Разработка внеклассного занятия для обучающихся начальной школы «Слово не воробей…» (3 класс)
Разработка внеклассного занятия для обучающихся начальной школы
Автор: Истомина Татьяна Михайловна,
учитель МБОУ «Кувинская СОШ»
Тема: «Слово не воробей…»
Аудитория: обучающиеся 3 класса.
Цель: осознание роли слова в жизни людей.
Задачи:
1) формировать представления о роли слова в жизни ребёнка;
2) воспитывать культуру речи; укреплять веру в силу добрых слов.
Технология: урок семейной любви.
Оборудование: компьютер, экран для просмотра видеоролика-притчи «Сила слова» (Интернет-источник: https://www.youtube.com/watch?v=2V6ZOGOGSwY) карточки в форме солнечных лучей с «добрыми словами», карточки в форме стрел-молний с «плохими» словами, карточка в форме круга со словами «Словом можно».
Оформление: на доске тема урока «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» с закрытой второй половиной, пословицы: «Доброе слово человеку – что дождь в засуху», «Худое слово и сладким мёдом не запьёшь», «Будь своему слову хозяин».
Ход урока.
Детей рассадить по группам (3-4 чел.) полукругом. У каждой группы на столах листы бумаги для записей, ручки.
Знакомство с правилами работы на уроке семейной любви:
На вопрос отвечает каждый.
Один раз можно пропустить ответ на вопрос.
Не смеяться над ответами товарищей.
Не перебивать своих товарищей.
Разминка «Доскажи словечко».
Растает даже ледяная глыба
От тёплого слова … (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече … (здравствуйте).
Когда бранят за шалости,
Говорим мы … (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).
- О чём мы сейчас вспомнили? (о вежливых словах)
- Прочитайте тему нашего урока («Слово не воробей …»)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О слове)
- А причём здесь воробей? (Дети высказывают предположения).
Блиц-опрос (по кругу), (отвечает каждый).
- Какие слова в свой адрес вам нравится слышать от других людей?
Работа в группах. (Обсуждают вместе, один отвечает от имени всей группы. Дети договариваются заранее, кто будет отвечать.)
- Что ты чувствуешь, когда тебе говорят «молодец», «умница»?
- А какие слова вам бы не хотелось слышать в свой адрес? Почему?
- Что ты чувствуешь, когда тебя обзывают, дразнят?
- Объясните смысл пословицы. (Каждая группа получает одну пословицу).
1) «Доброе слово человеку – что дождь в засуху», 2) «Худое слово и сладким мёдом не запьёшь», 3) «Будь своему слову хозяин».
- Что значит «доброе слово»?
- Что значит «худое слово»?
Методика «Солнышко».
- Какова же сила слова?
- Что можно сделать при помощи слова? (порадовать, обнадёжить, обидеть, утешить, оскорбить, заставить улыбнуться, поблагодарить, признаться в любви, ранить и т.д.)
- Вот какая сила слова!
- Посмотрите, какое у нас получилось солнце: то ли солнце, то ли шаровая молния.
Просмотр видеоролика о человеке, который часто грубил окружающим и со всеми ссорился.
Какой вывод можно сделать по этой притче? (Надо стараться не употреблять в речи плохих слов, не грубить.)
Объясните смысл пословицы «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
И пословица, и притча учат тому, что прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать. Ведь сказать слово легко, как бы не пришлось потом сожалеть о сказанном…
Вернёмся к нашему солнышку. Как его «вылечить»? (Убрать «слова-молнии»).
Слова наши будут греть, как солнышко, только тогда, когда мы будем говорить друг другу только добрые слова.
Рефлексия.
Закончите фразу:
- Я сегодня понял, что …
- Я обязательно буду …
- Я хочу посоветовать …
8. Заключительное слово учителя.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от дел. Я вам желаю, прежде чем произнести слово, хорошо подумать. Разума вам, терпения, спокойствия!
Галина Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна