Доклад «Внутренний потенциал организации дополнительного образования как ведущий фактор реализации проекта "ПРОФЕССИональнаЯ траеКТОриЯ"»
Внутренний потенциал организации дополнительного образования как ведущий фактор реализации проекта «ПРОФЕССИональнаЯ траеКТОриЯ»
Корнеева Светлана Петровна,
педагог дополнительного образования,
Сахарова Светлана Михайловна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
В современном динамичном мире педагогам необходимо использовать новые методы профессионального ориентирования. Подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. И поэтому у школьников, стоящих перед выбором дальнейшей образовательной и профессиональной траектории, возникают трудности с профессиональным самоопределением.
Реклама «роскошного» образа жизни порождает как у обучающихся, так и у их родителей, нереалистичные требования и неимоверные амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам при выборе трудовой специальности. Профессии юриста и финансиста по-прежнему остаются престижными в глазах школьников и их родителей. Однако те и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда.
Зачастую приходится видеть, как абитуриенты, выбрав ту или иную специальность, поступают в совершенно другие университеты или на другие факультеты – просто туда, куда проходят по баллам.
Поэтому задача педагога – помочь обучающимся осознанно выбрать дальнейший путь. Но как это сделать? Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются иные методы профориентации.
Современные молодые люди, даже выбрав будущую профессию, не всегда представляют ее реальное, практическое воплощение. Из этой ситуации нужно выходить. Необходимо понять, какого подростка мы имеем в качестве целевой аудитории: что он чувствует, чем живёт.
Современные выпускники, так называемые поколения X, Y, Z, беби-бумеров, альфа, – это молодые люди, родившиеся в начале и в течение 2000-х годов. Так, например, поколение X уже не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей данного поколения называют также «цифровыми людьми». Предполагается, что представители новых поколений будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством.
Особенности новых поколений:
зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн общению в виртуальном пространстве;
желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению.
ориентированность на потребление, индивидуализм;
желание как можно раньше всё попробовать и испытать, в моде экстрим и жажда развлечений;
трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя как защита от проблем современного образа жизни.
К этому можно добавить еще клиповое мышление. Какие технологии можно применить сегодня для становление личности таких детей?
Проблему выбора профессии помогут решить новые инструменты профориентации: геймификация, лидерство, тьюторство и форсайт, заложенные в содержание проекта «ПРОФЕССИональнаЯ траеКТОриЯ», реализующегося в МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги.
Социальные эффекты формирования профессиональной ориентации в рамках данного проекта складываются из следующих аспектов:
наличие органа управления профориентационной работой в учреждении дополнительного образования;
осуществление социального партнерства учреждения дополнительного образования с СУЗами и ВУЗами Калуги, предприятиями и организациями города, а также с Центром занятости;
реализация дополнительных программ и модульных курсов, профессионально ориентирующего характера;
налаженная ранняя профориентация как условие развития эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру;
наличие методического кабинета профориентации, который являлся бы организационно-методическим, информационным и консультационным центром профориентационной работы учреждения дополнительного образования.
Содержание профориентационной работы учитывает современные тенденции.
Геймификация: достигаем целей играючи
Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.
Существенным подспорьем для педагога является набор игровых и методических решений комплекта «Мир профессий будущего». Он помогает школьникам понять, какие отрасли будут активно продвигаться, какие будут зарождаться и развиваться новые технологии, продукты, практики управления, и какие новые специалисты потребуются работодателям.
Лидерство – это позиция
Подростки часто предпочитают плыть по течению, а при принятии решений идут на поводу у родителей, друзей и рекламы. Поэтому важно научить их принимать решения самостоятельно, создавать ситуации, которые позволят им быть лидерами в своей жизни, обучить техникам проявления лидерского потенциала.
Быть лидером значит вдохновлять и вести за собой людей. Это большая ответственность, а подростки часто избегают брать на себя обязательства. Поэтому надо объяснить обучающимся, что лидерство – это позиция успешного человека.
Тьюторство как технология профориентации
Тьюторы помогают детям понять себя и ищут способы, как это сделать. Тесты, опросы, разнообразная информация предоставляется подросткам, и они должны осознать свою сущность во взаимосвязи способностей, желаний и интересов. На основе анализа результатов тестирования понять, что их интересует, и в какой степени это выражается.
Цель тьюторства – помочь подростку в профессиональном самоопределении: выяснить типы мотивации и мышления, выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности. Этому посвящен содержательный блок дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности, которая реализуется в рамках профориентационного проекта.
Нами проводятся профориентационные акции «В поисках своего пути» в форме интерактивных встреч школьников и представителей учреждений средне профессионального образования и мастер-классов преподавателей.
Этому же способствуют экскурсии в СПО города:
ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»,
ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий»,
ГАПОУ КО «Калужский базовый медицинский колледж»,
ГБПОУ КО «Калужский транспортно-технологический техникум им. А.Т. Карпова»,
ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум»,
ГБПОУ КО «Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства»,
ГБПОУ КО "Калужский техникум электронных приборов",
ГБПОУ КО «Коммунально-строительный техникум» им. И. К Ципулина,
ГАПОУ КО «Калужский колледж Сервиса и дизайна».
ГБПОУ КО «Калужский индустриально-педагогический колледж»,
ГАПОУ КО «Калужский технический колледж»,
В рамках проекта мы выпускаем сборники «Твой счастливый билет», которые содержат информацию о техникумах и колледжах Калуги, специальностях и профессиях, контактную информацию.
Информационный бюллетень «Календарь дней открытых дверей» включает хронологию проведения дней открытых дверей в учреждениях СПО: дата, время и место проведения.
Памятка для старшеклассников «Шаги на пути к профессии» содержит рекомендации по выбору профессии.
Всё это поможет выбрать профессию по душе. Себя сложно изменить, а подобрать работу, которая соответствует внутренним задаткам и убеждениям, вполне реально.
Форсайт: формируем образ будущего
Форсайт технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия. Почему это важно? Потому что технический прогресс предполагает: автоматизацию и роботизацию производства, рост скорости изменений, увеличение сложности и глобализацию.
Основные принципы форсайта:
будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать;
будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон.
есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, зато можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
Для решения профориентационных задач по технологии форсайт мы проводим экскурсии на современные промышленные предприятия:
ЗАО «Фолькваген груп Рус»,
ЗАО «Континентал-Калуга»,
АПК Холдинг «Эконива»,
ООО «Группа компаний Пандора»,
ГБУЗ КО «Калужская областная клиническая больница скорой медицинской помощи» им К.Н. Шевченко,
ООО «Берлин-Хеми/Менарини»,
ОАО «Калугаприбор»,
ООО «Вольво-компоненты».
Приглашаем экспертов и специалистов из различных областей деятельности: Вневедомственная охрана Национальной гвардии,
ОАО «Антониус Медвизион»,
ЗАО «Ай Ти проект»,
ОАО «Калугаприбор»
Все эти мероприятия актуальны для старшеклассников.
Образ будущего начинаем формировать еще у воспитанников детских садов и младших школьников. Мы проводим профориентационный конкурс детских творческих работ «Мы из будущего» по следующим номинациям: рисунок «Профессия моей мечты», ДПТ «В мире профессий», лэпбук «Профессии будущего», фотоколлаж «Профессиональное древо моей семьи», литературный жанр «Мысли о профессиях»
В мире всё меняется: на смену одним профессиям приходят другие, появляются новые специальности. В своей работе мы ориентируемся на «Атлас новых профессий» от экспертов Сколково. В этом атласе можно определить, какие компетенции понадобятся для той или иной профессии, а также универсальные надпрофессиональные компетенции.
Новая модель навыков XXI века включает в себя контекстные / специализированные навыки, кросс-контекстные навыки, применимые в широких сферах социальной и личной деятельности, экзистенциональные навыки (сила воли, самосознание, способность к саморефлексии). Поэтому педагогам важно осознавать, как меняется мир, и помочь подрастающему поколению войти в профессиональный мир со сформированным осознанием готовности к переменам.
Проект «ПРОФЕССИональнаЯ траеКТОриЯ» реализуется в МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги четыре года. Промежуточные итоги показали, что он нашел признание как среди педагогов дополнительного образования учреждения, так и у педагогов образовательных учреждений города Калуги, которые активно включились в мероприятия в рамках проекта.
В процессе анализа результатов диагностики, наблюдения, анализа творческих работ можно сделать следующие выводы:
Активность участников проекта возросла, увеличилось количество образовательных учреждений – участников проекта, увеличилось количество творческих работ.
Если во входящей диагностике у родителей фактически отсутствовал показатель по шкале «Знания о возможностях профориентации в учреждении дополнительного образования», то после совместной творческой деятельности этот уровень стал иметь место – 12,5 %.
У педагогов по шкале «Заинтересованность в профориентационной работе» низкий уровень во входящей диагностике составлял 71,4%, в промежуточной – 35,7%, низкий уровень уменьшился в 2 раза; высокий уровень увеличился в 4 раза. Активность педагогов проявилась и в том, что они стали корректировать свои программы, добавлять модули по профориентированию к уже существующим программам. В настоящее время программы с профориентирующим характером реализуются по всем 6 направленностям, на начало проекта – 30 программ по 3 направленностям соответственно.
Именно в учреждении дополнительного образования молодым людям предоставляется реальная возможность профессионального самоопределения на основе выбора индивидуального маршрута с учетом склонностей и желаний, специализации по отдельным программам, получения опыта на основе предпрофессиональных проб, актуализации реальной информации о предприятиях региональной экономики и профессиональных образовательных учреждений среднего и высшего звена.
Литература
Атлас новых профессий 3.0./ под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. – М.: Интеллектуальная Литература, 2020. – 456 с.
Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009. – 260 с.
Шаповалова, В.С. Профессиональное самоопределение школьников. Теория, история, практика / В.С. Шаповалова, И.В. Челышева. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2018. – 396 с.