Внеурочное занятие по ИЗО "Русский самовар"

1
0
Материал опубликован 4 November

    Проект внеурочного занятия по предмету (с включением регионального компонента)

Технологическая карта   внеурочного занятия по ФГОС

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Тема: «Русский самовар»

Основные термины и понятия темы: чайные традиции, русский самовар, чаепитие, культура поведения за столом.

 

Прогнозируемые результаты​

Личностные:  самоопределение – проявлять элементы готовности и способности к саморазвитию, познанию и принятию предъявленного материала. Развивать наблюдательность, внимательность.

Метапредметные

Регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в литературном материале в сотрудничестве (в том числе вербальном) с учителем.

Познавательные – с помощью учителя выделять общее и осмысливать главное.

Логические – выделять отличительные особенности традиций гостеприимства на Руси, роли в жизни русского человека самовара как объекта для наблюдения, изучения, исследования.

Коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение в процессе взаимодействия с учителем, одноклассниками.

Предметные: расширят представления о самоваре как о предмете народного быта, пополнят знания о русском гостеприимстве, а также закрепят и пополнят словарь (самовар, традиция, чаепитие, культура, поведение за столом во время чаепития, выпечка и др.).


Образовательные ресурсы: (сайт Костромской областной общественной краеведческой организации «Костромская старина» http://starina44.ru/medno-samovarnyy-zavod-vasiliya-gav)



Ход занятия:

Этап занятия

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.      Предварительная подготовка

- работа в школьной библиотеке;

- чтение произведения К.И.Чуковского «Федорино горе»;

- разучивание танцевальных движений;

- рассматривание самовара;

- лепка из солёного теста сушек, пирогов, баранок;

- прослушивание аудио и видео записей «Пых-пых», «Самовар – самоварище»;

- досуг, посвящённый празднику Масленица;

- создание выставки совместно с родителями по теме «Самоварчик, самовар, самоварище…»;

- прослушивание и разучивание пословиц, поговорок, стихов о самоварах и чаепитии.


Организует, корректирует и направляет

Изучают, разучивают песни, танцы, лепят из соленого теста

 Познавательное УУД: обобщать и классифицировать по признакам

2.      Самоопределение к деятельности

Вступительное слово

Представляет наглядный материал с речевым сопровождением,
направляет внимание

Слушают учителя, распознают на слух речевой материал, выражают готовность к восприятию материала

Личностные: управляют своим настроением, выражают положительные эмоции


Дыхательная физминутка «Пых-пых, тумба-тумба, русский самовар»

Показывает образец, сопровождает дактилированием

Ориентируются на показ, считывают с экрана речевой материал, хором проговаривают

Метапредметные:
настраиваются на познавательную деятельность, на речевой контакт с учителем

3.      Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Беседа, наглядный метод

Описывает процесс чаепития через представление наглядного материала

Осознают, понимают и принимают наглядно-вербальную информацию

 Личностные:
проявляют старательность, в процессе восприятия новых слов
Метапредметные: знакомятся с элементами гостеприимства

4.      Постановка учебных задач

Использование и применение полученных ранее знаний, представление новых

Активизирует деятельность для закрепления полученных ранее знаний, а также для получения новых знаний

Воспринимают наглядный материал на слухоречевой основе. Дифференцируют материал. Закрепляют материал через основной метод – сравнение

Регулятивные: различают, распознают и опознают речевые и неречевые звуки (звуки кипящей воды)
Коррекционные: развивают слуховое восприятие, произношение

5.      Организация взаимодействия

Игры-упражнения на РСВ: «Самовар кипит – уходить не велит», «Самовар кипит, самовар бурлит…».
Восприятие сказки «Самовар»

Активизирует и развивает слухозрительное восприятие, организует процесс познания окружающего мира звуков

Воспринимают материал на слухозрительной основе, эмоционально реагируют на наглядный материал

Предметные: определяют  и различают понятия: шум кипящей воды
Познавательные: с помощью учителя выделяют и осмысливают информацию


Предметно-практическая работа с картинками «Самовар и его формы»

Направляет внимание детей к элементарному диалогу

Принимают участие в диалоге, закрепляют понятия

Познавательные:
проявляют готовность  и способность отвечать на простые вопросы

6.      Работа с предметным результатом(по отдельной программе)

Мыслительная пауза (загадки о самоваре)

Представляет речевой материал с дальнейшим подкреплением наглядности

Внимательно слушают, отвечают, сравнивают

Коммуникативные: адекватно оценивают собственное ответы, мнение товарищей


«Правила поведения за столом»

Активизирует к взаимодействию. Стимулирует к восприятию и пониманию элементарных правил поведения

Проявляют готовность мыслительной к деятельности. Воспринимают речевую информацию с экрана

Познавательные:
понимают, принимают и осмысливают элементарные правила


Игровое упражнение ППД «Выбери самовар и раскрась»

Предлагает сравнить, сделать вывод

Применяют метод сравнения

Познавательные: выделяют общие признаки самовара, конструкцию, его особенности

7.      Рефлексия деятельности

Беседа

Стимулирует умение выражать благодарность через сюрпризный момент

Принимают подарок – улыбку, благодарят выражением речевого этикета

Коммуникативные: вербально взаимодействуют, сотрудничают с учителем

8.      Контроль и коррекция


Выражает благодарность за работу на уроке, предлагает материал для предметной деятельности

Принимают информацию, выражают готовность к озвучиванию своей деятельности

 Коррекционные: распознают речевой материал на слухозрительной основе, пользуются элементарной отражённой речью

 

Конспект классного часа

I. Этап организационно-мотивационный

У.: - Само-само-самовар на столе красуется (Показ иллюстрации)

Дышит так, что виден пар, дед всё им любуется. (Показ иллюстрации)

Сапогом его качай, ох, как разгорается! (Показ иллюстрации)

Само-самоварит чай, жаром обливается. (Показ иллюстрации)

Пых-пыхтит как паровоз, ждём мы с нетерпением. (Показ иллюстрации)

Сушки дед вчера принёс – с чаем – наслаждение! (Показ иллюстрации)

Ребята, скажите дружно, вместе, о чём я прочитала стихотворение? 

У.: - Ребята, посмотрите внимательно, что здесь изображено?

Д.: Самовары. (Считывают с экрана хором)

У.: - Почему все самовары разные? (Произвольные высказывания детей)

Речевая физминутка «Пых-пых, тумба-тумба, русский самовар»

Пых-пых, ар, принесли мы самовар.
Буль-буль, ар, разогрели самовар.
Тумба-тумба, ар, закипел наш самовар. 

II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. Из истории самовара. Костромской самовар. Описание процесса чаепития, знакомятся с процессом принятия чая, элементами гостеприимства на Руси.

У.: - Самовар появился именно в России. Считается, что придумали и изготовили первый самовар в городе Тула, более 300 лет назад. Рассказ о самоваре начнем с зачина, то бишь присказки. Самовар, он нам зачем? Чтобы чай пить. И сразу перед глазами ряд картинок: тут и купчиха необъятных размеров за самоваром, и хмельные ямщики в трактире, степенно прихлёбывающие чай из блюдца, и вполне респектабельная компания, расположившаяся на природе с непременным походным самоваром, и крестьянская семья за столом, где на почётном месте опять же он – самовар самоварыч. И так он врос в русскую жизнь, что и не представить ее иначе, без этого неотъемлемого атрибута русского гостеприимства. Что уж вы, и чайку не попьете? – крайняя степень недоумения неоправданной и даже несколько обидной торопливости гостей. И, кажется, что такое было всегда, испокон веков.

1 ученик. Где-то в летописях нашли упоминание о неких «водогрейных кубах», но что это были за устройства, так и осталось тайной. Так или иначе, но появление нового напитка создало запрос на прибор по его приготовлению. И самые первые из известных самоваров 18 века были изготовлены на демидовских заводах на Урале. Надо сказать, что они очень мало походили на своих более поздних родственников. Хотя главный принцип их конструкции был определен точно и последующие два столетия триумфального шествия самовара по России – лучшее тому подтверждение. В столичных городах – Петербурге и Москве, а также в русском городе Варшаве самовары делались вычурными на манер европейских «фонтанов» - сосудов для охлаждения (или подогрева) напитков. Россия же глубинная, провинциальная изготовляла самовары самобытные, гармоничные, изящные – и одновременно предельно лаконичные.

2 ученик. Цена чая была столь высока, что позволить себе роскошь чаепития могли только очень состоятельные люди. Отсюда – и потребность в самоварах была весьма невелика. Но 19 век, век пара, электричества и железных дорог оставил в прошлом верблюжьи караваны. Чая стало больше, он стал дешевле и, следовательно, доступнее. А тут еще и туляки со своими патронными заводами, на оборудовании которых можно, оказывается, не только гильзы для снарядов штамповать, но и тулова самоварные делать. Жить стало лучше, жить стало веселее. Самовары массового выпуска продавались «на развес», то есть цена была «столько-то рублей за пуд». Так что покупатель приходил, выбирал себе приглянувшийся самовар (как сейчас на базаре арбуз), его взвешивали – и объявляли цену. Самовар стал предметом массового спроса и уже не было такой семьи в России, где бы в «красном углу» (а то и на специальном самоварном столике) не блестел бы самоварным золотом этот непременный атрибут русского застолья. И не только в России. Тульские самовары массово поставлялись на рынки Персии и многих других азиатских и европейских стран.

3 ученик. Название «самовар» на иностранных языках прямо заимствовано из русского. А вот русское ли оно изначально – это вопрос.   Казалось бы: любое сомнение – нелепо. Само-вар, то есть «сам варит», по аналогии с паро-ходом, само-лётом – в чём проблема-то? А в том, что самовар ничего не варит. Он – воду кипятит. И есть версия, что слово это пришло с востока, звучало оно « су-мавар» - кипящая вода. Слово это легко «обрусело», тем более что и по смыслу оно получилось довольно близким. Так сумавар стал самоваром. Конечно, это – не утверждение, это – гипотеза, но крайне любопытная.

У: Всё это интересно, скажете Вы. А были ли самовары у нас, в Костромской области? Были, конечно. Да и Тула далеко не сразу стала самоварной столицей империи. Да и пословица о том, что «за морем телушка – полушка, да рупь – перевоз» не на пустом месте родилась, а на широких просторах русского бездорожья. И поначалу «самоварные заведения» (один сарай, три работника) появляются во множестве городов и городков центральной России. Вот и у нас в Костроме оборотистые купцы вложили деньги в новый бизнес. В середине 19 века костромскому жителю предлагаются местные изделия с клеймами фабрик Суматохина, Виноградова, Ермолина. 

t1730714430aa.jpg

Один из ранних самоваров

завода Ермолина

  

t1730714430ab.jpg

   Но, как упоминалось ранее, дорожная сеть в России начинает бурно развиваться – и вскоре дешевые тульские самовары врываются на костромской рынок. Что стало с Суматохиным и Виноградовым – неизвестно, а Ермолин вовремя «перескочил» с производства самоваров на посредническую торговлю ими. Более того, на заказанных им в Туле самоварах ставилось (наряду с клеймом производителя) дополнительное клеймо «По заказу Ермолина в Костроме».




 


  И вот уже с этого времени действительно стало смешно «ездить в Тулу со своим самоваром», а немногочисленные дошедшие до нас самовары костромского производства – стали желанным приобретением костромских краеведов и коллекционеров.

У: Самовар всегда был украшением дома, был очень важным. А почему? Потому что самовар выполнял ответственную работу – кипятил воду. Если в доме на столе стоял самовар, значит, в доме был достаток и благополучие.

4 ученик - Самовар кипит, самовар поет, в нём вода бурлит, разговор ведёт.

До чего ж хорош наш душистый чай! Веселей смотри, да гостей встречай!

У.: - Скажу вам по секрету, самовар был очень добрым, всегда улыбался своими блестящими бокам, радовал ребятишек расписными узорами, его голову украшала резная крышка, а руки важно подпирали блестящие бока, да и носик у него был не простой, а с краником! Краник открывается, чай наливается! Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала.

5 ученик: - Само-само-самовар на столе красуется. Дышит так, что виден пар, мама им любуется.

У.: - Ребята, если самовар закипел, как называется кипящая вода? (Ответ детей). Правильно, вода очень горячая. А трогать руками самовар с кипящей водой можно? (Произвольные ответы детей). Запомните! Делали самовары из серебра, меди, железа и даже фарфора. Для растопки годились любые щепочки, палочки и даже шишки. У многих людей и сегодня есть самовары дома. Правда, это уже не те самовары, которые надо топить щепочками, да шишками, а электрические. Многие хозяйки украшают свой дом самоварами. У кого дама есть самовар?

III. Этап использования и применения полученных ранее знаний (слуховых), представление новых – звуки кипящей воды в самоваре

Игра-упражнение: «Самовар кипит – уходить не велит»)

У.: - Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Делали на самоварах и надписи: «Самовар кипит - уходить не велит»?«Гдеестьсамовар, там и под елью рай». Чем богаче семья, тем больше украшений было на самоваре. Какими волшебными словами встречали и провожали гостей после чаепития? (Речевой этикет, при затруднении считывают с речевых карточек)

Д.: - Угощайтесь, пожалуйста. Будьте любезны, откушайте чаю! Пожалуйте за стол!

Игра-упражнение: «Самовар кипит, самовар бурлит…»

У.: - Ребята, послушайте, как умеет разговаривать самовар. (Дети садятся за парты, слушают звуки закипающей и кипящей воды, вспоминают похожие звуки кипящей воды, сравнивают, опираясь на жизненный опыт).

Восприятие сказки «Самовар». Автор М.Горький. Слуховая работа

«Было это летней ночью на даче. В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая: Замечаете ли, чайник, что луна чрезвычайно в самовар влюблена? Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало - вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков. Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось, - вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его: На тебя луна смотрит свысока, как на чудака, - от тебе и - на!...»

Работа с картинками «Самовар и его формы»

У.: - Ребята, вам понравилась сказка? Посмотрите, какие по форме бывают самовары?

Д.: - Самовар похож на банку, вазу, рюмку, шар, яйцо, грушу.

IV. Мыслительная пауза (загадки о самоваре)

У.: - Хочу спросить у вас, вы загадки любите? Тогда поиграем «Загадаю - отгадай».

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар, показ картинки)

Сверху дыра и снизу дыра, а  в середине огонь да вода. (Самовар, показ картинки)

У носатого, у Фоки постоянно руки в боки. (Самовар, показ картинки)

Стоит толстячок, блестит бочок. (Самовар, показ картинки)

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар, показ картинки)

Молодцы, всё правильно это самовар. (Хоровое считывание с экрана)

V. Этап закрепления материала – процесса чаепития: «Правила поведения за столом»

У.: - Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

У.: - А вы знаете, как ласково называли в старину стол? Раньше стол называли «Божья ладонь» или «Сердце матери», т.к. стол «заботился» обо всех, «старался» накормить каждого. В традициях русского народа заложены и правила поведения за столом. Давайте вспомним их. (Дети высказывают свои предположения, при затруднении считывают материал с речевых карточек)

- Неприлично стучать по столу ложкой или рукой.

- Бестактно класть локти на стол.

- Не позволительно болтать ногами;

- Стыдно громко чавкать;

- Оскорбительно ругать еду, напитки, которые подаёт хозяйка на стол.

У.: - Даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее. В старину, если роняли кусочек хлеба, то просили у него прощения и целовали. Ели раньше из общей миски (блюда). Каждый брал угощение в свой черёд – по старшинству, то есть сначала брали старшие, затем - младшие. Верили, что это приведёт к миру и согласию в доме.

Игровое упражнение «Выбери самовар и раскрась»

У.: - Ребята, посмотрите, какие красивые самовары! Выберите тот, который вам приглянулся. Представьте, вот у вас дома стоит на столе красивый самовар. Кого вы пригласите на чаепитие? Чем будете угощать гостей? Какие вежливые слова будете говорить во время беседы? (Произвольные ответы детей)

VI. Рефлексия

У.: - Ребята, вам было интересно? Что вам больше всего понравилось? Вы все задания выполняли с желанием? Кто испытывал трудности? (Произвольные ответы детей, вербальное решение проблемы при возникновении). У меня для вас есть подарок – это улыбка. Я дарю вам улыбку, говорю всем спасибо за работу.

VII. Итог

У.: - Вы сегодня славно потрудились! Спасибо за работу! Выполните практическое задание – раскрасьте самовар, выучите одну пословицу, поговорку и загадку о самоваре. Информацию искать можно в библиотеке, Интернете. Желаю творческих успехов.




14



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.