Программа внеурочного занятия по литературе «Русский фольклор»

4
0
Материал опубликован 10 June 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя школа №78 имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева»


АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Внеурочного занятия по литературе

«Русский фольклор»


Количество часов всего: 34 , в неделю 1

Автор: Учитель русского языка и литературы

Тюрина Сапаргуль Оразмухамедовна


 

г. Ульяновск,2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.………………………………. … 2 -3

2. Результаты освоения программы и планируемые

результаты ……………………………………… ……… 4-5

3. Формы проведения занятий………………………………. 6

4. Литература для учителя и

учащихся …………………………………………………. 7-8

5. Содержание программы ………………………………….9-10

6. Тематическое планирование……………………………….11-12

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе «Русский фольклор» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности,рабочей программы внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5–8 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014.

Данная образовательная программа ориентирована на духовно-нравственное,

общеинтеллектуальное и общекультурное развитие личности ребенка.

Учитель сможет опираться на знания, полученные детьми на уроках литературы, и

углублять понимание изучаемого материала.

В школьном возрасте закладывается основа любых знаний, формируется характер и мировоззрение. Фольклор  в силу своей многофункциональности оказывает благотворное влияние на общее развитие ученика. Во-первых, он выполняет эстетическую функцию, знакомя с произведениями устного народного творчества; во-вторых познавательную: из разнообразных фольклорных жанров ученик узнает  об устройстве мира, отношениях людей и т.д.; в-третьих нормообразующую  или  нравственную, постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть, учатся их различать; в четвертых – коммуникативную: учит общению, простым человеческим отношениям в детском коллективе и с взрослыми. Фольклор формирует язык. Через сказки, пословицы и поговорки, сказки, былины и другие жанры фольклора ребенок постигает красоту родного языка, учится правильно говорить.

Для осмысленного восприятия информации используются аудио и видео материал, наглядные пособия.Программа предусматривает также знакомство с музыкальным фольклором и прикладным творчеством (народным ремеслам).Для стимулирования учебно-познавательной деятельности в качестве формы итогового контроля проводится фольклорный праздник, согласно народному календарю.

Отличительными особенностями программы «Русский фольклор» является 

деятельностныйподход к воспитанию и развитию ребенка

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки краеведения, литературы и музыки, изобразительное искусство и история);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа «Русский фольклор» разработана для учащихся шестых классов и неразрывно связана с образовательной программой школы. Объём курса в 6 классе – 35 часов. Занятия ведутся 1 раз в неделю.Образовательный процесс  строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно внеурочные занятия способствуют   формированию социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду.Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Целью данной программы является общее эстетическое воспитание детей, формирование полноценной, творческой личности с богатым внутренним миром.

Задачи:

познакомить учащихся с жанрами фольклора;воспитывать у ребят чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

формирование потребности в общении с народным творчеством

развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

развитие коммуникативных способностей (раскрепощения, свободы общения);

учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

 

Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вид деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить тексты в разных жанрах

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Ученик получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


 

Результаты освоения курса

По окончании учащийся должен знать

 основные жанры фольклора;

иметь представление о мифологическом мировоззрении древних славян;

знать героев мифов древних славян,

основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;

объяснить понятие «герой сказки»

жанром былин, их особенностями и историческими предпосылками возникновения

знать происхождение и природу загадок

знать народные осенние, зимние, весенние и летние приметы;несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок,перевертыши;

принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их     организации; знать основные понятия темы: фольклор,  обряд, обрядовый фольклор,    календарно-обрядовая поэзия её взаимосвязь религиозными представлениями народа

Учащийся должен уметь:

воспринимать культурные особенности русского народа, различать основные традиции русской культуры, выделять их признаки в произведениях устного народного творчества;

анализировать фольклорные тексты, определять поэтические особенности произведений устного народного творчества, выделять сходства и различия жанров, представляющих собой художественную систему; определять основные функции произведений различных жанров;выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев

                                              

Система оценки планируемых результатов

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

                     наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

                     опросов по изучаемым темам;

                     выполнения письменных заданий;

                     оценки качества самостоятельно подготовленных рефератов;

                      активности участия в празднично-игровых мероприятиях и предметных неделях;

                     творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.

Формы и методы работы.

Технологии: игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, здоровьесберегающая.

Методы: сотрудничества, работа по алгоритму.

Формы занятий: индивидуальная, групповая, творческие работы.

На занятиях используются следующие формы работы:

эврестическая беседа; дискуссия

индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность;

выразительное чение; театрализация

самостоятельная творческая работа - творческие мастерские;

артикуляционные разминки;

обсуждение проблемных вопросов;

конкурсы;

мини-концерты;

словесное рисование;

В основу занятий были положены:

         принцип доступности;

         принцип систематичности и последовательности;

         принцип научности;

         принцип наглядности;

         принцип творческой активности;

         принцип индивидуального подхода.

Доминантным методом будет исследовательский ,включены игровые методы. При объяснении нового материала высокий результат дает сочетание словесных и наглядных методов, практический метод.

 Постановка музыкально-театральных номеров, инсценировка эпизодов из фольклорных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и творческому мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному учащиеся приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Список литературы

Литература для учителя

Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П. , Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1983.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1957.

Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л., 1982.

Жили-были…: Произведения устного народного творчества для детей / сост., предисл. и коммент. В. Калугина. – М., 1988.

Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1981.

Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. – М., 1991.

Куприянова Л.Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. – М., 1986.

Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М., 2002.

Кустовский Е.С. Использование народных приемов варьирования напева в работе фольклорных коллективов. Методические рекомендации. – М., 1983.

Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. Методическое пособие. – М., 1985.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.

Народные песни Воронежской области. / Под ред. С.Г.Лазутина. – Воронеж, 1974.

Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. Методические рекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива «Введение в народоведение». – М., 1994.

Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.

Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. – М., 1998.

Программа для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыкальный фольклор. - М., 1992.

Руднева А.В. Курские танки и карагоды. – М., 1975.

Русский фольклор в современных образовательных структурах / Сост. Л.Л. Куприянова. – Кемерово, 1996.

Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учебн. пособие для филолог. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. – М., 1986.

Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М., 1976.

Сорокин П.А. Некоторые вопросы методики работы с детским народным хором. – М., 1980.

Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. – М., 1990.

Уланова Л.С. Русский свадебный обряд (праздник в школе). - М., 2002.

Фольклор в школе: Русские песни Западной России, часть II. / Под общей редакцией профессора Шаниной Л. – М., 1993.

Фольклор Московской области: календарный и детский фольклор / Сост. В.Б. Сорокин. – М., 1979.

Широков А. Русские народные песни и частушки. - М., 2002.

Школа русского фольклора: обучение в младших классах / Под общей редакцией профессора Картавцевой М.Т. – М., 1994.

Литература для учеников

Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки, календарные песни/Собрал и пересказал Г. Науменко, рис. Ю. Смольникова. – М., 1983.

Гилярова Н. Детский фольклор Рязанской области. – Рязань, 1992.

Жаворонушки (в пяти частях) / Сост. Г.М. Науменко – М., 1977 – 1987.

Русское устное народное творчество: / И. Н. Райкова, С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская и др. ; под общ. ред. С. А. Джанумова.  - Москва: Академия, 2008. -Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Шафранская.  - Москва : Академия, 2008. 

Кравцов Н.И. Славянский фольклор / Н. И. Кравцов ; науч. ред., вступ. ст. А. В. Кулагина, В. А. Ковпик.  - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 


 


 

Содержание программы

Раздел 1

Тема1.1.

Введение (1 час)

Удивительный и загадочный мир наших предков

Раздел посвящен знакомству с понятиями фольклор народа, этноса, культура. Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора. Особенности русской народной культуры, её похожесть и различия с фольклором других народов.

Раздел 2

Мифы славян (3 часа)

Тема 2.1.

Представления древних славян о мире и его устройстве

Тема 2.2.

Образы и символы славянской мифологии .Языческие персонажи

Учащиеся знакомятся процессом познания мира древними людьми. Представление о мировом дереве, связывающем три мира- Правь, Я3ь, Навь. Отражение мифологических представлений об устройстве мира в фольклоре. Миф как способ осмысления мира. Обрядовые действия.Символическая картина мира( пространство : верх-низ; небо-земля; правый-левый; время : день-ночь; лето- зима; социальное устройство общества: мужской - женский;  старший- младший; свой - чужой). Периодизации славянского язычества.Языческий пантеон славянских богов. Сварог, Даждьбог, Перун, Волос и др. Низшая демонология. Домовые, лесные, речные божества, их основные функции.

Раздел 3.

Русские народные сказки (10 часов)

Тема 3.1.

Фольклорные персонажи и образы. Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе?

Тема 3.2

Исторические корни волшебной сказки.Сказки о животных(животный эпос)(2 часа)

Тема 3.3. Сказки-легенды

Тема 3.4.

Авантюрно-новеллистические сказки

Тема 3.5.

Бытовые сатирические сказки и анекдоты

Тема 3.6.

Богатырские сказки

Сказки как вид народной прозы. Исторические корни русских сказок Герои сказок Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках.Классификация сказок: русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные, богатырские, авторские.Учащиеся познакомятся с переходящими из одного произведения в другое героями русских народных сказок; с особенностями изображения в фольклоре Бабы-яги, Кощея Бессмертного и др., дать общее представление о часто упоминаемых в фольклоре сказочных героях, волшебных вещах, более детальное знакомство учащихся с героями русских народных сказок.Сказочный лес как воспоминание о месте действия, вход в царство мертвых. Избушка – сторожевая застава царства мертвых. Герой – представитель живых. Баба-яга как воспоминание об “учителе” и мертвеце. Испытание героя. Змей – сложное и многообразное явление в сказке. Волшебная сказка как единое целое. Отличительные особенности жанра.Истоки народных сказок: сказители. Собиратели сказок

Раздел 4

Былины (3 часа)

Тема 4.1.

Былины — стихотворный героический эпос древней Руси.Герои былин Чем сказка отличается от былины.

. Жанровые особенности былины: русские народные торжественные пес­ни, жанр устного народного творчества Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифм Сказочно – былинный жанр. Сказочные приметы: начало сказки, хорошая концовка, троекратный по­втор, волшебная вода, дающая силу. Наличие арха­измов, устойчивых выражений.

Раздел 5

Малые жанры фольклора (6 часов)

Тема 5.1

Поэтика пословиц и поговорок

Тема5.2.

Разновидности пословичного жанра

тема 5.3.

Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества. Содержание и форма загадок

Метафорические загадки. Аллегорические загадки.

Шуточные загадки.

Арифметические загадки. Загадки, построенные на звуковом образе.

Отнесение к малым фольклорным жанрам произведений, различающихся по жанровой принадлежности, но имеющих общий внешний признак - небольшой объем (припевки, частушки). Малые жанры фольклорной прозы, или паремии (из греч. paroimia - «притча»): пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия, пустобайки и проч. Пословицы как самостоятельно оформленные, логически завершенные суждения, обобщающие трудовой и социальный опыт народа. Поговорки как «окольные выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (В.И. Даль). Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», статья «Напутное».

Раздел 6

Обрядовый фольклор (6 часов)

Тема 6.1.

Календарная поэзия и обряд Об обрядах, праздниках и христианских ритуалах

Тема 6.2.

Религиозные суеверия в календарных обрядах

Тема 6.3.

Семейно-обрядовая поэзия

Тема 6.4.

Песенная лирика

Календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия. Славянский календарь. Зимние обряды. Святки. Колядование. Песни: колядки (овсень, виноградье, щедровки). Их назначение и географическое распространение. Тематика, символика, композиция песен. Гадания. Подблюдные песни, содержание, поэтика. Весенние обряды. Масленица - в своей основе языческий праздник. Проводы зимы. Чествование и проводы чучела Масленицы. Масленичные песни: величальные, корильные, ритуальные, заклинательные. Встреча весны (веснянки). Летние обряды. Троицко-семицкие обряды. Осенние обряды. Свадебный обряд как традиционное драматическое представление. Основные части и их функции: сватовство, сговор, девичник, ритуалы свадебного дня и послесвадебные. Свадебные причетания, свадебные величания и собственно свадебные песни, свадебные корильные песни. Принципы обрядового поведения.

Раздел 7

Детский фольклор (3 часа)

Тема 7.1..

Понятие «детский фольклор». Жанры детского фольклора. Особенности детского фольклора. Классификация детского фольклора Жанры: потешки, прибаутки, считалки.

Раздел 8

Фольклорный театр (2 часа)

Тема 8.1.

Вертеп, театр Петрушки, балаган

На занятиях ученики знакомятся с такими видами фольклорного театра, как вертеп, театр Петрушки, балаган и др. Учащиеся узнают о происхождении фольклорного театра, особенностях отдельных его видов, сами ставят спектакли. В процессе подготовки к спектаклю или празднику дети постигают законы театрального искусства

 


 

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Из них

Зачетные и диагностические занятия

Примечание

1 Введение Удивительный и загадочный мир наших предков

1

   

2

Мифы славян

Представления древних славян о

мире и его устройстве

1

   

3-4

Образы и символы славянской

мифологии . Языческие персонажи

2

1

 

5-7

Русские народные сказки

Фольклорные персонажи и образы

Герои русских народных сказок: кто

они и почему ведут себя так, а не

иначе?

3

1

 

8-9

Исторические корни волшебной

сказки

Сказки о животных(животный эпос)

2

   
10 Сказки-легенды 1    

11

Авантюрно-новеллистические сказки

1

   

12-13

Бытовые сатирические сказки и

анекдоты

2

   
14 Богатырские сказки 1    

15-16

Былины

Былины — стихотворный

героический эпос древней

Руси.Герои былин Чем сказка

отличается от былины.

2

1

 

17

Малые жанры фольклора

Поэтика пословиц и поговорок

1

1

 
18-19 Разновидности пословичного жанра 2    

20-22

Загадки, как особый жанр народного

поэтического творчества.

Содержание и форма загадок

Метафорические загадки.

Аллегорические загадки.

Шуточные загадки.

Арифметические загадки. Загадки,

построенные на звуковом образе.

3

   

24-25

Обрядовый фольклор

Календарная поэзия и обряд Об

обрядах, праздниках и христианских

ритуалах

2

   
26 Религиозные суеверия в календарных обрядах

1

   

27-28

Семейно-обрядовая поэзия

2

   
29 Песенная лирика 1    
30-32 Детский фольклор потешки, небылицы, загадки, считалки, скороговорки

3

1

 

33-34

Фольклорный театр

2

   

35

Итоговое занятие

1

   

Календарно-тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Предметные результаты

Виды деятельности учащихся

Формирование УУД

Кол-во часов и дата проведения


 

1

Введение Удивительный и загадочный мир наших предков

знать, что такое русский фольклор;

называть особенности русского фольклора;

применять новые знания и практические умения .

Отвечают на вопросы учителя, пишут сочинение-эссе

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Познавательные: узнать отличительные признаки фольклора, основные термины и понятия, связанные с фольклором

1

   

2

Мифы славян

Представления древних славян о мире и его устройстве

Знать Представления древних славян об устройстве мира. познакомить с основами славянской мифологии.

обсудить, как представляли себе мир древние славяне;

Работа с текстом, Рассматривают выставки книг (автора или по тематике), слушают рассказа учителя о выставке. Прослушивают аудиозаписи

Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме;

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

взаимодействовать со сверстниками;

.

1

   

3-4

Образы и символы славянской мифологии

Языческие персонажи

иметь представление о мифологическом мировоззрении древних славян;

знать героев мифов древних славян, узнавать их визуально, по словесному описанию, по характерным особенностям;

уметь объяснять значение мифов в культуре различных народов, в культуре древних славян в частности.

иметь представление о мифологическом мировоззрении древних славян;

знать героев мифов древних славян, узнавать их визуально, по словесному описанию, по характерным особенностям;

Смотрят и обсуждают презентацию

Читают текст , комментируют

Составляют кроссворд

Личностные: формировать навыки анализа и сопоставления.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять изобразительно-выразительные явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста.

Коммуникативные: владеть диалогическойи монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

2

   

5-7

Русские народные сказки

Фольклорные персонажи и образы

Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе?

объяснить понятие «герой сказки» через анализ сказок , задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Создают альбом «Мои любимые герои сказок»

Слушают аудиозаписи,смотря фрагменты м/ф

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

3

   

8

9

Исторические корни волшебной сказки

Сказки о животных(животный эпос)

Закрепить имеющиеся знания о жанре сказки,  рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев. расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях жанра

Инсценировка сказки, сочиняют сказку по данному началу

Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме;

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

взаимодействовать со сверстниками;

2

   
 

Личностные: оптимистически воспринимать мир; приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

     

10

Сказки-легенды  

Участвуют в квесте

«Там на неведомых дорожках»

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Познавательные: анализировать и обобщать на основе теоретических фактов;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия;

1

   

11

Авантюрно-новеллистические сказки

Комбинированное чтение Подготовка к краткому пересказу.

Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

1

   

12-13

Бытовые сатирические сказки и анекдоты

Создают книжки-малышки

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

2

   

14

Богатырские сказки  

Создают литературную газету

Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой

1

   

15-17

Былины

Былины — стихотворный героический эпос древней Руси. Герои былин.

Чем сказка отличается от былины?

Познакомить учащихся с жанром былин, их особенностями и историческими предпосылками возникновения; отработать умения выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;учить «читать живописные полотна»

Выразительное читают былины

Создают иллюстрация к былинам

Готовятся к коллоквиуму

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

3

   

18

Малые жанры фольклора

Поэтика пословиц и поговорок

Знать малые жанры фольклора;

показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;

показать сходство и различие двух жанровых форм;

развивать речь учащихся через комментированное  чтение пословиц;

Читают текст, делают пометки непонятных слов ,составляют словарик

составляют тематический каталог пословиц и поговорок

работают над тестом

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериямегулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

1

   

19-20

Разновидности пословичного жанра

коллективной работы по разделу,работают над проектом

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

2

   

21-23

Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества. Содержание и форма загадок

Метафорические загадки. Аллегорические загадки.

Шуточные загадки.

Арифметические загадки. Загадки, построенные на звуковом образе.

знать происхождение и природу загадок, расширить представление о загадках и их разновидностях.

Подготовка индивид. сообщения, участие в конкурсе

кроссвордов

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

3

   

24-25

Обрядовый фольклор

Календарная поэзия и обряд Об обрядах, праздниках и христианских ритуалах

знать основные понятия темы: фольклор,  обряд, обрядовый фольклор,    календарно-обрядовая поэзия её взаимосвязь религиозными представлениями народа

Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.

самостоятельная работа

Инсценируют элементы обрядов и праздников

Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

2

   

26

Религиозные суеверия в календарных обрядах

Издают газету, где используют результаты своих исследований

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

1

   

27-28

Семейно-обрядовая поэзия

освоить понятие жанра семейно-обрядовой поэзии знать роль и место обрядового фольклора  в истории человеческой культуры и быту русского .

словесное рисование

театрализованная сценка

Личностные :проявление желания осваивать новые виды деятельности

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные.:учатся использовать средства обучения для решения различных учебных задач

Коммуникативные: строят небольшие монологич. высказывания

2

   

29

Песенная лирика

 

Знать роль песни при совершении обрядов.Уметь выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог, называть особенности песенной лирики.

Отвечают на вопросы, готовят индивидуальные сообщения.

Участвуют в игре «Угадай-ка»

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные:   -перечитывание текста с разными задачами (определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Регулятивные:   -составляют план решения учебной задачи совместно с учителем,  контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные:  -строят монологические высказывания, формируют собственное мнение, развивать умение сотрудничества  со сверстниками при работе в паре, группе.

Личностные: сравнивают высказанные точки зрения, предлагают обоснованно присоединиться к одной из них или высказать собственную.

1

   

30-32

Детский фольклор потешки, небылицы, загадки, считалки, скороговорки

знать о малых жанрах детского фольклора –потешках, небылицах, загадках, считалках, скороговорках; обогащение словарного запас

Участвуют в квесте

Готовят ответы на вопросы коллоквиума

Познавательные:   -перечитывание текста с разными задачами (определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Регулятивные:   развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичное выступление, отвечать на вопросы, оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры);

развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний);

развитие компетентности решения проблемы (высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, слушать других);

развитие памяти, артистических способностей,

-составляют план решения учебной задачи совместно с учителем,  контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.Коммуникативные:  -строят монологические высказывания, формируют собственное мнение, развивать умение сотрудничества  со сверстниками при работе в паре

3

   

33-34

Фольклорный театр

Знать жанр фольклорный театр .исторический путь развития жанра

Мини-спектакль

2

   

35

Итоговое занятие

 

Участвуют в викторине

 

1

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.