12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Богданова Ольга Николаевна3674
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 60-летию со дня первого полёта человека в космос

Пояснительная записка

Название мероприятия: Фестиваль космических идей

Форма проведения мероприятия: защита творческих работ

Аудитория: 4В класс школы №119 с углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга

Организатор мероприятия: Богданова Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Цель мероприятия: стимулировать познавательный интерес обучающихся к достижениям в области космонавтики с помощью формы организации мероприятия и характера протекания познавательной деятельности обучающихся, а также создать условия для формирования у обучающихся технического мышления через создание моделей космических объектов и их защиту 

Задачи мероприятия:

  • организовать совместную деятельность учителя и обучающихся по поиску материала о животных – космонавтах, первом полёте человека в космос, космонавтах, проложивших путь в космос, конструкторе Сергее Королёве, ракете «Восток», искусственных спутниках Земли с последующим выступлением обучающихся на фестивале;
  • мотивировать обучающихся к созданию моделей космических объектов через участие во Всероссийском детском конкурсе декоративно - прикладного творчества "Путь к звёздам"

Планируемые результаты:

  • ​​​​​​​освоение способов решения проблем творческого характера;  
  • формирование умения планировать, контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • проявлять инициативу в ситуации общения; участвовать в обсуждении;
  • личная заинтересованность в получении знаний;
  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России


План проведения мероприятия:

Актуализация знаний обучающихся (7 минут)

Защита работ группы «Планеты солнечной системы» (6 минут)

Защита работы группы «Ракеты» Животные в космосе (7 минут)

Защита работ группы «Ракеты» Космические ракеты (10 минут)

Защита работы группы «Искусственный спутник» (6 минут)

Защита работ группы «Инопланетяне» (4 минуты)

Итог. Рефлексия (5 минут)


Использованные интернет – источники:

«1961 год первый человек в космосе Юрий Гагарин»

«Бессловесные герои: животные в космосе»

Восток – 1. Википедия

Спутник – 1. Википедия

Искусственный спутник Земли

Королёв Сергей Павлович

Советский космонавт Герман Титов совершил второй в истории полет в космос

Физкультминутка

Сценарий мероприятия

Актуализация знаний

- Добрый день, ребята! Сегодня 12 апреля. Скажите, пожалуйста, чем знаменателен этот день?

+ 12 апреля отмечается День космонавтики.

- Почему День космонавтики отмечается 12 апреля?

+ 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин первым среди землян совершил полет в космос.

- Сейчас с помощью видео «1961 год первый человек в космосе Юрий Гагарин» мы станем свидетелями тех дней.

Учитель организует просмотр видеофильма, комментирует происходящее на экране.

- Какие чувства вы испытали при просмотре кадров, связанных с первым полётом человека в космос?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

- В День космонавтики во всех российских регионах проводятся тематические праздничные мероприятия, организуются выставки и экскурсии, фестивали и концерты, акции, флешмобы, квесты, конкурсы детского творчества. В школах 12 апреля или накануне праздника традиционно проходят тематические классные часы. С 2016 года проводится Гагаринский урок "Космос - это мы" (с 2017 года он организуется также за рубежом).

- К этому дню мы оформили в классе выставку, на которой представили рисунки и поделки, созданные ребятами нашего класса. Сегодня авторы представят свои работы.

t1622302311aa.jpg

t1622302311ab.jpg

- Но прежде, чем мы перейдём к защите работ, давайте подумаем на какие группы можно их разделить.

Учащиеся предлагают свои варианты.

- Да, есть несколько вариантов деления работ на группы:

  • рисунки, аппликации, поделки;
  • работы, созданные на уроке, и работы, созданные самостоятельно дома;
  • планеты солнечной системы, ракеты, искусственный спутник, инопланетяне.


Защита работ группы «Планеты солнечной системы»

- Мы остановимся на последнем варианте. И я приглашаю для защиты своих работ ребят, выполнивших работы по теме «Планеты солнечной системы».

t1622302311ac.png

Ребята знакомят одноклассников

  • с названиями работ «Парад планет солнечной системы», «Солнечная система», «Планеты солнечной системы», «Нептун»;
  • объясняют выбор цвета планет, размеры планет, расположение планет в солнечной системе;
  • с материалами, использованными для создания работ (пластилин, шары из пенопласта, цветной картон, коробка);
  • способами закрепления деталей;
  • с трудностями, возникшими при создании работ.



Защита работ группы «Ракеты»

Животные в космосе

- Переходим к защите работ самой большой группы «Ракеты». И в этой группе я хочу начать с рисунка «Полёт Белки и Стрелки».

- Ребята, что вам известно о полёте животных в космос?

Учащиеся делятся своими знаниями о полёте животных в космос (1 минута).

t1622302311ad.png



Учитель организует выступления заранее подготовленных ребятпо теме «Животные в космосе».


Презентация "Животные в космосе"
PPTX / 1.62 Мб

1 слайд

19 августа 1960 года на корабле «Восток-2» состоялся полет собак Белки и Стрелки.

Кроме них в 1951–1966 годах в космосе побывали около 50 собак. 

Все советские собаки-космонавты были обыкновенными дворняжками, которых отлавливали по ночам на улицах Москвы. Считалось, что бродячие собаки лучше других подходят для полетов: они уже прошли естественный отбор, отличались неприхотливостью в еде и повышенным иммунитетом.

2 слайд

Всех отобранных в космонавты собак готовили к полетам в Институте авиационной медицины: проверяли поведение животных в условиях тесного пространства, тренировали на центрифуге и вибростендах, обучали принимать капсулированную пищу — та выезжала в строго определенное время из-под лотка, на котором лежала собака, — и ходить в туалет в специально предназначенный для этого мешок. Летали парами — собакам комфортнее, когда они друг друга видят, а данные исследований получаются объективнее. Партнеры подбирались по принципам психологической совместимости.

3 слайд

Но был случай, когда в космос полетела неподготовленная собака. К старту готовились Непутевый и Рожок, но в самый ответственный момент Рожок из клетки будто испарился. Найдя на аэродроме бродячую собаку, ее привели в порядок, поместили в скафандр и отправили в космос под кличкой ЗИБ (Запасной Исчезнувшего Бобика). Было это 3 сентября 1951 года.

4 слайд

22 июля 1951 года на полигоне Капустин Яр, расположенном на территории Астраханской области, был произведен запуск геофизической ракеты (высота полета до 500 км) с первыми пассажирами на борту. Ими стали собаки Дезик и Цыган. Они взлетели на высоту 88 км и через 15 минут спустились на парашюте невдалеке от стартовой площадки.

5 слайд

Для Цыгана программа полетов на этом была завершена, он стал домашним псом. Дезик же отправился во второй полет, который закончился для него и его напарницы Лисы трагически — парашют спускаемой капсулы не раскрылся, как положено.

6 слайд

Первым живым существом, достигшим орбиты Земли, стала Лайка. Космический аппарат «Спутник-2» с Лайкой на борту стартовал с Байконура 3 ноября 1957 года. Но так как возвращать корабли из космоса тогда еще не умели, Лайка была заранее обречена. На восьмой день полета, когда закончится запас кислорода, специальный прибор должен был вместе с едой выдать ей яд. Но Лайка погибла уже через несколько часов после запуска — от перегрева.

7 слайд

19 августа 1960 года на корабле «Восток-2» состоялся полет собак Белки и Стрелки. За 25 часов полета они совершили 17 оборотов вокруг Земли и вернулись знаменитыми на весь мир. Остаток жизни они прожили в Институте авиационной медицины, где Белка родила трех щенков, а Стрела — целых 12.

8 слайд

Самый продолжительный полет среди собак совершили дворняжки Ветерок и Уголек. Их полет на биоспутнике «Космос-110» продолжался больше трех недель. Этот рекорд был побит людьми лишь спустя пять лет.

9 слайд

Кроме советских собак в космосе побывали и две китайские: Сяо Бао (Маленький Леопард) и Шаньшань (Жемчужинка). Запуски производились в 1966 году с полигона Шицзеду в Китае. Обе собаки вернулись из полета живыми.

10 слайд

Американцы запускали в космос не собак, а обезьян. Первым стал макака-резус по кличке Альберт. Запуск состоялся 11 июня 1958 года, но Альберт погиб почти сразу после старта. Затем было еще несколько неудачных стартов.

Первыми выжившими астронавтами стали макака-резус Эйбл и беличья обезьяна по кличке Мисс Бейкер, которые совершили свой 16-минутный полет 28 мая 1959 года на борту ракеты «Юпитер АМ-18». Правда, Эйбл погибла через три дня после полета во время операции по удалению вживленных в ее тело электродов. А Мисс Бейкер прожила долгую и счастливую жизнь. Умерла она в 1984 году в возрасте 27 лет. На ее могиле в Американском ракетно-космическом центре в Алабаме всегда лежат свежие бананы.

11 слайд

Но главной звездой американской космической программы стал так называемый астронавт Хэм. Полет этого симпатичного шимпанзе, состоявшийся в январе 1961 года, очень широко освещался американскими СМИ, хотя и продолжался всего 16 минут.

12 слайд

Дольше всех летали обезьяны Жаконя и Забияка. Они провели на борту космического корабля почти две недели.

13 слайд

Последний «обезьяний» полет прошел с 24 декабря 1996 года по 7 января 1997 года. В составе экипажа были макаки Лапик и Мультик. Мультик погиб вскоре после приземления, и с его смертью программа была приостановлена «по биоэтическим причинам».

14 слайд

Обезьян запускали в космос и другие страны. Так, во Франции в марте 1967 года было произведено два запуска ракет, на борту которых находились свинохвостые макаки Мартин и Пьеретта. В 1969 и 1970 году обезьян дважды запускала в космос Аргентина. В 2011–2013 годах в космосе побывали иранские обезьяны-космонавты Пишгам (Пионер) и Фаргам (Везучий).

15 - 16 слайды

А вот французы в качестве будущих космонавтов выбрали... кошек. Всего претендентов было 14, из которых по физическим параметрам со временем осталось только двое: кот и кошка. И вот в октябре 1963 года с космодрома Хаммагир, который находится на западе Алжира, последняя улетела в космос! Так как в успехе никто не был уверен, кошку никак не стали даже называть. Лишь после того, как после 15 минут полета она приземлилась и, соответственно, прославилась, журналисты дали ей кличку Астрокошка Фелисетт. После приземления Фелисетт несколько месяцев изучали, а потом зачем-то усыпили.

Неподалеку от лондонского Гайд-парка находится мемориал, посвященный всем животным, которые когда-либо участвовали в боевых действиях... Одна из надписей этого мемориала гласит: «У них не было выбора». Это выражение в полной мере можно отнести и к героям нашего очерка.

- Ребята, как вы понимаете выражение «у них не было выбора»? Почему эти слова можно отнести к животным – космонавтам?

Ответы детей

​​​​​​​

Защита работ группы «Ракеты»

«Космические ракеты»

- Предлагаю отдохнуть и провести физкультминутку.

Физкультминутка:

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету)
Мало времени для взлёта, (марш на месте)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться)


- Переходим к защите моделей космических ракет. Приглашаю авторов работ группы «Ракеты» для защиты своих работ.

Авторы работ знакомят одноклассников

  • с названиями своих работ; 
  • с материалами, использованными для создания работ (пластиковые бутылки, коробки от чипсов, фольга, цветной картон, цветная бумага, гуашь);
  • способами соединения деталей;
  • с трудностями, возникшими при создании работ.

t1622302311ae.png

t1622302311af.png

После защиты работ учитель организует выступление заранее подготовленных учеников по теме «Первые покорители космоса»


Презентация "Первые покорители космоса"
PPTX / 810.97 Кб

1 слайд

«Восток-1» — первый космический аппарат, поднявший человека на околоземную орбиту.

На корабле «Восток» 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Старт корабля состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут московского времени. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут в районе деревни Смеловка Саратовской области.

Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля была убрана дублирующая тормозная установка.

2 слайд

Во время полёта с космонавтом устанавливалась и поддерживалась двусторонняя радиосвязь. С помощью телевизионной системы производилось наблюдение за состоянием космонавта во время полёта.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.

3 слайд

Создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1» конструктор Сергей Павлович Королёв.

Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешил. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.

4 слайд

Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Программа, которую предстояло реализовать космонавту, включала в себя исследование многочасового воздействия состояния невесомости на человеческий организм.

5 слайд

Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.

6 слайд

На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года: изучается возможность полёта в космос женщины.

С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле «Восход» в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.

7 слайд

Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут. Второй космонавт, Павел Беляев, оставался в корабле.

t1622302311ag.png

- Возможно, сегодня у кого - то появится мечта связать свою жизнь с небом, с космосом как появилась она в детстве у тех, кто стал конструктором, космонавтом, лётчиком. Пусть жизненный путь Юрия Гагарина станет для вас примером. Приглашаю Петрова Романа для представления своей презентации «Влюбился в небо». (работу мальчик выполнил самостоятельно)


Презентация "Влюбился в небо"
PPT / 1.52 Мб

1 слайд

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области.

2 слайд

В шестилетнем возрасте Юра пошел в школу. Мальчик проучился всего год, когда грянула Великая отечественная война. Поэтому о дальнейшей учебе в школе маленькому Юре пришлось забыть.

3 слайд

После войны Гагарин продолжил учебу. Мальчик был очень любознательным и способным. У него было очень много увлечений, например, фотография, музыка.

4 слайд

После окончания шестого класса школы Юра решил переехать в столицу, где было намного больше возможностей для его дальнейшего развития.

В седьмом классе он начал играть в баскетбол, в скором времени став капитаном команды. Через несколько лет Гагарин переехал в Саратов, поступив на учебу в местный индустриальный техникум.

5 слайд

В Саратове Юрий впервые оказался в клубе авиа любителей. Молодой человек влюбился в небо и решил связать свою жизнь с авиацией.

Окончив техникум, Юрий уже имел на своем счету несколько полетов на небольшом учебно-тренировочном самолете.

Он поступил в лётное училище, которое окончил в 1957 году, затем Гагарин отправился в Мурманскую область для прохождения дальнейшей службы.

7 слайд

Юрий стал военным летчиком первого класса. В это время начался отбор кандидатов для первого состава отряда космонавтов. Он стал одним из двадцати членов отряда космонавтов. К тренировкам он приступил весной 1960 года.

8 слайд

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Восток" с пилотом–космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области.

9 слайд

Когда о полете Гагарина стало известно широким массам, космонавт тут же стал звездой всемирной величины.


Защита работы «Искусственный спутник»

Автор работы представляет свою работу «Спутник – 1».

t1622302311ah.png

После защиты знакомит ребят с типами искусственных спутников.

8 слайд

Искусственный спутник Земли (ИСЗ) — космический летательный аппарат, вращающийся вокруг Земли по орбите.

Под понятием спутник, как правило, подразумеваются беспилотные космические аппараты.

В начале космической эры спутники запускались только посредством ракет-носителей, а к концу XX века широкое распространение получил также запуск спутников с борта других спутников — орбитальных станций и космических кораблей.

Различают следующие типы спутников:

Астрономические спутники — спутники, предназначенные для исследования планет, галактик и других космических объектов

Биоспутники — спутники, предназначенные для проведения научных экспериментов над живыми организмами в условиях космоса

Метеорологические спутники — спутники, предназначенные для передачи данных в целях предсказания погоды, а также для наблюдения климата Земли

Военный спутник (см. космическое оружие) — разведывательные спутники и тп.

Спутники связи

Навигационные спутники

Космические корабли — пилотируемые космические аппараты

Орбитальные станции — долговременные космические корабли

Голоспутники – новейшие спутники предназначенные для исследования других планет.

«Спу́тник-1» — первый искусственный спутник Земли, запущенный на орбиту 4 октября 1957 года.

Дата запуска «Спутника-1» является началом космической эры человечества, а в России ежегодно отмечается как памятный день Космических войск.

Результаты запуска «Спутника-1» дали серьёзный толчок к развитию интернета.

Защита работ группы «Инопланетяне»

Авторы работ представляют свои работы.

t1622302311ai.png


Итог. Рефлексия

- Заканчивается наш фестиваль космических идей. Мне хотелось бы узнать, что вас заинтересовало на нашем фестивале? Какие новые идеи возникли?

Учащиеся делятся впечатлениями от фестиваля, идеями по созданию новых творческих работ.

- Наверно, у вас появились вопросы, на которые хотелось бы узнать ответы. Мне было бы очень интересно узнать эти вопросы. Возьмите, пожалуйста, листочек бумаги и запишите эти вопросы. А также напишите, где вы сможете найти ответ на свой вопрос.

Вопросы ребят, записанные на листочках:

Я хочу узнать ……

  • побольше информации о каждой планете солнечной системы. Потому что каждая планета интересна и особенна;
  • историю слова «космос»;
  • кто был в открытом космосе после Алексея Леонова;
  • историю создания скафандра космонавта;
  • о звёздах;
  • побольше о конструкторе Сергее Королёве;
  • сколько времени ушло на создание ракеты «Восток – 1»;
  • как родители Юрия Гагарина узнали о его полёте в космос;
  • побольше о кошках – космонавтах;
  • существуют ли инопланетяне;
  • есть ли жизнь на других планетах;
  • почему в открытый космос надо выходить в скафандре;
  • как готовят космонавтов к полёту;
  • каким топливом заправляют ракеты;
  • о астероидах;
  • Я хочу побывать в космосе.

Ребята написали, что ответы на свои вопросы они смогут найти в интернет – источниках.

- Ребята, глядя на ваши листочки с вопросами, я понимаю, что тема вызвала у вас интерес. Очень надеюсь, что на все вопросы вы найдёте ответы. И может быть наш фестиваль космических идей поможет вам открыть в себе будущего конструктора, или космонавта. Удачи вам ребята!


Фотоотчёт

t1622302311aj.png

t1622302311ak.png

t1622302311al.png

Работы ребят награждены дипломами за победу во Всероссийском детском конкурсе декоративно – прикладного творчества «Путь к звёздам».

t1622302311am.png

t1622302311an.png

















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Колышкина Елена Владимировна, 29.05.21 в 19:30 3Ответить Пожаловаться
Отличное мероприятие! Спасибо за интересный опыт.
Пролубщикова Наталья Владимировна, 29.05.21 в 19:58 3Ответить Пожаловаться
МОЛОДЦЫ ВСЕ!!! И учитель, и детки!!!
Куликова Ирина Геннадьевна, 29.05.21 в 21:18 3Ответить Пожаловаться
Чудесное мероприятие! Давно не получала такого удовольствия!
Богданова Ольга Николаевна, 31.05.21 в 18:17 1Ответить Пожаловаться
Уважаемые коллеги, большое спасибо за комментарии!

Барсукова Елена Михайловна, 21.03.22 в 09:11 2Ответить Пожаловаться
Отличное, мероприятие. Вдохновляет детей на работу. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.