12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Виталия18
«Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою». (Ауэрбах Бертольд). Именно музыка помогает человеку стать лучше, добрее, чище. Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании.
Россия, Курская обл., Курск

Разработка внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельность: художественно-эстетическое 5 класс

Тема занятия: «Пристенский краеведческий музей»: о музыкантах Курского края.

Планируемые результаты:

личностные:

- формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию ценностно-смысловой установки обучающимися, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

- формировать основы гражданской идентичности;

- развивать доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость;

- формировать культуру слушателя;

- учиться воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению; - развивать интерес к истории родного края.

метапредметные:

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-твор­ческих задач;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- позитивная самооценка своих музыкально-твор­ческих возможностей;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

познавательные:
-
построение речевого вы­сказывания в устной и письменной форме;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- эмоционально откликаться на музыку,

определять образное содержание и характер музыки, выказываться о ее звучании;

- осознанно и выразительно исполнять музыку во всех видах деятельности – пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

- обогатить знания учащихся;

- формировать у детей знания об истории Родного края.

регулятивные: планирование; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия; оценка;

- развить аудиовизуальное мышление.

коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем;

- постановку вопросов;

- умение выражать свои мысли;

- формирование умения слушать и слышать учителя, ученика;

- умения сотрудничать в группе.

личностные:

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства;

- уважительное отношение к культуре своего народа;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

- понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развивать музыкально-эстетического чувства, художественный вкус;

- формировать чувство патриотизма к Малой Родине;

- развивать наблюдательность, способность переживать и анализировать увиденное;

- оценивать осваиваемое содержание.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентации, интернет – ресурсы: видео, фотоматериалы.

Форма: Виртуальная экскурсия.

Ход занятия:

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Начать наше занятие я хочу с прослушивания музыки.

(Слушают «Озорные наигрыши» В.Ф. Гридина)

- Ребята, какой музыкальный инструмент вы услышали? (баян)

(Это произведение написал Виктор Гридин).

- Курский край славится своими музыкантами в том числе В. Гридиным.

t1594189951aa.gif
- Что бы поближе познакомиться с его жизнью и творчеством мы отправимся в необычную «виртуальную экскурсию», в наш Пристенский краеведческий музей.

- А вы знаете, что означает слово «виртуальная»? Слово «виртуальная» происходит от английского слова «виртуал» и в переводе на русский язык означает: «похожий», «неотличимый», т. е. не покидая здания нашей школы, я проведу вас по выставочному залу этого музея.

- В каких музеях вы бы не были, никогда не следует забывать о правилах поведения. А какие вы знаете правила поведения?

t1594189951ab.gif

2. Проблемное освоение новой цели.

- Итак, добро пожаловать в выставочный зал.

t1594189951ac.gif
- О таких, как Виктор Гридин, обычно говорят: "Он прожил недолгую, но очень яркую жизнь".

- Судьба Виктора Федоровича похожа на сюжет для романа. Простой сельский мальчишка из Курской глубинки, выросший в бедной семье, и вдруг - музыкант мирового уровня, народный артист РСФСР, дирижер, аранжировщик, композитор, изобретатель новых приемов игры на баяне. В этом году нашему знаменитому земляку исполнилось бы семьдесят пять лет.

По словам Ивана Гридина, старшего брата в их семье родились четырнадцать детей, и лишь семеро из них выжили. Виктор был самым младшим.

t1594189951ad.gif
Мальчик появился на свет в военном 1943 году 28 февраля. Отца мальчика на фронт не взяли, так как он был инвалидом Гражданской войны. Воевали два старших брата - Дмитрий и Алексей. В одном из боев Дима погиб.

Когда Вите было два года, семью постигло большое несчастье - осудили и сослали на восемь лет в Сибирь отца. Мать осталась с шестью детьми одна.

- В сорок шестом был голод, - рассказывает Татьяна Яновская, племянница Виктора Гридина, и семье приходилось тяжело. Бабушка бралась за любую работу, спасал сталинский паек, который они получали за погибшего Дмитрия Федоровича.

К сожалению, у многодетной матери от тяжелой работы и полуголодного существования не выдержало сердце. Она умерла. Заботу об осиротевших младших сестрах и брате на себя взял Иван, а помогала ему родная тетка, Прасковья Филипповна.

В нелегкие минуты унывать не позволяла музыка. В семье Гридиных дети умели играть на разных музыкальных инструментах. Иван, например, сам освоил скрипку. 

- А появился этот инструмент случайно, - с улыбкой рассказывает Иван Федорович,

- просто у нас в селе во время войны жила эвакуированная семья. У них был мальчик, который погиб, и после него осталась скрипка, они отдали инструмент мне. Мы любили собираться вечером все вместе - кто-то из сестер играл на гитаре, кто-то - на гармони, а я - на скрипке. Витя хоть и маленький был, но ему нравилось слушать музыку, у него в тот момент так глаза сияли!

Когда Ивана Федоровича призвали в армию, старшие братья и сестры уже выросли, а самого младшего - Витю - забрал в Белгород вернувшийся из заключения отец. Он не просто принял мальчика в свою новую семью, но еще и судьбоносный подарок десятилетнему Виктору сделал - баян.

t1594189951ae.gif


- Он обожал инструмент, представляете, даже спал в обнимку с баяном, - рассказывает о брате Иван, - ведь этот инструмент стал смыслом его жизни! Будучи уже известным музыкантом, он покупал баяны, собирал их в коллекцию.

Чуть позже семья Гридиных переезжает в Харьков, где Виктор поступает в музыкальное училище. Но будущий баянист-виртуоз так и не закончил это учебное заведение, потому что отправился покорять столицу. В Москве он продолжает свое образование в знаменитом музучилище имени Гнесиных, причем учится довольно успешно. 

Виктору Федоровичу было всего девятнадцать лет, когда его пригласили на работу в эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Юрия Силантьева. Чтобы представить масштабы популярности этого коллектива в нашей стране, достаточно сказать, кто пел под его аккомпанемент - Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Алла Пугачева. Баян Гридина звучал не только в больших концертных залах, но и в воинских частях, на предприятиях.

t1594189951af.gif

- Оркестр также сыграл и записал множество мелодий к кинолентам, а среди них - "Берегись автомобиля" и "Семнадцать мгновений весны".

После оркестра Силантьева Виктор Гридин был приглашен в не менее известный коллектив - дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александра Александрова. С легендарным ансамблем Виктор Федорович объездил полмира, но в 1975 году ушел из него, чтобы возглавить группу музыкантов, которая аккомпанировала Людмиле Зыкиной.

t1594189951ag.gif

Жители села Пристенное, где родился баянист, до сих пор вспоминают приезд на родину Виктора Гридина вместе с Людмилой Зыкиной.

- Они прибыли на черной "Волге", за рулем которой была сама Людмила Георгиевна, - рассказывали очевидцы, - и никакой "звездности" не было в их поведении! Простые, душевные. Артисты такого уровня давали концерт в маленьком сельском клубе.

В 1976 году Людмила Зыкина и Виктор Гридин создают знаменитый государственный академический русский народный ансамбль "Россия", который впоследствии станет известным на весь мир!

В этом коллективе Виктор Федорович занимает сразу несколько должностей - он и дирижер, и солист, и музыкальный руководитель. В ту пору артиста волнует еще и то, что народная музыка начинает терять популярность, поэтому Виктор Гридин создает современные аранжировки к известным музыкальным произведениям, а иногда и сам выступает в роли композитора. Он внёс большой вклад в развитие баянного исполнительства  России.

До сих пор люди с нескрываемым удовольствием слушают его авторские пьесы - "Веселый хоровод", "Рассыпуху", "Утушку луговую», «Ехал казак за Дунай», «Цыганскую рапсодию».

(Слушание пьесы "Рассыпуха")

- Определите настроение этого произведения, используя карточки настроений;

- с помощью каких средств автор так воздействовал на нас?

(Повторное прослушивание: просмотр видео - фрагмента «Рассыпуха» 1986г.)

- С какой целью композитор сочинил это произведение?

- Почему он так назвал, а не иначе?

- В.Ф. Гридин часто приезжал на гастроли в Курск и родную Пристень.

t1594189951ah.gif

В последние годы жизни музыканта его супругой была певица, исполнительница русских народных песен Н. Крыгина. Незадолго до смерти В. Гридина они посетили родное село.

Судьба наделила музыканта замечательным талантом, но жизнь она ему подарила короткую. Виктор Федорович умер 4 апреля 1997 года, на 56-м году жизни, от тяжелой болезни печени. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. На могиле В. Ф. Гридина установлен памятник работы народного художника России В. М. Клыкова. А 28 февраля 2013г. к 70-летию со дня рождения музыканта в Курске перед зданием филармонии на ул. Перекальского был открыт братом памятник - бюст В. Гридина.

t1594189951ai.gif

В 1998г. в г. Курчатове прошёл первый открытый областной конкурс баянистов и аккордеонистов, посвящённый памяти народного артиста РСФСР В. Гридина. А в 2002г. было принято решение о переносе конкурса в Курск. Со следующего года музыкальные конкурсы чередуются с одноимёнными фестивалями. С 2012г. конкурс имеет статус Всероссийский.

- Постоянным же гостем фестиваля и конкурса является государственный ансамбль "Россия".

На родине Виктора Федоровича - в селе Пристенном - прошло открытие мемориальной доски.

Не менее радостным событием стал выход в свет диска Виктора Гридина. Он включает в себя четырнадцать музыкальных произведений, причем все исполнены самим баянистом-виртуозом.

Родственники Виктора Федоровича приехали на курскую землю не с пустыми руками. Для краеведческого музея они привезли личные вещи музыканта - ноты с пометками, сделанными его рукой, редкие фотографии, среди которых есть и детские, концертный костюм и пальто. 

t1594189951aj.gift1594189951ak.jpg

Завершились же торжества, посвященные юбилею баяниста-виртуоза и нашего земляка, большим концертом ансамбля "Россия" и его солистки Надежды Крыгиной, Народной артистки России, также нашей землячки и последней жены Виктора Федоровича.

В 2013г. оркестру народных инструментов Курской государственной филармонии под управлением П. Горбунова было присвоено имя народного артиста РСФСР В.Ф. Гридина.

t1594189951al.jpg

- Назовите музыкальные инструменты, которые входят в состав народного оркестра?

- В начале нашей экскурсии вы слушали музыкальное произведение… «Озорные наигрыши»,

(повторное прослушивание);

- как звучит музыка?

- какие эмоции она у вас вызывает? (под музыку учащиеся выполняют элементы народного танца)

3.Рефлексия.

- Что вы узнали о композиторе, баянисте В. Гридине?

- Что увидели? Что особенно понравилось? О чем хотели бы больше узнать?),

Расскажите о своих впечатлениях.


Начинаем со слов: я узнал…, я понял…, меня удивило…

- Что особенно понравилось? О чем хотели бы больше узнать?

(рекомендация источников информации для поиска ответов на индивидуальные вопросы)

- В буклете представлена жизнь и творчество нашего земляка, с диском и вы сможете самостоятельно послушать его произведения.

t1594189951am.gif

t1594189951an.jpg
t1594189951ao.gif

- Начать наше занятие я хочу с прослушивания музыки. А вы внимательно

прослушайте и скажите, чему будет посвящено наше занятие

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.