12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мартюшова Валентина Павлиновна19
0

Логопедическое занятие «Развитие фонетико-фонематического восприятия на материале «Фрукты, овощи»

Обучение грамоте

(1 класс, 1 четверть)

Логопедическое занятие по теме:

«Развитие фонетико-фонематического восприятия на материале «Фрукты-овощи».

 

Цели и задачи: - развитие пространственных и временных представлений;

- развитие фонематического слуха, звукового, слогового анализа и синтеза;

- развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, словесно-

логического мышления;

- развитие и обогащение словаря;

- уточнение понятий «звук», «слог», «слово»;

- развитие речи (умение доказывать правильность своего ответа).

Оборудование: предметные картинки на тему: «Фрукты. Овощи»;

иллюстрации с изображением сада и огорода;

мягкая игрушка «зайчик» с лукошком;

таблица с предметными картинками (см. Приложение 1);

схемы звуков.

Ход занятия:

 

1. Повторение пройденного материала.

Цель: повторить звуки русского языка, учить различать их по характерным признакам.

1. Беседа:

Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки русского языка?

Приведите примеры гласных звуков.

Докажите, что это гласные звуки.

Обобщение учителя: гласный звук состоит из голоса, поётся, не встречает преграды. Образует слог.

2. Развитие речевого дыхания:

Произнести на выходе: а – о – у; у – ы – а; э – и – о.

Учитель: Приведите примеры согласных звуков и докажите.

Обобщение учителя: согласный звук состоит из шума или из голоса и шума, встречает преграду (губки, зубки, язычок), не образует слог.

3. Задания на дифференциацию согласных и гласных звуков.

Учитель хаотично называет звук – ребенок показывает колокольчик соответствующего цвета.

Цель: учить соотносить звук с его изображением на схеме.

Колокольчик красного цвета какой звук обозначает?

Колокольчик синего цвета обозначает… (согласный, твердый).

Колокольчик зеленого цвета обозначает… (согласный, мягкий).

4. Задания на дифференциацию согласных по твердому – мягкому звучанию.

Па – это звук или слог? Составьте звуковую схему.

Пя – составьте звуковую схему.

Чем отличаются эти слоги (в 1-ом слоге согласный звучит твердо, во 2-ом мягко).

5. Игра «Внимательные ушки»

Цель: развитие фонематического слуха, направленного на дифференциацию согласного звука по мягкости и твердости.

Задание: отражено за логопедом повторить слоговые дорожки:

та – тя – та, во – вё – во.

зы – зи – зы, ка – кя - кя

му – мю – му, си – сы - си

дэ – де – дэ, фо – фё - фо

 

6. Игра «Узнай, что это?»

Цель: дифференциация звука и слога, развитие слухового внимания.

Учитель вразбивку называет звуки и открытые слоги. Дети поднимают 1 руку, если услышат отдельный звук и обе руки со сплетенными пальцами, если прозвучал слог.

 

II. Новый материал.

1. Беседа о временах года.

Цель: Обобщение знаний временных понятий; развитие речи, мышления, слухового внимания.

Учитель: - Какое время года сейчас идет (осень).

- Докажите.

- Назовите осенние месяцы.

- Повторим хором.

- Что общего в произношении этих слов? (Заканчиваются одинаково: ..ябрь).

2. Задания на развитие пространственного ориентирования на листе бумаги.

Цель: умение правильно выполнять инструкцию, вспомнить изображение геометрических фигур; развитие внимания, зрительного восприятия.

- Что нам дарит осень?

У каждого ученика карточки с изображением предметов (Приложение 1).

а) – Что находится в самом центре листа (огурец).

б) – Обведите его в овал.

в) – От центра 2 клетки вверх, 2 влево (груша) – нарисуйте в той клетке треугольник.

г) – Второй столбик, вторая клетка снизу (репа) – обведите в квадрат.

д) – Что находится слева от репки? (морковь) – обведите в прямоугольник.

(По ходу выполнения этого задания на доске вывешиваются иллюстрации с изображением

огурца, груши, яблока, репы, моркови).

 

3. Задания на развитие зрительной памяти. «Внимательные глазки».

На доске появились предметные картинки: огурец, груша, яблоко, репа, морковь.

Внимательно посмотрите, произнесите хором.

Закройте глазки. В это время учитель меняет предметы местами. Откройте глаза.

- Что изменилось?

4. Беседа.

Цель: развитие умения классифицировать предметы.

- На какие 2 группы можно разделить эти предметы? (учащиеся раскладывают предметы по

группам: овощи, фрукты).

- Где растут фрукты? (иллюстрация сада)

- Где растут овощи? (иллюстрация огорода)

5. Игра «Отгадай».

Цель: развитие слогового синтеза и классификации предметов.

Отгадайте – какое слово я задумала. Для этого буду произносить слово по слогам с

интервалом 3-5 секунд. Вы должны соединить слоги и произнести полученное слово.

Ви – но – град. Что это? (фрукт).

(Классифицируем на группы: «Фрукты. Овощи» и дополняем , вывешивая иллюстрации на доску).

Ба – нан.

Ка – ба – чок.

А – пель – син.

Бак – ла –жан.

Цель: Развитие звукового синтеза, слухового внимания.

Учитель произносит слово по звукам с интервалом 3-5 секунд.

Соедините звуки и произнесите полученное слово.

Л – у – к. Что это? (овощ). Картинку вывешиваем на доску к группе овощей.

Л – и – м – о – н.

3) Задания на развитие словарного запаса.

Цель: уточнение и обогащение словаря, учить образовывать прилагательные от существительных.

Сок – что это?

 

Обобщение: сок – жидкость, содержащаяся в растениях, например, березовый сок. Сок – это

напиток, приготовленный из плодов.

- Как называется сок из яблок? (яблочный)

- Как называется сок из апельсинов (апельсиновый)

- Как называется сок из моркови? (морковный)

- Как называется сок из винограда (виноградный)

- Как называется сок из груши? (грушевый)

- Как называется сок из огурцов? (огуречный)

Учитель: Как думаете, почему надо употреблять фрукты и овощи круглый год?

Обобщение: в них содержится много витаминов, нужных для развития, укрепления и роста

человека).

6. Задания на развитие слогового и звукового анализа.

На доске предметы с изображением фруктов: виноград, банан, апельсин, яблоко, лимон, груша.

Учитель: К нам в гости пришел зайчик. Что он любит больше всего? Для этого нам надо определить, подобрав к схеме в его лукошке названия фруктов. Ваша задача: найти фрукты, названия которых состоят из 2-х слогов.

(Лимон, груша, банан – кладем в лукошко зайчику).

Лимон – очень кислый фрукт, едят его по чуть-чуть. Давайте разложим его на звуки и составим схему (1 ученик у доски, остальные на местах).

III. Итог.

- Что нам дарит осень?

(осень нам дарит огромное разнообразие овощей и фруктов, ягод и грибов).

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.