания, умения дорожить СЛОВОМ и относиться к нему осторожно и бережно зависит вопрос существования нашего государства и безопасности живущих в нём людей?
Список использованной литературы
Бердяев Н.А. О назначении человека. / Н.А. Бердяев. – М., 1993. –322 с.
Материалы встречи с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Режим доступа http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения 15.09.2019).
Невярович В.К. Терапия души. (Святоотеческая психотерапия). режим доступа http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/nevyarovich-v.k.-terapiya-dushi.-svyatootecheskaya-psihoterapiya.html (дата обращения 15.09.2019).
Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. III. Издание второе, исправленное, дополненное. – М., Храм Святой мученицы Татианы при МГУ. – 2002. – 784 с.
Иванов А. Вечный зов, части 4-5. — М.: Молодая гвардия, 1981. — С. 513. — 884 с.
1 Источник не называется, т.к.достаточно в поисковой строке в сети Интернет вставить эту цитату, как она появляется у разных авторов во множестве публикаций разных лет (прим. автора)
2Российская негосударственная организация Левада-Центр заявляет, что атеистов в 2012 году насчитывалось всего 5%. А граждан, не причисляющих себя к какому-то определенному вероисповеданию – 10%. В 2013 году ФОМ проводил другой опрос. Согласно его результатам статистика атеистов насчитывала 25% неверующих.- https://vawilon.ru/statistika-ateistov/
3Трихотомических взглядов придерживались святой Игнатий Богоносец, святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, преподобный Ефрем Сирин, святой Григорий Нисский, преподобный Нил Синайский, преподобный Иоанн Кассиан, преподобный Исихий Иерусалимский, преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Исаак Сирин, святитель Димитрий Ростовский, преподобный Серафим Саровский и др…
Такие взгляды высказывали в своих сочинениях Аристотель, Платон, Плотин, Филон, Фихте, Шуберт, Шеллинг, Дю - Прель, Яков Беме, проф. Лопатин, знаменитый русский врач Н.И. Пирогов и др. -ttps://lib.pravmir.ru/library/readbook/418
4 Здесь и далее выделено автором
Воропаева Лилия Алексеевна