Внеклассное занятие: «Умеешь ли ты дружить?»
Подготовила и провела воспитатель 4 класса: Чеботарь Н.Ю.
Тема занятия: «Умеешь ли ты дружить.»
Цель: Сплочение коллектива детей, воспитание культуры взаимоотношений, развитие творческих способностей обучающихся, положительной мотивации поведения, логического мышления, памяти. Создать условия для формирования у младших школьников понятий “дружба”, “настоящий друг”, “дружеские отношения”.
Задачи:
- учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
- формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, уважение друг к другу, потребность в умении ценить дружбу.
Оборудование:
технические средства:
мультимедийная установка;
компьютер;
видео клип “Песня о дружбе”;
презентация “Умеешь ли ты дружить”?
дидактический материал:
памятка “Правила дружбы”;
карточки-задания;
модель “Дом дружбы”;
сердце – кармашек;
"Ладошки".
Ход занятия:
Организационный момент. (1,5 мин.)
Диалог между воспитателем и обучающимися.
– Поговорим?
– О чем?
– О разном и о прочем.
– О том, что хорошо.
– И хорошо не очень.
– Поговорим?
– Поговорим. Вдруг будет интересно.
Девиз нашего занятия :«Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно мне для жизни, То и буду выбирать!»
Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)
2.Вводная часть.
Воспитатель: А чтобы тему нашего занятия узнать, нужно нам в игру "Кто с кем дружит?» поиграть.
Чип и : (Дейл)
Себастьян и : (Русалочка)
Попугай, слон , мартышка и : (Удав)
Аладдин и : (Жасмин)
Мальвина и :( Буратино)
Любава и : (Алеша Попович)
Какое слово получилось? А тема нашего занятия «Умеешь ли ты дружить?»
3.Основная часть.
Воспитатель: Какое прекрасное слово - "Дружба". Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть. Произносишь слово "Дружба" - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Друг - это книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг - это мама, которая обязательно поможет в трудную минуту, друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя , когда тебе будет плохо. Для каждого из нас свое представление о дружбе, главное отличить настоящую дружбу от ненастоящей, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвёт ее из рук.
Hу зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
О какой дружбе говорится в этом стихотворении? (ответы детей).
Игра «Слова» Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим другом. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова запомнитеи подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг? А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Воспитанники пишут, сворачивают и выбрасывают в урну)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Да и нет». Я задаю вопросы, а вы отвечаете.
Вы умеете дружить?
Честно правду говорить?
Друга выручим всегда?
Врать не будем никогда?
Кинем камнем кошке в след?
Возьмём в автобусе билет?
Грязь смываем без труда?
Мы лентяям шлём привет?
С другом ссоримся иль нет?
Вам понравилась игра?
Моделирование. Строительство Дома Дружбы.
Воспитатель: Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.
Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы:
Воспитатель: А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?
Горе |
Злость |
Жадность |
Зависть |
Воспитатель: Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?
Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней глади.
А сможете ли вы сами, без посторонней помощи, определить, какому человеку плохо и кто нуждается в помощи? А как вы это поймете? (По выражению лица, по его поведению, состоянию).
Игра «Помоги другу» На картинки изображение человечка с плохим настроением. Нужно помочь ему выполнить задание (после выполнения задания картинка меняется на улыбающегося человечка).
«Ребята! Я предлагаю вам выполнить 9 заданий, но они разные по сложности.
В карточке №1 – очень легкое задание, во второй – труднее, в третьей еще труднее, и т.д., а в карточке № 9 – самое сложное. Сейчас каждый для себя решает, какая карточка ему по силам. Затем вы договариваетесь, кто какую себе возьмёт. Называете свой номер я записываю его. Также обсуждаете, кому нужно предоставить карточку «Помощь воспитателя» или «Помощь друга». Затем приступаете к выполнению заданий. После выполнения, совместно проверяете их решение».
(Звучит мелодия, дети выбирают, решают каждый свое задание, затем задания проверяются).
Карточки - задания:
Отметь кружочком правильный ответ:
А) 70 – 46 =24 Б) 76 – 40 = 34 В) 85 +15 = 90
Отметь правильный перенос слова:
А) У – читель Б) Учи – тель В) У чител –ь
Реши анаграммы и запиши их:
Д р ж а б у (дружба) П м о щ ь о (помощь)
Выдели два слова в скобках, наиболее подходящих для слова перед скобкой:
Игра (игроки, хоккей, правила, футбол, стадион).
Какое слово лишнее, подчеркни.
Казань, Москва, Алеша, Нижнекамск.
Вставь пропущенную букву, назови орфограмму: тра…ка - …….
Определи связь слов, допиши четвертое слово:
Школа : обучение = больница : ? Труд : польза = лень : ?
Ребята, посмотрите и скажите, меняется ли состояние человека, которому помогают в беде?
(Человек начинает смотреть и видеть вокруг себя красивые поступки, вещи, видит доброе отношение людей к себе, ему становится радостнее, и он сам к ним начинает хорошо относиться).
Воспитатель: Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т.д.)
Воспитатель: Да, нужны правила дружбы.
Составление правил дружбы.
(Дети выполняют творческое задание “Мой рецепт дружбы” собрать из слов)
Золотые правила дружбы (на слайде).
1. Помогай другу в беде.
2. Умей разделить с другом радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга.
8. Умей признавать свои ошибки.
9. Относись к другу как к себе.
Воспитатель: Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать их, то станете настоящими друзьями. А еще ребята я хотела бы показать как дружат животные (показ слайдов)
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица — с небом,
Как травы — с лугом,
Как ветер — с морем,
Поля — с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!..
Давайте, люди,
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар!
3.Закрепление.
Воспитатель: Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
- Каких карточек больше?
Сейчас я вам предлагаю вам памятки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться.
Законы дружбы.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.
3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
Воспитатель: В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте Я. Ну как, получается? Прочитайте нам …
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
Воспитатель: Посмотрите, какое сердце на доске. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. В это сердце - кармашек мы опустим сейчас "ладошку" со своими пожеланиями. (дети заранее готовят ладошку, вырезают и раскрашивают с одной стороны). Напишите пожелания себе, классу, друзьям и опустите в кармашек.
Рефлексия деятельности.
Ребята у вас на партах лежат рисунки колосков. Сейчас мы с вами из этих колосков составим пшеничные снопы (букеты)
Когда пшеница созревает, какая она становится? (желтая)
А когда она ещё не созрела, то колосья какие? (зеленая)
Подумайте, вы уже научились дружить, наши «колоски» созрели для настоящей дружбы?
Если «да», то раскрасьте желтым цветом, если кто – то ещё не созрел, а только учиться быть настоящим другом, раскрасьте зеленым цветом.
Теперь свои колоски прикрепите на доску, желтые к желтым, зеленые к зеленым.
- Какой сноп больше?
У вас на партах лежат рисунки с солнышками и тучками. Если наше занятие вам понравилось, покажите солнышко, а если нет – тучку.
Как много засияло солнышек! Значит, все наши колоски согреваются теплом и светом! Зеленых колосков не останется, все они станут желтыми, золотистыми, дружными!
Воспитатель: А теперь встанем в круг, давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: "Давайте жить дружно!". И в честь нашей дружбы я предлагаю провести салют. (круг разбивается на 3 команды: красный, желтый, зеленый. По команде "Красный!" хлопает команда 1, по команде "Желтый!" команда 2, по команде "Зеленый!" команда 3. Затем учитель дает команду: "Красный! Желтый! Зеленый!" Общий салют.
Воспитатель: Спасибо! Занятие окончено.
1. Помогай другу в беде.
2. Умей разделить с другом радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое. 5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга.
8. Умей признавать свои ошибки.
9. Относись к другу как к себе.
Законы дружбы.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.
3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
Отметь кружочком правильный ответ:
А) 70 – 46 =24 Б) 76 – 40 = 34 В) 85 +15 = 90
Отметь правильный перенос слова:
А) У – читель Б) Учи – тель В) У чител –ь
Составь слова
Д р ж а б у ( ) П м о щ ь о ( )
Какое слово лишнее, подчеркни.
Казань, Москва, Алеша, Нижнекамск.
Отметь правильный перенос слова:
А) Вос-питатель Б) Воспи-татель
В) Во-спитатель Г)Воспита-тель
Д)Воспитат-ель Е) Воспитате-ль
Определи связь слов, допиши четвертое слово:
Школа : обучение = больница :
Труд : польза = лень :
Составь слова
Д у р г ( ) У ы к л а б ( )
Отметь кружочком правильный ответ:
А) 82 – 36 = 54 Б) 76 – 40 = 34 В) 85 +15 = 90
Г) 100 – 45 = 55 Д)74 + 28 = 100 Е) 42 +28 = 85