Северный Ледовитый океан

10
2
Материал опубликован 31 October

Северный ледовитый океанPPTX / 45.09 Мб

/data/files/i1730324742.pptx (Северный ледовитый океан)Методическая разработка урока географии для 8 класса. Предназначена для реализации требований АООП О УО вариант 2. В ходе урока учащиеся изучают программный материал об особенностях природы Северного Ледовитого Океана. Выполняют разноуровневые задания на карточках(сильная группа В-1, средняя В -2, слабая В-3), тем самым происходит активизация познавательной деятельности учащихся на доступном уровне. Работают с материалами учебника, атласом, таблицами, презентации. Изучение родной природы способствует патриотическому воспитанию учащихся.

Тема: Северный Ледовитый океан

Класс 8

Программа АООП О УО вариант 1

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование представлений об особенностях географического положения, климата, природы, значения Северного Ледовитого океана и его морей.


Задачи:

Образовательная:

- Формирование элементарных знаний об особенностях Северного Ледовитого океана.

Коррекционно-Развивающая:

- создание условий для коррекции и развития зрительной и слуховой памяти при работе со словесной и зрительной наглядностью;

- создание условий для развития умения сравнивать, анализировать и делать выводы при изучении географического положения Северного Ледовитого океана, течений и их влияния на климат;

- создание условий для установления взаимосвязей климата с флорой, фауной и хозяйственной деятельностью человека;

- создание условий для развития умения работать с различными источниками информации.

Воспитательная:

- создание условий для развития познавательной активности и интереса учащихся к изучению географических объектов.

- оказать содействие в воспитании уважительного отношения к природе и её богатствам.

- формирование патриотических чувств при изучении природы родной страны.


Тип урока: усвоение новых знаний

1.Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап.

Проверка внешней готовности к уроку

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия и подведение итогов занятия.


Оборудование:

Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «География материков и океанов» 8 класс и приложение к учебнику.

Интерактивная панель. Интерактивная презентация. Глобус. Карточки, авторское приложение на платформе https://learningapps.org/index.php?overview&s&category=0&tool


Педагогические технологии:

Технология КРО;

Технология разноуровневого обучения;

Технология здоровьесберегающего обучения;

Методические приемы активизации познавательной активности.


Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Планируемые результаты

Предметные результаты:

Знать, показывать на карте моря Северного Ледовитого океана, его острова и реки;

Знать особенности климата, находить и показывать на карте ведущие порты Северного Ледовитого Океана;


Регулятивные БУД:

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач


Познавательные БУД:

использовать усвоенные логические операции;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания с опорой на текст учебника;

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.



Коммуникативные БУД:

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его умение находить общее решение;

умение аргументировать свое предложение;



Личностные БУД:

формирование познавательных мотивов.


Ход урока

1.Организационный этап

Слайд 2 Вы готовы к уроку?

Учитель предлагает проверить наличие на парте учебника, тетради, атласа, пенала. Определяет психологическое состояние класса. Учитель далее привлекает внимание учащихся, вопросами (в зависимости от состояния детей задаёт бодрый или спокойный тон). Учащиеся отвечают, используя текст слайда.

Руки? – на месте

Ноги? – на месте

Локти? – у края

Спина? – прямая.

Внимание учеников направляется на учителя.


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель активизирует познавательную деятельность учащихся, подключает все каналы восприятия учащихся с помощью приема «черный ящик».

Учитель. Внимание! В коробке лежит что-то особенное, что поможет угадать тему урока. Кто отгадает – какой предмет в коробке?

Ученикам предлагается потрогать предмет в коробке (кусок льда), закрытый салфеткой. Учащиеся на ощупь узнают лед, на основании имеющихся знаний отгадывают название океана.

Учитель предлагает дать ответ на вопроси – в каком океане много льда? (в Северном Ледовитом)


Слайд 3 Северный Ледовитый океан


Учитель: какой океан мы будем изучать? (Северный Ледовитый океан).

Учитель: как вы думаете, что мы узнаем о Северном Ледовитом океане? (Учащиеся высказывают предположения, ставят цель и задачу).


3. Актуализация знаний


Слайд 4 Что такое океан?


Учитель: что такое океан? (огромное пространство, заполненное водой). Учитель: кроме океанов на земле есть суша – материки или континенты.

Учитель: на каком материке мы живем? (на материке Евразия)

Откройте учебник на стр.5. Найдите Евразию. Найдите название океана, который омывает территорию нашей страны с севера.

Учитель: покажите океан на глобусе. Учащиеся показывают, учитель проверяет. Сильные ученики помогают слабым найти Северный Ледовитый океан.

Учитель: как вы думаете, почему океан назвали «Северным», «Ледовитым»?

Учащиеся отвечают, используя полученную информацию.

Учитель предлагает выполнить задание 1на карточке.

Задание 1

1. Подпишите название Северного Ледовитого океана на контурной карте

t1730324679aa.png

Учитель контролирует учеников. Осуществляет направляющую помощь. Оказывает помощь слабым ученикам.


4.Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания.


Учитель организует работу с таблицей приложения к учебнику.

Учитель: возьмите приложение к учебнику.

На передней обложке приложения найдите таблицу «Океаны». Учитель показывает таблицу, контролирует деятельность учеников.

- Какая площадь у Северного Ледовитого океана и какое место по площади он занимает?

Учащиеся находят информацию, анализируют. (Площадь 14, 75 млн. кв. км. Самый маленький океан.)


Слайд 5 Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану?


Учитель: откройте карту океанов в приложении на стр. 33-34. Ученики выполняют задание.

Учитель: отправимся путешествовать вдоль северного побережья Евразии. Посмотрим, какие моря образует Северный Ледовитый океан.


Учитель показывает моря на слайде. Ученики находят на карте моря.

1.Норвежское

2.Баренцево

3.Белое

4.Карское

5.Лаптевых

6.Восточно-Сибирское

7.Чукотское


Учитель по клику мышки открывает карту океана и показывает море Бофорта, Баффина, Гренландское у берегов Северной Америки. Комментирует свои действия.



Вариант 1

Задание 2 Выпишите названия морей Северного Ледовитого океана


t1730324679ab.jpg

1.

2.

3.

4.

5.

6.



Вариант 2

Задание 2 Выпишите названия морей Северного Ледовитого океана


t1730324679ab.jpg

1.Белое море

2.Баренцево море

3.

4.

5.

6.



Вариант 3

Задание 2 Выпишите названия морей Северного Ледовитого океана

t1730324679ab.jpg

1.Белое море

2.Баренцево море

3. Карское море

4.

5.

6.



Слайд 6 Самопроверка


Для учащихся, которые выполнили задание быстрее (сильная группа) предлагается выполнить интерактивное задание у доски.

Проверка работы происходит автоматически.

Все учащиеся проверяют знания по эталону.


Физкультминутка.


Учитель предлагает всем встать в круг. Одному из учеников показать движения пловца, а остальным их повторить. Ведущие меняются 3 раза.


Слайд 7 Какие реки впадают в океан?


Учитель предлагает прочитать вопрос на слайде.

Учащиеся читают названия рек на слайде, начиная с рек Северной Америки (изображение Евразии появляется по клику мыши): Макензи (изображение Евразии появляется по клику мыши), Лена, Енисей, Обь.

Учитель: реки каких материков впадают в Северный Атлантический океан? (Евразии и Северной Америки). Подпишите материки на карточках. Ученики выполняют разноуровневые задания на карточках.


Вариант 1. Задание 3. Подпишите названия материков, которые омывает Северный Ледовитый океан

t1730324679ac.jpg



Вариант 2. Задание 3. Подпишите названия материков на карте, которые омывает Северный Ледовитый океан (Северная Америка. Евразия)

t1730324679ac.jpg


Вариант 3. Задание 3. Соедините стрелками названия материков, которые омывает Северный Ледовитый океан, с их изображением на карте,

t1730324679ad.png

Северная Америка








Евразия



Слайд 8 Острова Северного Ледовитого океана

Учитель: в Северном Ледовитом океане многого островов. У каждого острова свое название. Просит выйти к доске и по цепочке показать и назвать острова Северного Ледовитого океана. Учащиеся, «путешествуя» по карте, подходят к доске и называют острова, начиная с Гренландии по цепочке

1.Шпицберген

2.Земля Франца-Иосифа

3.Новая Земля

4.Северная Земля

5.Новосибирские

6. Врангеля

Слайд 9 Работа с учебником

Учитель: найдите на стр. 12 с учебника определение слова «Арктика». Учащиеся находят определение, читают.

Слайд 10.В каком климатическом поясе лежит Арктика?

Учитель предлагает прочитать вопрос на слайде. Предполагаемый ответ – в холодном.

Слайд 11 Климат Арктики

Учитель организует работу с материалом учебника: найдите в учебнике на стр.12: температуру в Арктике? (- 40*С).

Учитель: сколько дней длится полярная ночь? (предполагаемый ответ 190 дней). Что такое полярная ночь?

Слайд 12 Как называется такое природное явление?

Учитель: представьте, что мы оказались в Арктике! Как здесь холодно и темно! Как красиво переливается небо! Как называется такое природное явление? (северное сияние). Кто хотел бы его увидеть?(учащиеся отвечают)

Слайд 13 Как выглядит океан большую часть года?

Учитель предлагает прочитать вопрос на слайде и на основании иллюстрации дать ответ на вопрос (Океан большую часть времени года покрыт льдом и снегом).

Учитель: льда на океане очень много. Высота льдин может быть 5 м!

Слайд 14 Торосы. Что называют торосами?

Учитель Льдины могут сталкиваться и ломаться, они образуют торосы.

Что называют торосами? (огромные куски, обломки льда).

Слайд 15. Как влияет Северо-Атлантическое течение
на климат океана?

Учитель: вы знаете, что в океане всегда есть тёплые и холодные течения. Северный Ледовитый океан покрыт льдом. Рассмотрите карту. Как вы думаете есть ли течения в Северном Ледовитом океане? По клику мышки появляется рамка, которая фокусирует внимание на нужном материале (есть течения).

Учитель: правильно! Как оно называется? (Северо-Атлантическое течение).

Северо-Атлантическое течение тёплое или холодное? Обратите внимание на цвет стрелок (тёплое).

Учитель: как теплое течение влияет на температуру воды морей Северного Ледовитого океана? (тёплое течение согревает моря).

Учитель дополняет: интересно, что на берегу Баренцева моря город-порт Мурманск всегда открыт для морских судов из-за теплого течения и работает круглый год. Во время ВОВ через порт Мурманска наша страна получала помощь от союзных стран. Жители Мурманска героически ловили рыбу в море для всей страны. Городу за героизм и мужество жителей присвоено звание города -героя!


Слайд 16 Промысловые рыбы Северного Ледовитого океана

Учитель демонстрирует изображения промысловых рыб на слайде.

Учитель: какую рыбу вы пробовали из Северного Ледовитого океана, а какую – не пробовали? Учащиеся дают ответы, дополняю друг друга. Кроме рыбы в океане живут морские животные.

Учитель каких животных можно встретить, путешествуя по морям Северного Ледовитого океана? Рассмотрите рисунки на обратной стороне приложения.

Выполните задание на карточке.


Вариант 1. Задание 4. Выпишите названия 5 промысловых рыб Северного Ледовитого океана из учебника на стр. 10






Выпишите названия 5 животных Северного Ледовитого океана









Вариант 2. Задание 4. Выпишите названия 4 промысловых рыб Северного Ледовитого океана из учебника на стр. 10





Выпишите названия 4 животных Северного Ледовитого океана







Вариант 3. Задание 4. Выпишите названия 3 промысловых рыб Северного Ледовитого океана из учебника на стр. 10





Выпишите названия 3 животных Северного Ледовитого океана





Учитель: как вы думаете мир растений и животных Северного Ледовитого океана одинаково развит? (мир животных богаче мира растений).


Слайд 17 Навигация

Учитель: только 2 - 4 месяца в году Северный Ледовитый океан используется для перевозок по морю. Этот период называется навигацией. Что такое навигация? (учащиеся отвечают самостоятельно или с опорой на текст).

Какие корабли прокладывают путь через толстый лёд? (ледоколы).


Слайд 18 Северный морской путь – соединяет западные районы с Сибирью и Камчаткой


Учитель: летом большие красивые корабли могут перевозить людей и различные грузы- продукты, одежду, мебель, машины. Корабли плывут от порта в порт. Через весь океан вдоль берега мы сможем проплыть от Мурманска до Владивостока, останавливаясь в портах. Представьте, что вы капитаны и везете людей или товары. Через какие порты вы поведете свои корабли?


Работав парах


Задание 5 Обведите красным карандашом Северный морской путь. Обведите карандашом названия главных портов

t1730324679ae.png


Учитель: рассмотрите рисунок 8 учебника на стр.11. Как он называется? (учащиеся дают ответ). Для чего устанавливают такие платформы?

Ученики в парах работаю по заданию, отвечают.


Учитель: почему океан, который мы сегодня изучали называется Северным Ледовитым? (расположен на севере, покрыт льдом).

Какой климат у Северного Ледовитого океана? (холодный, суровый).

Как климат влияет на природу океана? (растительный мир бедный, мир животных богаче).


Учащиеся выполняют интерактивное задание, переходя по ссылке пожеланию у доски: https://learningapps.org/watch?v=pekok72yc24. Затем называют животных по фотографиям на слайдах 14-19.


7. Домашнее задание.

Учебник стр.12-14, рабочая тетрадь №12. По желанию подготовить сообщение о рыбах или животных Северного Ледовитого океана, презентацию.

8) Рефлексия, подведение итогов занятия)

Учитель спрашивает – кому было трудно, у кого все получилось. Кому нужно еще время для усвоения материала. Кто доволен своей работой?

Что нового узнали на уроке? Достигли цели урока?


Используемые материалы:

1. Подборка стихов для начала урока. https://infourok.ru/podborka-stihotvoreniy-dlya-organizacii-uroka-605533.html

2. Задание 1. Контурная карта https://cool-readers.ru/foto/stal-na-konturnoy-karte

Задание 2. Контурная карта https://tse2.mm.bing.net/th?id=OIP.rxrSGDiDw-0D-ph26bK7HQHaEx&pid=Api&P=0&w=500&h=500

Задание 3. Контурная карта Северного Ледовитого океана

https://ya.ru/images/search?text=контурная%20карта%20северного%20ледовитого%20океана

Задание 5. https://cdn.bcs-express.ru/article-image/205771 Северо-Восточный морской Путь



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу! Интересный урок!

31 October