Внеурочное мероприятие «Лестница идей»
Внеурочное мероприятие «Лестница идей»
Интеллектуальное командное соревнование, в котором в качестве заданий предлагаются открытые (т.е. творческие, изобретательские, исследовательские) задачи.
Цель занятия: показать обучающимся пути решения нестандартных изобретательских задач путем выстраивания логических цепочек рассуждений.
Формы организации деятельности: групповая.
Участники: 10-11 класс.
Использование современных образовательных технологий: элементы технологии развивающего обучения.
Задачи:
развитие системности и оригинальности мышления; умений четко и ясно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников,
формирование социальной ответственности
Ход мероприятия.
Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята. Меня зовут….. Закончите пожалуйста предложение: Она бывает тёплой, дружеской, непринуждённой, напряжённой, здоровой, загрязнённой, земной…атмосфера. ( сказать об окружающей нас погодной атмосфере…) Я надеюсь, что на сегодняшнем занятии у нас будет не только дружественная и непринужденная , но и творческая атмосфера Прежде чем объявить тему нашего мероприятия, я хочу предложить вам задачу и надеюсь, что ее решение вы найдете за 8 с. Найти сумму 8 шестизначных слагаемых ( если не догадаются, то подсказка: 8 шестизначных слагаемых подобраны так, что, разумно их группируя, можно в уме найти сумму за 8 секунд).328645
491221
816304
117586
671355
508779
183696
882414
Скажите, а что помогло вам найти решение этой задачи: логическое мышление, творческое воображение, нестандартный подход.
Учитель: сегодня мы не будем решать задачи математические, задачи, с которыми мы сталкиваемся в школе. Они имеют четкое условие и, как правило, один ответ. Такие задачи называют закрытыми задачами. Сами того не зная, ежедневно мы решаем множество задач.
- Приведите примеры.
Ученики приводят примеры: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко или чем раскатать тесто, если дома нет скалки
Учитель: давайте подберем решение этих задач ( варианты решений, предлагают свои идеи)
Учитель: Действительно, планируя день, опаздывая в школу или забыв дома важные документы ( или школьную тетрадь), мы ищем простые и эффективные способы решения возникших проблем. Решение порой лежит на поверхности.
Учитель: А что нам помогает найти решение? Скажите, какие способности развивают подобные задачи?
ОТВЕТЫ:
- смекалка.
- творчество
-Ум, умственные и интеллектуальные способности.
( творческие интеллектуальные, креативные)
ОТВЕТЫ СОВМЕСТНО С УЧИТЕЛЕМ:
- 1. Логику или интеллектуальные способности
- 2. Помимо этого в противовес творческие (креативные)
УЧИТЕЛЬ:
1. Такие задачи называют открытыми, нестандартными
2. Они могут быть изобретательскими или исследовательскими.
3. Они могут иметь только одно уникальное решение, они могут иметь и несколько решений.
И я приглашаю вас принять участие в интеллектуальном марафоне «Лестница идей».
Начнем с очень простого теста, который позволяет выяснить как вы мыслите (есть ли у вас способности мыслить нестандартно)
Напишите всего 3 слова: фамилию известного русского писателя, название птицы и плода
Пишите первые мысли, которые вам приходят в голову, очень быстро
Те, у кого не ПУШКИН, КУРИЦА И ЯБЛОКО – имеют нестандартное мышление( креативное, вы мыслите не стереотипно).
По результатам теста ребята делятся на 2 команды. Выбирают название команды, секретаря и спикера команды ( 1 минута). Учитель выбирает экспертов.
Учитель: как вы думаете, что мы будем делать?
Соревноваться в решении открытых задачи выдвигать идеи их решения.
Учитель: в каждом соревновании есть свои правила.
4 минуты- на задачу.
РЕШАЕМ ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ.
1) Проанализировать вопрос
2) Придумать идеи решения (реальные и нереальные)- 3 минуты. Чем больше идей, тем больше шансов для решения задачи.
3) Выбрать эффективную – 1 минуты, затем спикер команды озвучивает эту идею.
Идеи записывают на карточках, которые потом отдают экспертам.
Запрещается критика идей, все идеи принимаются, чем необычнее, невероятнее идея, тем вероятнее успех. Не бойтесь выдвигать фантастические, абсурдные идеи. избегайте стереотипов, находите нестандартное решение, включите свое воображение и логику.
Критерии оценивания идей ( максимальный бал-5):
Нестандартность мышления, необычный подход
Реалистичность, насколько идея практична
Творческий подход
Задача №1. Приманка для клиентов
Владелец одного небольшого кафе в вашем городе Ставрополе оказался на грани банкротства. Главная причина – мало посетителей. Он как-то пожаловался на трудности своему другу, а тот неожиданно предложил оригинальную идею. Хозяин попробовал, и через некоторое время клиентов в заведении было хоть отбавляй.
Предложите и вы: как завлечь людей в кафе?
Учтите, что повар в кафе был хороший, обстановка уютная, а сервис на высоте.
Идеи учащихся:
• Чтобы привлечь посетителей, можно добавить развлекательную программу. Например, какую-нибудь шоу-программу.
• Внедрить принцип: «Чем больше вы закажете сейчас, тем бо́льшую скидку вы получите при следующем посещении», т. е. приходя в ресторан в первый раз, клиент не получает никаких льгот. Но придя во второй раз и показав чек от предыдущего посещения, он получает скидку.
• А если каждый раз прятать в каком-либо блюде, например, золотую монетку? Желающие её отыскать будут пробовать разные блюда в надежде стать её обладателем.
Контрольный ответ:
Владелец кафе ввёл правило: каждый клиент сам решает, сколько заплатить за блюда, которые он заказал. Слух о том, что в этом заведении можно заплатить столько, сколько посчитаешь нужным, быстро распространился. Посетители пошли сплошной чередой. При этом оказалось, что за некоторые блюда они платили гораздо больше их реальной стоимости.
По истечении 3 минут звучит сигнал, команды сдают листочки с ответами.
В той же очередности:
Cпикер озвучивает решения, эксперты оценивают работу команд
Задача 2. ОПОЗДАНИЯ.
Часто бывает, что старшеклассники и студенты опаздывают на уроки (лекции). Да и среди взрослых встречаются такие, которые систематически опаздывают на работу (на деловые встречи). Угрозы, наказания, объяснения не помогают. Предложите свои идеи как отучить (или отучиться) опаздывать?
Решение.
Данная задача распадается на много подзадач, поскольку вначале не-
обходимо систематизировать все возможные причины опозданий:
– удалённость места учёбы/работы от места проживания (транспорт-
ные проблемы);
– проспал;
– забыл (о деловой встрече);
– недисциплинированность;
– и т.д. и т.п.
Разные причины – разные решения.
Ученики предлагают свои варианты решения.
Обратить внимание, что за решение данной задачи группа преподавателей получила диплом 1 степени в группе «преподаватели ТРИЗ» на 11-й конкурсе МА ТРИЗ и РА ТРИЗ по решению творческих задач для дошкольников, школьников, студентов и преподавателей «ТРИЗ – 2010».
Задача 3.
Липа, вот уже 300 лет украшающая ставропольский бульвар Генерала Ермолова в районе фонтана «Мальчик и девочка», получила имя русского классика Михаила Лермонтова. О пребывании поэта в Ставрополе и отношении к дереву теперь рассказывает установленное около него информационное табло. Как определить высоту липы . Предложите свой способ.
После решения задач предоставить слово экспертам, эксперты подводят итоги, вручают грамоты по номинациям: творческий подход, нестандартность решения
Рефлексия. Ребята, сегодня мы с вами …..
Что понравилось? Что было необычно на данном занятии?
Учитель: Нас окружают открытые задачи. Именно нестандартное мышление, творческий подход помогает решить любую жизненную ситуацию.
И в основе нашей работы мы использовали технологию ТРИЗ. Может быть кто-то из вас расшифрует эту абривиатуру.
- ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач. В 50-е года прошлого столетия талантливый человек, писатель- фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер, основатель данной теории, пришёл к выводу, что любое открытие, да и любой качественный шаг в развитии вообще — результат преодоления какого-либо противоречия. В нашей голове «спрятаны» от нас 99% сильных решений!
ТРИЗ – это платформа, которая учит решать открытые задачи в жизни, где важна ваша смекалка - способность схватить суть задачи и находить для нее нестандартное решение
1) Мыслите смело
2) Решайте задачи, которые вам подсказывает жизнь
3) Составляйте свои и тогда вас ждет успех в этой жизни.
БУДЬТЕ УСПЕШНЫ!
Задача №1. Приманка для клиентов
Владелец одного небольшого кафе в вашем городе Ставрополе оказался на грани банкротства. Главная причина – мало посетителей. Он как-то пожаловался на трудности своему другу, а тот неожиданно предложил оригинальную идею. Хозяин попробовал, и через некоторое время клиентов в заведении было хоть отбавляй.
Предложите и вы: как завлечь людей в кафе?
Учтите, что повар в кафе был хороший, обстановка уютная, а сервис на высоте.
Задача 2. ОПОЗДАНИЯ.
Часто бывает, что старшеклассники и студенты опаздывают на уроки (лекции). Да и среди взрослых встречаются такие, которые систематически опаздывают на работу (на деловые встречи). Угрозы, наказания, объяснения не помогают. Предложите свои идеи как отучить (или отучиться) опаздывать?
Задача 3. Как определить высоту дерева?
Липа, вот уже 300 лет украшающая ставропольский бульвар Генерала Ермолова в районе фонтана «Мальчик и девочка», получила имя русского классика Михаила Лермонтова. О пребывании поэта в Ставрополе и отношении к дереву теперь рассказывает установленное около него информационное табло. Как определить высоту липы? Предложите свой способ.
Задача № 4.
1.Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик(раздражение). Перед руководством фирмы стала проблема: либо увеличить число лифтов, либо заменить старые на скоростные новые. Все решения дорогие.