12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ивонина Гюльнара Фазиль-кызы1364
Учитель физической культуры высшей категории
Россия, Волгоградская обл., ст.Михайловская
Материал размещён в группе «Классные руководители»

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БЕСЕД

Карьерная лестница

Это нужно знать!

Сегодня для молодого человека очень важно понимание того, что он правильно выбрал профессию и сможет в ней реализоваться как личность и как профессионал. Такой важности труда и профессии в жизни человека за последние десять лет не отмечалось.

Карьера происходит от латинского слова karrus – повозка, телега и итальянского слова carriera – бег, жизненный путь. В социологии карьера исследуется путем фиксирования этапов продвижения людей по ступеням общего и профессионального образования, квалификаций, должностей и иной иерархией, а также с помощью анализа личных планов людей в различные периоды их жизни. Несмотря на негативное восприятие карьеры в прошлом, получил признание философский подход, который дал развитие обозначенной тематике в социологии и психологии.

Исследователи рассматривают жизненный путь человека как единый процесс самореализации, самопознания и саморазвития. Человек во всех сферах жизни стоит перед проблемой выбора: идеалов, профессии, места работы, путей и темпов профессионально-квалификационного роста, форм общественно-политической и культурной активности, круга общения т. д. Необходимое условие самореализации – сознательная постановка индивидом цели своей деятельности, в том числе профессиональной. Жизненный путь человека есть цепь выборов и действий, деятельности. Он имеет свои этапы движения, а также факторы, которые в наибольшей степени влияют на различные варианты жизненного пути.

Планирование карьеры

Для того чтобы решения, принимаемые относительно карьеры, были обоснованными, нужно взять на себя ответственность за собственную карьеру. При этом необходимо понимать, что принятие решений требует тщательного и трудоемкого персонального планирования и усилий. Иными словами, Вы не можете предоставить другим право решать за Вас, Вы должны сами определить, куда хотите пойти работать, какую карьеру сделать и какие шаги (в плане образования или профессионального обучения) для этого необходимо предпринять. В связи с этим нужно стать эффективным «диагностом» своей карьеры. Для этого можно воспользоваться предлагаемой ниже методикой планирования карьеры, которая является наиболее часто используемой в служебной практике благодаря своей гибкости и простоте.

Шаг 1. Самооценка. Отправной точкой планирования карьеры является анализ собственных возможностей, умений, навыков, профессиональной квалификации. При этом необходимо ответить на главный вопрос: «Кто я?»

Шаг 2. Определение параметров и мотивации развития служебной карьеры. В узком смысле слова, планирование карьеры – это всего лишь определение того вида деятельности, которым Вы желаете заниматься.

Шаг 3. Определение целей служебного развития.

При определении целей служебного развития необходимо разделить цели на краткосрочные (ближайшие месяцы, годы) и долгосрочные (20–40 лет).

Параметры целей:

1) трудные, но достижимые;

2) ясность и измеряемость;

3) тесная связь между целями и датами их достижения;

4) непротиворечивость.

Шаг 4. Развитие плана служебного роста. Необходимо определить, какие профессиональные характеристики необходимо иметь, чтобы претендовать на замещение желаемой должности, и какими из них Вы обладаете в полной мере, а какие надо приобрести или развить.

Шаг 5. Контроль.

Необходимо раз в год подвергать пересмотру поставленные Вами цели и анализировать достигнутые результаты для более эффективного планирования.

Итак, планирование карьеры – процесс постановки целей служебного развития и определение средств и методов их достижения.

В процессе развертывания карьеры особую роль играет эффективность в достижении профессиональных целей, которая обеспечивает переживание психологического успеха. Психологический успех повышает самооценку, в результате чего у личности укрепляется представление о правильности профессионального выбора и усиливается мотивация к развитию карьеры. При этом регулирующим фактором оказываются присутствующие у человека представления о структуре карьеры, которые преимущественно зависят от мотивации личности, с одной стороны, и идеологии организации – с другой.

Изучение себя – это лишь половина процесса определения карьеры. Нужно также идентифицировать те виды деятельности, которые являются подходящими для Вас (по данным о профессиональных ориентациях, навыках, «якорях» карьеры и профессиональных предпочтениях), а также те, на которые будет большой спрос в грядущем будущем.

Нужно определить, каковы Ваши способности и таланты и как они соотносятся с выбранной Вами карьерой. Другими словами, ключ к планированию карьеры находится внутри Вас, в том, что Вы хотите получить от карьеры, в Ваших возможностях, способностях и в Ваших ценностных ориентациях.

Американские социологи составили перечень знаний и навыков, которые необходимы для успешной жизни в будущем. К таким знаниям и навыкам отнесены:

– способности к эффективному общению в устной и письменной форме;

– знания в области литературы и других общественных наук, особенно истории;

– знакомство с принципами высшей математики и умение применять их в повседневной жизни;

– глубокое знание физики, биологии и организации окружающей среды;

– владение иностранными языками;

– компьютерная грамотность и умение получать и использовать информацию;

– познания в области экономики и принципов управления;

– способности ставить проблемы и осуществлять творческий поиск путей их решения;

– способность к восприятию искусств;

– умение заботиться о своем здоровье.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 Прочитайте рассказ. Выскажите свое мнение. Что, по вашему мнению, важнее: карьера или семья? Обоснуйте ответ.

«Тамара росла старшим ребенком в многодетной семье. В то время как ее пятнадцатилетние сверстницы проводили время на дискотеках, общаясь с мальчиками, она помогала матери управляться с тремя младшими детьми, обучалась игре на фортепиано и «запоем» читала классиков. Она была далека от интересов одноклассниц, практически не имела подруг, но зато вынашивала в себе серьезные и далеко идущие планы. Она точно знала, что, окончив школу, уедет из своего провинциального города в краевую столицу, чтобы получить там хорошее образование и сделать карьеру. Она знала, что когда-нибудь подумает о создании собственной семьи, но это будет потом, после того, как она добьется независимости и благосостояния.

После окончания школы Тамара приехала во Владивосток и поступила в музыкальное училище. Это была первая ступень ее дальнейшей жизни.

К моменту окончания училища Тома познакомилась с иностранным бизнесменом. Постепенно завязались отношения, и вскоре они вместе поселились в приобретенной им двухкомнатной квартире. Попытка поступить в ДВГУ в первый раз не увенчалась успехом. Следующий год Тамара посещала подготовительные курсы, затем прошла конкурс и стала студенткой. Через два года ее друг завершил свой бизнес в Приморье и настроился вернуться на родину. На его многократные предложения поехать с ним Тома отвечала отказом: она хотела быть самостоятельной и независимой. Жизнь в чужой далекой стране «под крылом» мужчины не привлекала ее. После трогательного прощания он уехал, оставив ей квартиру.

Следующие три года пролетели в изучении английских авторов, английской географии и заучивании английских слов. Получив диплом, Тамара, после продолжительных поисков работы, устроилась в крупную перспективную компанию, имеющую деловые связи со странами Европы. Вот теперь она оказалась в прямом тоннеле, ведущем к успеху. Рьяно взявшись за работу, сутками делая переводы, оформляя контракты, встречая иностранных партнеров руководителя, совершенствуясь в английском и немецком языках, она с головой ушла в «делание» карьеры. Она практически прекратила общение с подругами, так как она поднималась все выше и выше по карьерной лестнице. В перспективе ей могли предложить работу в Германии.

Это не значит, что она совсем не думала о создании семьи. Думала, конечно. Если ей повезет, и она встретит мужчину щедрого, солидного и любящего, то выйдет за него замуж, а потом, когда посчитает себя готовой, родит ребенка. Если же такой человек не встретится на ее пути, то она родит сына для себя, вложив, будучи бизнес-леди, все приобретенные средства в его блестящее воспитание и образование.

Возможно, все сложилось бы именно так, если бы однажды в компании не разразился кризис, и дорога в светлое будущее, вымощенная трудом и амбициями, не стала разваливаться.

И только тогда, когда планы, лелеянные годами, осуществляемые собственными усилиями и титаническими стараниями, вдруг стали рушиться по независящим от нее причинам, Тамара задумалась о том, действительно ли ей нужно то, к чему она стремилась и шла несколько лет? Она пришла к выводу, что бессонные ночи, проводимые над переводами, отсутствие рядом любящего человека и отречение от подруг не стоят всей этой безумной гонки за карьерой. Придя к такому решению, она составила свое резюме и отправила в одно из высших учебных заведений Владивостока. Ее приняли на должность преподавателя английского языка.

Вскоре, находясь на свадьбе двоюродной сестры, Тома встретила человека, солидного, щедрого и любящего. Одновременно с ним она обрела десятилетнюю приемную дочь. К моменту нашей с ней встречи они прожили вместе два года. Тамара сказала мне, что она уже не надеялась быть такой счастливой и что она даже не догадывалась, что быть такой счастливой вообще возможно».

Валентина Серебрякова

ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

1. «Родительский дом, начало начал…»

2. Семейное право России.

3. Русский крест депопуляции.

4. Социальная защита семьи.

5. О детях в России замолвите слово.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.