Внеклассное мероприятие для 9 класса «Умеем ли мы говорить "нет"»
Тема: Умеем ли мы говорить НЕТ
Возраст : 15-16 лет
Место проведения: классная аудитория
Предварительная подготовка: разработать сценарий, подготовить тест, вырезать ромашки, изготовить макет корзинки, оформить мультимедийную презентацию, подобрать проблемные ситуации в соответствии с темой.
Оформление и оборудование: мультимедийная презентация, мультфильм «Все в твоих руках», распечатки тестов – 11 штук, памятка «Алгоритм два О» - 11 штук, макет корзины - 11 шт., ромашки – 11 штук, карточки с описанием проблемных ситуаций – по одной на группу
Цель: Научить учащихся говорить «нет» в ситуациях, когда это необходимо.
Задачи:
Обучающие:
– Рассмотреть разные конструктивные виды отказов.
– Помочь обучающимся в выработке собственных мировоззренческих взглядов.
Развивающие:
– Способствовать активному включению учащимися сферы эмоций и чувств, а также ассоциативного мышления.
Воспитательные:
– Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей); этики групповой работы; культуру поведения школьников.
Принципы, которых учитель придерживается на мероприятии:
а) Личностно- ориентированные принципы.
Принцип адаптивности.
Принцип развития.
Принцип психологической комфортности.
б) Деятельностно-ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности.
Принцип управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
Используемые приемы и формы работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления обучающихся:
Система вопросов (учитель является модератором беседы и высказываний учеников в течение всего классного часа)
Создание проблемных ситуаций,
Организация диалога.
Разные уровни проблемно-эвристического решения ситуаций.
Планируемые результаты воспитания.
В результате проведения занятия обучающиеся должны научиться:
– Соотносить ситуацию и необходимую форму отказа.
– Вежливо отказывать человеку.
–Гибко выстраивать отношения делового сотрудничества.
Ход мероприятия
Тот, кто не умеет сказать нет, должен быть назван рабом. Николя Шамфор, французский писатель, мыслитель |
Этапы мероприятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент. Актуализация темы. 2 мин II. Проведение теста 2 мин III. Анализ теста 1 мин IV. Фронтальная работа 2 мин V. Работа в парах 2 мин VI. Формулировка способов отказа 1 мин VII. Работа с презентацией 2 мин VIII. Слово учителя 1 мин IX. Работа в мини-группах 3 мин X. Работа над алгоритмом «Два О» 4 мин XI. Рефлексия 2 мин XII. Просмотр притчи «Все в твоих руках» 2 мин |
- Здравствуйте, уважаемые собеседники. Николя Шамфор, французский писатель и мыслитель сказал: «Тот, кто не умеет сказать нет, должен быть назван рабом». -Как вы понимаете эти слова? Что вас заинтересовало? Взволновало? Какую проблему поднимает писатель? Тема нашего занятия «Умеем ли мы говорить нет» Слайд 2 - Какое слово вызывает больше положительных эмоций – «да» или «нет»? А почему? - А какое вам легче произнести? Еще древнегреческий философ Эпиктет подчеркивал: «Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин». В жизни надо уметь говорить «нет». Вы умеете говорить нет? Предлагаю проверить с помощью теста, умеем ли мы говорить «нет». Слайд 3 - Есть такие ребята, у кого только слово «да»? - Вам трудно было сейчас сказать «нет»? Почему? - Бывают ли в жизни ситуации, когда надо сказать «нет»? - Это ситуации, которые приносят вам вред. Они могут быть разными - потеря времени, неудобства или угроза здоровью. - Приведите примеры таких ситуаций Поэтому надо учиться говорить «нет». - А какими чертами характера надо для этого обладать? Посоветуйтесь в парах и сформулируйте ответ Слайд 4 - А сколькими способами можно сказать «нет»? Попробуйте сформулировать способы отказа. Обратимся к слайду. Слайд 5 Спасибо, нет! Сейчас не время. Назвать причину, почему отказываешь. Сменить тему разговора. Сказать НЕТ и уйти прочь. Игнорировать. Повторять НЕТ как автомат Если мы не умеем говорить «нет», то мы будем постоянно оказываться в роли жертвы. Отказать собеседнику порой бывает нелегко, Иногда нам хочется искренне помочь, и мы делаем это, получая в награду признание, Но бывают случаи, когда мы понимаем, что оказание помощи принесет нам массу неудобств и трудностей. Многие люди считают, что они могут потерять симпатии окружающих, если будут отказывать им в просьбах. На самом деле искренний отказ порой звучит лучше, чем неискреннее согласие. Попробуем сформулировать разные виды отказа на следующие ситуации. Отказ должен быть метким и кратким, но особенно важно, чтобы он начинался со слова «нет». Листы с ситуацией берут на столе у учителя Молодцы. Психологи предлагают специальные упражнения, которые учат детей гибко выстраивать взаимоотношения. Одно из них называется АЛГОРИТМ «ДВУХ О» Слайд 6 Его используют, если вам нужно отказаться от предложения, которое не совпадает с вашими интересами? Как вы откажете своему другу, если он приглашает на дискотеку, но у вас другие планы? А если он обидится? Обратимся к слайду Алгоритм двух «О» (алгоритм оптимального отказа): Я – СООБЩЕНИЕ + ОТКАЗ + АРГУМЕНТ + ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ «Мне приятно, что ты меня пригласил + но я не могу пойти + так как у меня важная встреча + пойдем лучше завтра в кино» Слайд 8 У вас на столе ромашки с 8 лепестками. Эти цветы помогут вам ответить на вопрос «Смогу ли я сказать нет в различных ситуациях». Ваша степень уверенности – это лепестки. На сколько вы в себе уверенны, столько лепестков и оставьте. Предлагаю собрать букет. - Ребята, все ли цветы целые? О чем это говорит? Значит впереди у нас предстоит еще работа на будущее. - Ребята, умение вовремя сказать нет поможет вам показать свой характер, придаст уверенности в себе. Ведь дальнейшая ваша жизнь зависит только от вас. Умейте противостоять давлению. Просите помощи, если нужно. НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ РЕШАТЬ ЗА ВАС! Все в ваших руках. Надеюсь, после сегодняшней беседы вам будет проще в некоторых ситуациях говорить «нет». Спасибо за работу. До свидания. |
Ответы детей «Нет» - это отказ, мы не получили то, что хотели. Выполняют тест ( Приложение 1) («Нет») («Нет») Ответ не заставил отказать человеку, он ни к чему не обязывал. -Да. Приводят примеры Чтобы научиться говорит «нет» нужно обладать следующими качествами и чертами характера: смелостью, мужеством, рассудком, умением предвидеть, любовью, умением анализировать, делать выводы. Ответы детей Формулируют виды отказа на ситуации ( Приложение 2) Составление отказа по алгоритму (Приложение 3) Работа в мини-группах (по 4 человека) Составляют букет. Не все умеют говорить нет |