Программа внеурочного занятия по литературе «Русский фольклор»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа №78 имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного занятия по литературе
«Русский фольклор»
Количество часов всего: 34 , в неделю 1
Автор: Учитель русского языка и литературы
Тюрина Сапаргуль Оразмухамедовна
г. Ульяновск,2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.………………………………. … 2 -3
2. Результаты освоения программы и планируемые
результаты ……………………………………… ……… 4-5
3. Формы проведения занятий………………………………. 6
4. Литература для учителя и
учащихся …………………………………………………. 7-8
5. Содержание программы ………………………………….9-10
6. Тематическое планирование……………………………….11-12
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе «Русский фольклор» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности,рабочей программы внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5–8 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014.
Данная образовательная программа ориентирована на духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное и общекультурное развитие личности ребенка.
Учитель сможет опираться на знания, полученные детьми на уроках литературы, и
углублять понимание изучаемого материала.
В школьном возрасте закладывается основа любых знаний, формируется характер и мировоззрение. Фольклор в силу своей многофункциональности оказывает благотворное влияние на общее развитие ученика. Во-первых, он выполняет эстетическую функцию, знакомя с произведениями устного народного творчества; во-вторых познавательную: из разнообразных фольклорных жанров ученик узнает об устройстве мира, отношениях людей и т.д.; в-третьих нормообразующую или нравственную, постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть, учатся их различать; в четвертых – коммуникативную: учит общению, простым человеческим отношениям в детском коллективе и с взрослыми. Фольклор формирует язык. Через сказки, пословицы и поговорки, сказки, былины и другие жанры фольклора ребенок постигает красоту родного языка, учится правильно говорить.
Для осмысленного восприятия информации используются аудио и видео материал, наглядные пособия.Программа предусматривает также знакомство с музыкальным фольклором и прикладным творчеством (народным ремеслам).Для стимулирования учебно-познавательной деятельности в качестве формы итогового контроля проводится фольклорный праздник, согласно народному календарю.
Отличительными особенностями программы «Русский фольклор» является
деятельностныйподход к воспитанию и развитию ребенка
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки краеведения, литературы и музыки, изобразительное искусство и история);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа «Русский фольклор» разработана для учащихся шестых классов и неразрывно связана с образовательной программой школы. Объём курса в 6 классе – 35 часов. Занятия ведутся 1 раз в неделю.Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно внеурочные занятия способствуют формированию социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду.Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Целью данной программы является общее эстетическое воспитание детей, формирование полноценной, творческой личности с богатым внутренним миром.
Задачи:
познакомить учащихся с жанрами фольклора;воспитывать у ребят чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
формирование потребности в общении с народным творчеством
развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
развитие коммуникативных способностей (раскрепощения, свободы общения);
учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Ученик получит возможность для формирования» |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) |
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Ученик получит возможность для формирования» |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. |
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Ученик получит возможность для формирования» |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вид деятельности в зависимости от цели. |
-осознанно и произвольно строить тексты в разных жанрах |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Ученик получит возможность для формирования» |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Результаты освоения курса
По окончании учащийся должен знать
основные жанры фольклора;
иметь представление о мифологическом мировоззрении древних славян;
знать героев мифов древних славян,
основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
объяснить понятие «герой сказки»
жанром былин, их особенностями и историческими предпосылками возникновения
знать происхождение и природу загадок
знать народные осенние, зимние, весенние и летние приметы;несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок,перевертыши;
принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации; знать основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия её взаимосвязь религиозными представлениями народа
Учащийся должен уметь:
воспринимать культурные особенности русского народа, различать основные традиции русской культуры, выделять их признаки в произведениях устного народного творчества;анализировать фольклорные тексты, определять поэтические особенности произведений устного народного творчества, выделять сходства и различия жанров, представляющих собой художественную систему; определять основные функции произведений различных жанров;выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев
Система оценки планируемых результатов
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
опросов по изучаемым темам;
выполнения письменных заданий;
оценки качества самостоятельно подготовленных рефератов;
активности участия в празднично-игровых мероприятиях и предметных неделях;
творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.
Формы и методы работы.
Технологии: игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, здоровьесберегающая.
Методы: сотрудничества, работа по алгоритму.
Формы занятий: индивидуальная, групповая, творческие работы.
На занятиях используются следующие формы работы:
эврестическая беседа; дискуссия
индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность;
выразительное чение; театрализация
самостоятельная творческая работа - творческие мастерские;
артикуляционные разминки;
обсуждение проблемных вопросов;
конкурсы;
мини-концерты;
словесное рисование;
В основу занятий были положены:
принцип доступности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип научности;
принцип наглядности;
принцип творческой активности;
принцип индивидуального подхода.
Доминантным методом будет исследовательский ,включены игровые методы. При объяснении нового материала высокий результат дает сочетание словесных и наглядных методов, практический метод.
Постановка музыкально-театральных номеров, инсценировка эпизодов из фольклорных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и творческому мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному учащиеся приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Список литературыЛитература для учителя
Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П. , Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1983.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1957.
Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л., 1982.
Жили-были…: Произведения устного народного творчества для детей / сост., предисл. и коммент. В. Калугина. – М., 1988.
Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1981.
Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. – М., 1991.
Куприянова Л.Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. – М., 1986.
Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М., 2002.
Кустовский Е.С. Использование народных приемов варьирования напева в работе фольклорных коллективов. Методические рекомендации. – М., 1983.
Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. Методическое пособие. – М., 1985.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.
Народные песни Воронежской области. / Под ред. С.Г.Лазутина. – Воронеж, 1974.
Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. Методические рекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива «Введение в народоведение». – М., 1994.
Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.
Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. – М., 1998.
Программа для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыкальный фольклор. - М., 1992.
Руднева А.В. Курские танки и карагоды. – М., 1975.
Русский фольклор в современных образовательных структурах / Сост. Л.Л. Куприянова. – Кемерово, 1996.
Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учебн. пособие для филолог. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. – М., 1986.
Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М., 1976.
Сорокин П.А. Некоторые вопросы методики работы с детским народным хором. – М., 1980.
Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. – М., 1990.
Уланова Л.С. Русский свадебный обряд (праздник в школе). - М., 2002.
Фольклор в школе: Русские песни Западной России, часть II. / Под общей редакцией профессора Шаниной Л. – М., 1993.
Фольклор Московской области: календарный и детский фольклор / Сост. В.Б. Сорокин. – М., 1979.
Широков А. Русские народные песни и частушки. - М., 2002.
Школа русского фольклора: обучение в младших классах / Под общей редакцией профессора Картавцевой М.Т. – М., 1994.
Литература для учеников
Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки, календарные песни/Собрал и пересказал Г. Науменко, рис. Ю. Смольникова. – М., 1983.
Гилярова Н. Детский фольклор Рязанской области. – Рязань, 1992.
Жаворонушки (в пяти частях) / Сост. Г.М. Науменко – М., 1977 – 1987.
Русское устное народное творчество: / И. Н. Райкова, С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская и др. ; под общ. ред. С. А. Джанумова. - Москва: Академия, 2008. -Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Шафранская. - Москва : Академия, 2008.
Кравцов Н.И. Славянский фольклор / Н. И. Кравцов ; науч. ред., вступ. ст. А. В. Кулагина, В. А. Ковпик. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
Содержание программы
Раздел 1 Тема1.1. |
Введение (1 час) Удивительный и загадочный мир наших предков |
Раздел посвящен знакомству с понятиями фольклор народа, этноса, культура. Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора. Особенности русской народной культуры, её похожесть и различия с фольклором других народов. |
|
Раздел 2 |
Мифы славян (3 часа) |
Тема 2.1. |
Представления древних славян о мире и его устройстве |
Тема 2.2. |
Образы и символы славянской мифологии .Языческие персонажи |
Учащиеся знакомятся процессом познания мира древними людьми. Представление о мировом дереве, связывающем три мира- Правь, Я3ь, Навь. Отражение мифологических представлений об устройстве мира в фольклоре. Миф как способ осмысления мира. Обрядовые действия.Символическая картина мира( пространство : верх-низ; небо-земля; правый-левый; время : день-ночь; лето- зима; социальное устройство общества: мужской - женский; старший- младший; свой - чужой). Периодизации славянского язычества.Языческий пантеон славянских богов. Сварог, Даждьбог, Перун, Волос и др. Низшая демонология. Домовые, лесные, речные божества, их основные функции. |
|
Раздел 3. |
Русские народные сказки (10 часов) |
Тема 3.1. |
Фольклорные персонажи и образы. Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе? |
Тема 3.2 |
Исторические корни волшебной сказки.Сказки о животных(животный эпос)(2 часа) |
Тема 3.3. | Сказки-легенды |
Тема 3.4. |
Авантюрно-новеллистические сказки |
Тема 3.5. |
Бытовые сатирические сказки и анекдоты |
Тема 3.6. |
Богатырские сказки |
Сказки как вид народной прозы. Исторические корни русских сказок Герои сказок Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках.Классификация сказок: русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные, богатырские, авторские.Учащиеся познакомятся с переходящими из одного произведения в другое героями русских народных сказок; с особенностями изображения в фольклоре Бабы-яги, Кощея Бессмертного и др., дать общее представление о часто упоминаемых в фольклоре сказочных героях, волшебных вещах, более детальное знакомство учащихся с героями русских народных сказок.Сказочный лес как воспоминание о месте действия, вход в царство мертвых. Избушка – сторожевая застава царства мертвых. Герой – представитель живых. Баба-яга как воспоминание об “учителе” и мертвеце. Испытание героя. Змей – сложное и многообразное явление в сказке. Волшебная сказка как единое целое. Отличительные особенности жанра.Истоки народных сказок: сказители. Собиратели сказок |
|
Раздел 4 |
Былины (3 часа) |
Тема 4.1. |
Былины — стихотворный героический эпос древней Руси.Герои былин Чем сказка отличается от былины. |
. Жанровые особенности былины: русские народные торжественные песни, жанр устного народного творчества Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифм Сказочно – былинный жанр. Сказочные приметы: начало сказки, хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода, дающая силу. Наличие архаизмов, устойчивых выражений. |
|
Раздел 5 |
Малые жанры фольклора (6 часов) |
Тема 5.1 |
Поэтика пословиц и поговорок |
Тема5.2. |
Разновидности пословичного жанра |
тема 5.3. |
Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества. Содержание и форма загадок Метафорические загадки. Аллегорические загадки. Шуточные загадки. Арифметические загадки. Загадки, построенные на звуковом образе. |
Отнесение к малым фольклорным жанрам произведений, различающихся по жанровой принадлежности, но имеющих общий внешний признак - небольшой объем (припевки, частушки). Малые жанры фольклорной прозы, или паремии (из греч. paroimia - «притча»): пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия, пустобайки и проч. Пословицы как самостоятельно оформленные, логически завершенные суждения, обобщающие трудовой и социальный опыт народа. Поговорки как «окольные выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (В.И. Даль). Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», статья «Напутное». |
|
Раздел 6 |
Обрядовый фольклор (6 часов) |
Тема 6.1. |
Календарная поэзия и обряд Об обрядах, праздниках и христианских ритуалах |
Тема 6.2. |
Религиозные суеверия в календарных обрядах |
Тема 6.3. |
Семейно-обрядовая поэзия |
Тема 6.4. |
Песенная лирика |
Календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия. Славянский календарь. Зимние обряды. Святки. Колядование. Песни: колядки (овсень, виноградье, щедровки). Их назначение и географическое распространение. Тематика, символика, композиция песен. Гадания. Подблюдные песни, содержание, поэтика. Весенние обряды. Масленица - в своей основе языческий праздник. Проводы зимы. Чествование и проводы чучела Масленицы. Масленичные песни: величальные, корильные, ритуальные, заклинательные. Встреча весны (веснянки). Летние обряды. Троицко-семицкие обряды. Осенние обряды. Свадебный обряд как традиционное драматическое представление. Основные части и их функции: сватовство, сговор, девичник, ритуалы свадебного дня и послесвадебные. Свадебные причетания, свадебные величания и собственно свадебные песни, свадебные корильные песни. Принципы обрядового поведения. |
|
Раздел 7 |
Детский фольклор (3 часа) |
Тема 7.1.. |
Понятие «детский фольклор». Жанры детского фольклора. Особенности детского фольклора. Классификация детского фольклора Жанры: потешки, прибаутки, считалки. |
Раздел 8 |
Фольклорный театр (2 часа) |
Тема 8.1. |
Вертеп, театр Петрушки, балаган |
На занятиях ученики знакомятся с такими видами фольклорного театра, как вертеп, театр Петрушки, балаган и др. Учащиеся узнают о происхождении фольклорного театра, особенностях отдельных его видов, сами ставят спектакли. В процессе подготовки к спектаклю или празднику дети постигают законы театрального искусства |
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Из них Зачетные и диагностические занятия |
Примечание |
1 | Введение Удивительный и загадочный мир наших предков |
1 |
||
2 |
Мифы славян Представления древних славян о мире и его устройстве |
1 |
||
3-4 |
Образы и символы славянской мифологии . Языческие персонажи |
2 |
1 |
|
5-7 |
Русские народные сказки Фольклорные персонажи и образы Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе? |
3 |
1 |
|
8-9 |
Исторические корни волшебной сказки Сказки о животных(животный эпос) |
2 |
||
10 | Сказки-легенды | 1 | ||
11 |
Авантюрно-новеллистические сказки |
1 |
||
12-13 |
Бытовые сатирические сказки и анекдоты |
2 |
||
14 | Богатырские сказки | 1 | ||
15-16 |
Былины Былины — стихотворный героический эпос древней Руси.Герои былин Чем сказка отличается от былины. |
2 |
1 |
|
17 |
Малые жанры фольклора Поэтика пословиц и поговорок |
1 |
1 |
|
18-19 | Разновидности пословичного жанра | 2 | ||
20-22 |
Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества. Содержание и форма загадок Метафорические загадки. Аллегорические загадки. Шуточные загадки. Арифметические загадки. Загадки, построенные на звуковом образе. |
3 |
||
24-25 |
Обрядовый фольклор Календарная поэзия и обряд Об обрядах, праздниках и христианских ритуалах |
2 |
||
26 | Религиозные суеверия в календарных обрядах |
1 |
||
27-28 |
Семейно-обрядовая поэзия |
2 |
||
29 | Песенная лирика | 1 | ||
30-32 | Детский фольклор потешки, небылицы, загадки, считалки, скороговорки |
3 |
1 |
|
33-34 |
Фольклорный театр |
2 |
||
35 |
Итоговое занятие |
1 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
Предметные результаты |
Виды деятельности учащихся |
Формирование УУД |
Кол-во часов и дата проведения |
1 |
Введение Удивительный и загадочный мир наших предков |
знать, что такое русский фольклор; называть особенности русского фольклора; применять новые знания и практические умения . |
Отвечают на вопросы учителя, пишут сочинение-эссе |
Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Познавательные: узнать отличительные признаки фольклора, основные термины и понятия, связанные с фольклором |
1 |
||
2 |
Мифы славян Представления древних славян о мире и его устройстве |
Знать Представления древних славян об устройстве мира. познакомить с основами славянской мифологии. обсудить, как представляли себе мир древние славяне; |
Работа с текстом, Рассматривают выставки книг (автора или по тематике), слушают рассказа учителя о выставке. Прослушивают аудиозаписи |
Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; взаимодействовать со сверстниками; . |
1 |
||
3-4 |
Образы и символы славянской мифологии Языческие персонажи |
иметь представление о мифологическом мировоззрении древних славян; знать героев мифов древних славян, узнавать их визуально, по словесному описанию, по характерным особенностям; уметь объяснять значение мифов в культуре различных народов, в культуре древних славян в частности. иметь представление о мифологическом мировоззрении древних славян; знать героев мифов древних славян, узнавать их визуально, по словесному описанию, по характерным особенностям; |
Смотрят и обсуждают презентацию Читают текст , комментируют Составляют кроссворд |
Личностные: формировать навыки анализа и сопоставления. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять изобразительно-выразительные явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста. Коммуникативные: владеть диалогическойи монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
2 |
||
5-7 |
Русские народные сказки Фольклорные персонажи и образы Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе? |
объяснить понятие «герой сказки» через анализ сказок , задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них. |
Создают альбом «Мои любимые герои сказок» Слушают аудиозаписи,смотря фрагменты м/ф |
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). |
3 |
||
8 9 |
Исторические корни волшебной сказки Сказки о животных(животный эпос) |
Закрепить имеющиеся знания о жанре сказки, рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев. расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях жанра |
Инсценировка сказки, сочиняют сказку по данному началу |
Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; взаимодействовать со сверстниками; |
2 |
||
Личностные: оптимистически воспринимать мир; приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; |
|||||||
10 |
Сказки-легенды |
Участвуют в квесте «Там на неведомых дорожках» |
Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: анализировать и обобщать на основе теоретических фактов; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; |
1 |
|||
11 |
Авантюрно-новеллистические сказки |
Комбинированное чтение Подготовка к краткому пересказу. |
Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
1 |
|||
12-13 |
Бытовые сатирические сказки и анекдоты |
Создают книжки-малышки |
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. |
2 |
|||
14 |
Богатырские сказки |
Создают литературную газету |
Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой |
1 |
|||
15-17 |
Былины Былины — стихотворный героический эпос древней Руси. Герои былин. Чем сказка отличается от былины? |
Познакомить учащихся с жанром былин, их особенностями и историческими предпосылками возникновения; отработать умения выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;учить «читать живописные полотна» |
Выразительное читают былины Создают иллюстрация к былинам Готовятся к коллоквиуму |
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). |
3 |
||
18 |
Малые жанры фольклора Поэтика пословиц и поговорок |
Знать малые жанры фольклора; показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл; показать сходство и различие двух жанровых форм; развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц; |
Читают текст, делают пометки непонятных слов ,составляют словарик составляют тематический каталог пословиц и поговорок работают над тестом |
Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериямегулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
1 |
||
19-20 |
Разновидности пословичного жанра |
коллективной работы по разделу,работают над проектом |
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). |
2 |
|||
21-23 |
Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества. Содержание и форма загадок Метафорические загадки. Аллегорические загадки. Шуточные загадки. Арифметические загадки. Загадки, построенные на звуковом образе. |
знать происхождение и природу загадок, расширить представление о загадках и их разновидностях. |
Подготовка индивид. сообщения, участие в конкурсе кроссвордов |
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). |
3 |
||
24-25 |
Обрядовый фольклор Календарная поэзия и обряд Об обрядах, праздниках и христианских ритуалах |
знать основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия её взаимосвязь религиозными представлениями народа Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией. |
самостоятельная работа Инсценируют элементы обрядов и праздников |
Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям |
2 |
||
26 |
Религиозные суеверия в календарных обрядах |
Издают газету, где используют результаты своих исследований |
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). |
1 |
|||
27-28 |
Семейно-обрядовая поэзия |
освоить понятие жанра семейно-обрядовой поэзии знать роль и место обрядового фольклора в истории человеческой культуры и быту русского . |
словесное рисование театрализованная сценка |
Личностные :проявление желания осваивать новые виды деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные.:учатся использовать средства обучения для решения различных учебных задач Коммуникативные: строят небольшие монологич. высказывания |
2 |
||
29 |
Песенная лирика |
Знать роль песни при совершении обрядов.Уметь выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог, называть особенности песенной лирики. |
Отвечают на вопросы, готовят индивидуальные сообщения. Участвуют в игре «Угадай-ка» |
Метапредметные универсальные учебные действия: Познавательные: -перечитывание текста с разными задачами (определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них. Регулятивные: -составляют план решения учебной задачи совместно с учителем, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Коммуникативные: -строят монологические высказывания, формируют собственное мнение, развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в паре, группе. Личностные: сравнивают высказанные точки зрения, предлагают обоснованно присоединиться к одной из них или высказать собственную. |
1 |
||
30-32 |
Детский фольклор потешки, небылицы, загадки, считалки, скороговорки |
знать о малых жанрах детского фольклора –потешках, небылицах, загадках, считалках, скороговорках; обогащение словарного запас |
Участвуют в квесте Готовят ответы на вопросы коллоквиума |
Познавательные: -перечитывание текста с разными задачами (определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них. Регулятивные: развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичное выступление, отвечать на вопросы, оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры); – развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний); – развитие компетентности решения проблемы (высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, слушать других); – развитие памяти, артистических способностей, -составляют план решения учебной задачи совместно с учителем, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.Коммуникативные: -строят монологические высказывания, формируют собственное мнение, развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в паре |
3 |
||
33-34 |
Фольклорный театр |
Знать жанр фольклорный театр .исторический путь развития жанра |
Мини-спектакль |
2 |
|||
35 |
Итоговое занятие |
Участвуют в викторине |
1 |