Внеклассное занятие на тему «Овощи + фрукты + ягоды = здоровье»
Внеклассное занятие на тему
"Овощи + фрукты + ягоды = здоровье"(слайд 1)
Цели.
Образовательные: убедить учащихся в том, что ежедневное употребление в пищу продуктов растительного происхождения обеспечивает организм достаточным количеством витаминов, что положительно сказывается на показателях физического развития человека, способствует формированию здорового жизненного статуса, повышает активность иммунитета к различным заболеваниям.
Развивающие: развивать речь учащихся, активизировать словесно-логическое мышление, формировать абстрактное мышление, устойчивость внимания; интеллектуальное развитие за счёт нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли о необходимости беречь и охранять природу, так как именно она даёт необходимые для здоровья продукты растительного происхождения.
Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация “Овощи + фрукты + ягоды = здоровье; муляжи фруктов – яблоко, персик, лимон; инструкция “Полезные свойства фруктов” для каждой группы; фрукты, овощи и ягоды для дегустации, плакаты с изображением внутренних органов человека; микробов, вирусов и бактерий.
Организационный момент.
Добрый день ребята! Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями. Приготовили своё рабочее место. Сели поудобнее. Спинки ровные, руки положили на парту.
Психологический настрой учащихся.
Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Я прошу вас сегодня быть внимательными и активными. Старайтесь хорошо говорить. Не волнуйтесь, всё будет хорошо.
Речевая разминка.
Какое сейчас время года?
Какой сейчас месяц?
Назови осенние месяцы?
Какая сегодня погода?
Что делают люди осенью?
Кто сегодня дежурный в классе?
Какой сегодня дежурный звук?
Фонетическая зарядка. (слайд 2)
Встали ребята и на одном дыхании произносим звуки:
А, О, У, И
И_______ И _______ И ________
ВИШНЯ, КИВИ, АБРИКОС, СЛИВА, ПОМИДОР, РЕДИС, ПЕРСИК, ЕЖЕВИКА
ДИМА РИСУЕТ ПОМИДОР.
ИНЕССА ЧИТАЕТ СТИХ.
НИКИТА СОБИРАЕТ СЛИВЫ.
Ход занятия
Прежде чем начать наше занятие, давайте ещё раз вспомним наш словарь.
Словарная работа: обеспеченный витаминами, стать привычными, редко, ежедневно, лишний вес, желудок, кишечник, сердце, печень, мозговое кровообращение, почки, вялый, недостаток в пище, подсох, рвётся, не размокла, лоскуток, заплатка, красна девица, прежде, неказиста, мешковата, рассыпчатая, клубни, кальций, магний, калий, фосфор, каротин, железо, винегрет, щи, В1,В2,В6,С, незаменимая пища, вздор, индейцы, томат, итальянцы, переваривать, приправа, рекомендую, различные инфекции, ангина, грипп, микробы, заболевания желудка, полезны, употребление, организм, присутствие, муляжи, сопротивление, цукаты, эссенция, кондитерская промышленность, богаты витаминами, снижает риск, продлевает молодость, запекают в духовке, зреет, осанка, рацион, неприглядные; закаливание, проблемы. (слайд 3 - 5)
Объявление темы. Целеполагание.
Прочитайте тему занятия (один учащийся вслух). (слайд 6)
Что вас интересует по данной теме? (слайд 7)
Что бы вы хотели узнать? (слайд 8). (Cвободные высказывания учащихся)
Что должны выяснить? (слайд 8)
Как влияет на организм человека ежедневное употребление в пищу овощей, фруктов и ягод?
Как обеспеченный витаминами организм борется с различными заболеваниями?
Должны ли овощи, фрукты и ягоды стать привычными на нашем столе?
Упражнение – энергизатор.
Сыграем в игру “Вопрос-ответ”. Правила игры такие: я задаю вопрос – вы дружно отвечаете, одним словом. (слайд 9)
Вы хотели бы постоянно болеть?
Вы хотели бы иметь проблемы с лишним весом, быть полным?
Вы хотели бы, чтобы ваш желудок и кишечник постоянно болели?
Вы хотели бы всегда быть усталым, вялым?
Вывод. Эти проблемы часто возникают у людей, которые неправильно питаются. Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи, фрукты, ягоды.
5. Работа по теме.
Фрагмент №1Овощи. (слайд 10)
П. Когда мы говорим слово “овощи”, подразумеваем не всё растение, а какую-то его часть, которую можно употреблять в пищу. Отгадайте загадку и назовите часть растения, которую используем в пищу.
1. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков… (Горох – семена) (слайд 11)
2. Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я… (Свёкла – корень) (слайд 12)
3. Лоскуток на лоскутке –
Зелёные заплатки… (Капуста – лист) (слайд 13)
4. Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице… (Морковь – корень) (слайд 14)
5. Росли на грядке зелёные ветки,
А на них красные детки. (Томат – плоды) (слайд 15)
6. Прежде, чем его съели,
Все наплакаться успели… (Лук – лист) (слайд 16)
7. Неказиста, мешковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну рассыпчата, вкусна!”. (Картофель – клубни) (слайд 17)
У. Ребята! Назовите, пожалуйста, какие овощи вы ещё знаете?
Р. Перец, фасоль, огурец, редис, тыква, кабачок, чеснок, баклажан….
(слайд 18)
У. Вы наблюдали, наверное, как растут и зреют некоторые фрукты, например, яблоки на яблоне. Какие ровные и стройные у них стволы. Не напоминают ли они вам красивую осанку? Посмотрите друг на друга. Правильно ли вы держите спинки? (Учащиеся под руководством учителя выполняют несколько несложных упражнений на укрепление осанки)
Физкультминутка.(1) (слайд 19)
Ноги на ширине плеч, руки через стороны вверх. Круговые движения руками слегка покачиваясь телом (Ветерок налетел на кустик. Опустили руки, стряхнули капли дождя). (слайд 20)
Выходят дети в кокошниках овощей и читают стихи.
Горох: Рассудите нас, ребята, кто из нас, из овощей, всех полезней и вкусней? Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Я такой хорошенький
Зелёный мальчишка.
Если только захочу, всех горохом угощу.
Во мне много кальция, фосфора, магния, калия. Я помогаю хорошо работать сердцу. (слайд 21)
Свёкла:
Дай сказать хоть слово мне
Выслушай сначала:
Свёклу надо для борща и для винегрета,
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету.
Во мне много магния, поэтому улучшаю мозговое кровообращение и память. (слайд 22)
Капуста:
Ты уж свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пирожки капустные!
Во мне много разных витаминов: B1, B2, B6, C. Я малокалорийна. Являюсь незаменимой пищей для тех, кто решил похудеть. (слайд 23)
Морковь:
Про меня рассказ недлинный,
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты всегда, дружок,
Крепким, сильным, ловким. (слайд 24)
Томат:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж конечно сок томатный.
Я имею два названия. Индейцы меня назвали томатом, а итальянцы золотым яблоком. Во мне много витаминов C, B1, B2, фосфора, калия, каротина, сахара, железа, поэтому я помогаю сердцу, а ещё помогаю желудку хорошо переваривать пищу. Пейте мой томатный сок. (слайд 25)
Лук:
Что там сок, вот я – приправа!
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зелёный лук.
Рекомендую употреблять меня в пищу при различных инфекциях, кашле, ангине, гриппе. Ведь мой сок убивает все микробы. (слайд 26)
Картофель:
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала,
Но картошка всем нужна:
И большим и малым.
Меня включают в диету больных, страдающих заболеваниями сердца и почек. Сок сырых клубней используют при заболеваниях желудка.
(слайд 27)
У. Кто из овощей всех полезней и вкусней? Кто при всех болезнях будет всех полезней? Есть ли такой особенный овощ? (слайд 28)
У. Нет, все овощи полезны.
Вывод. (слайд 29)
П. Как влияет употребление овощей на наш организм?
У. Обеспечивают витаминами, человек становится сильным, меньше болеет.
П. Должны ли овощи присутствовать на нашем столе ежедневно? Почему так считаете?
У. Человек становится сильным, здоровым, меньше устаёт.
Фрагмент №2 Фрукты. (слайд 30)
П. Я думаю, что вы заинтересовались полезными свойствами тех продуктов, которые едите? Тогда работаем дальше. Предлагаю задание “Полезные свойства продукта” (слайд 31). Покажите свои умения работать в группах. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.
Работают три группы; учащиеся получают по одному фрукту. Педагог знакомит учащихся с инструкцией по выполнению задания.
Инструкция.
Рассмотрите плод и ответьте на вопросы: (слайд 32)
Как называется плод?
Каков он на вкус?
Каков плод по окраске, форме, величине?
Чем полезен данный продукт?
Какие блюда можно из него приготовить?
Подготовьте одного выступающего по вопросу; второй ученик готовится дополнить ответ выступающего.
Задание для 1 группы.
Лимон. Кислый на вкус. Богат витамином С, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. В народной медицине применяют при заболевании сердца. Плоды лимона находят большое применение в кондитерской промышленности: конфеты, цукаты, эссенции. (слайд 33)
Задание для 2 группы.
Яблоко. Богаты плоды витаминами C и P. Ежедневное употребление в пищу 1-2 плодов снижает риск возникновения простудных заболеваний в три раза. Рекомендуют употреблять яблоки при заболевании печени и почек. Яблоки продлевают молодость, придают силу, помогают бороться с болезнями. Из яблок готовят варенье, джем, крем, компот, сок, запекают в духовке. (слайд 34)
П. Лимон, яблоко. Как можно назвать одним словом?
У. Фрукты.
П. Какие ещё фрукты вы знаете?
Д. Груша, киви, банан, персик, абрикос, слива, вишня, черешня, айва и др. (слайд 35)
Вывод. (слайд 36)
П. Почему важно ежедневно употреблять в пищу фрукты?
У. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ.
Фрагмент №3
Физкультминутка 2. (слайд 37)
Ноги на ширине плеч, руки свободно опущены (Выглянуло солнышко, дождь прошёл). Потягивание: вдох, подъём на носки, руки ладошками вверх, опускание на всю ступню, наклон туловища вперёд, руки через стороны вниз и медленно “захлестнуть” ими себя – глубокий выдох через рот. Повторение 5 раз. (слайд 38)
Фрагмент №4 Ягоды. (слайд 39)
У. Итак, спины выпрямили, голову держим гордо, высоко и красиво. Садимся по местам. Есть такая поговорка: “Мы – это то, что мы едим” (слайд 40). Для того, чтобы быть здоровым, надо кушать много овощей и фруктов. Мы теперь знаем, что в пищу нужно употреблять овощи и фрукты, а ещё и ягоды.
Отгадайте загадку – назовите ягоду.
Загадки:
1. На припёке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки – собираем огоньки. (Земляника) (слайд 41)
Целебными являются не только ягоды, но и листья, цветки и семена; употребляют землянику при заболевании желудочно-кишечного тракта; настой из листьев - хорошее мочегонное средство.
2.Чёрненька, маленька, сладенька
Ребятам миленька. (Черника) (слайд 42)
Благотворно влияет на зрение; помогает при заболевании почек.
3.Я красна, я кисла, на болоте я росла.
Созревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква) (слайд 43)
Сок из этих ягод употребляют при заболевании, сопровождающемся высокой температурой.
4.Сладкая, душистая, выросла в лесу тенистом.
Я могу расти в саду, летом в гости к вам приду.
Состою из долек малых, очень сочных, вкусных, алых. (Малина) (слайд 44)
Применяют как жаропонижающее средство; содержится много витаминов K, Ca, Mg, Fe. Одна из наиболее ценных ягод.
У. Назовём все ягоды, которые отгадали. Какие ягоды ещё знаете?
Д. Смородина, крыжовник, голубика, черёмуха, ежевика и др. (слайд 45)
У. В рационе питания ягоды должны быть не только летом и осенью, но и зимой и весной.
Задание для групп: “Как сохранить ягоды, собранные летом до весны?”. (слайд 46)
Сушить (малина) (слайд 47)
Замораживать (любые ягоды) (слайд 48)
Варить с сахаром (варенье) (слайд 49)
Варить компот, сок (смородина) (слайд 50)
Вымачивать (брусника) (слайд 51)
Вывод. (слайд 52)
П. Как влияет ежедневное употребление ягод на наше здоровье?
У. Человек получает много витаминов, меньше болеет, меньше устаёт, хорошо выглядит.
Фрагмент №5
Дидактическая игра “Отгадайте овощи и фрукты по вкусу” (слайд 53)
Задача: Закрепить знания детей об овощах и фруктах, определять их по вкусу; психологическая разгрузка на уроке.
Игровые правила: отгадывать овощи, фрукты и ягоды только на вкус, не открывая глаз.
Ход игры: педагог на подносе приготовил небольшие кусочки овощей. Подходя к ученику, предлагает закрыть ему глаза и даёт на салфетке какой-либо кусочек. Нужно попробовать на вкус, назвать растение и рассказать о нём.
Фрагмент №6
Твой правильный выбор? (слайд 54)
П. Перед вами две тарелки: в первой грязные, неприглядные овощи, во второй - овощи чисто вымыты, красиво уложены. Какая тарелка вам больше нравится?
У. Вторая тарелка.
П. А почему вы её выбрали? Чем она отличается?
У. Овощи чисто вымыты.
П. Не забывайте о том, что овощи, фрукты и ягоды необходимо тщательно мыть. А как вы думаете для чего? Для красоты?
У. Овощи, фрукты, ягоды мы моем в первую очередь, чтобы смыть грязь, микробы, иначе они принесут не пользу, а вред. (слайд 55)
П. Ребята! Мы знаем, что такое овощи, фрукты и ягоды. И сейчас мы поиграем с вами в игру «Наполни корзину». Вы разделитесь на группы, каждая из групп будет наполнять свою корзину: 1 – только овощами, 2 – только фруктами и 3 – ягодами.
Дидактическая игра «Собери урожай». (Раздаточный материал из картинок с овощами, фруктами и ягодами. Каждая группа должна собрать свой урожай по группам – овощи, фрукты и ягоды). (слайд 56)
6. Подведение итогов. (слайд 57)
Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем.
П. Почему важно использовать в питании овощи, фрукты, ягоды?
У. Они не только вкусны, но и полезны; сохраняют людям здоровье, помогают вернуть его тем, кто заболел.
П. Как обеспеченный витаминами организм борется с различными заболеваниями?
У. Снижается риск возникновения заболеваний; если человек заболел, то болезнь протекает очень быстро, без осложнений.
П. Должны ли овощи, фрукты и ягоды стать привычными на нашем столе?
У. Эти продукты необходимо употреблять в пищу ежедневно.
П. А нужны ли вам знания, полученные на сегодняшнем занятии в жизни?
У. Эти знания могут быть полезны для здоровья; помогут правильно питаться; меньше болеть.
7. Практическое задание.
Аппликация. (слайд 58)
(Надо вырезать из цветной бумаги любую заготовку: овоща, фрукта или ягоды и сделать аппликацию.)
П. Ребята! На доске у нас корзина, которую вы сейчас наполните своими любимыми овощами, фруктами и ягодами. (дети поочерёдно крепят в корзине свой выбор)
П. А сейчас посмотрите, пожалуйста, на нашу корзину, что вы видите?
У. Овощи, фрукты и ягоды.
П. Верно, а как можно назвать по - другому?
У. Корзина с витаминами.
П. Молодцы.
П. Ребята, давайте вспомним название нашего занятия.
У. "Овощи + фрукты + ягоды = здоровье"
П. Как вы думаете, это правда или нет?
8. Подведение итогов занятия.
(Дети поднимают «рожицу человечка», которая подходит, как ему кажется, к нашему занятию – весёлый или грустный.)
Спасибо. (слайд 59)
До свидания. (слайд 60)
10
"Овощи + фрукты + ягоды = здоровье"
PPTX / 17.62 Мб