Экологический урок «Вода -это жизнь»

5
0
Материал опубликован 22 April 2021

Сафиуллина Хадича Фарасатовна

Заведующая библиотекой

МБОУ «СОШ №24» г. Альметьевск РТ.


Экологический урок.

Вода – это жизнь.


Цель: Формирование экологического сознания школьников, воспитание экологической культуры.

Задачи:

учебно-образовательные: способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;

учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, воспитывать чувство ответственности обучающихся за свое поведение в мире природы, навыки бережного отношения к окружающей природе.


Оформление: Книжная выставка: Беги дальше, чистая вода! Приноси людям жизнь и радость.

Эпиграф:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, как ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!»

Антуан де Сен – Экзюпери

Библиотекарь: « Вода есть то, из чего происходит все…», писал великий ученный Э.Х. Фрицман. Да, сегодня мы с вами будем говорить о воде. Биологи называют ее «колыбель жизни. Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Зовут воду в народе не иначе, как “матушка”, “царица”. К ней раньше всегда обращались уважительно.

Чтец: Поэты очень часто пишут оды

И славят в них тиранов и царей.

А мы вот вам хотим сказать про воду:

Ведь на земле она всего важней!


Ученик: вода - простейшее химическое соединение водорода с кислородом. Вода главная составляющая часть гидросферы, т.е. водной оболочки земного шара – океанов и морей, рек и озер. Содержится она в воздухе в виде водяного пара. Входит в состав почвы. Вода непременная составляющая часть всех живых организмов. И более того, их жизнедеятельность невозможно без воды.

Более 70% нашей планеты покрыто водой, и только крошечная ее часть, всего 2,5%, составляет пресная вода, причем основная ее масса «законсервирована» в ледниках Антарктиды, Арктики, и вечных снегах и льдах горных вершин. И совсем ничтожное количество – в реках и озерах. В ручьях, под землей и в виде облаков. Но именно эти малые проценты и дают всему существующему на планете возможность жить. Вода для жителей земли бесценна, ее ничем нельзя заменить.


Чтец:

Зачем тянешься к воде,

Плакучей ивы тонкий прутик,

И, скручиваясь в духоте,

Страдаешь, рвешься и в мольбе

Лишь о воде, лишь о воде,

Как истомленный жаждой путник?


Дрожит, дрожит твоя листва…

Как хочется напиться!

Журчит и дразнится вода,

На солнце золотится

И убегает, навсегда

Вода, вода, водица ( Дардманд Закир Рамиев)


Ученик: испокон веков люди с бережностью и трепетом относились к родникам. Воду многих родников считали особенной, даже святой, возле родников ставили срубы, кресты, а то и часовни. В народе верили, что родниковая вода излечивает недуги и помогает в горе.

Истоки родников нашего народа – в глубине веков.

Придавить ли родник камнем, завалить ли его землей, все равно прохладная струя пробьется, найдет себе путь.


Звучит песня из репертуара О. Газманова «Родники вы мои родники»


Ученик: а что же такое родник с научной точки зрения? Родник – это источник воды, самостоятельно изливающиеся на поверхность. Его существование говорит нам о том, что где – то в земных глубинах есть водоупорный пласт подпирающий пласты водоносные, насыщенный влагой. И скапливается там чистейшая вода, находящаяся под сильным давлением. Она пробирается по трещинам в горных породах на поверхность и изливается там. Родниковая вода и вкусна, и чиста, и полезна.


Ученик: в старину 25 июля все россияне в прошлом праздновали Проклов день – день родников.

Старцы говорили, что в этот день все росы да родниковые воды становятся целебными, помогают вылечить слепоту. О родниках можно услышать много легенд. Вот одна из них.

История источника такова: во время полевых работ житель села Альметьево направился к близлежащему источнику за водой. Он был очень удивлен, когда увидел посередине небольшого водоема плавающую икону. Татарин побоялся взять икону и позвал урсалинского крестьянина по имени Степан, который рядом пахал землю.

Слушай, Степан, там, в воде плавает ваш Бог, я боюсь взять, аллах накажет, а ты русский, иди – возьми.

Долго Степан старался взять икону, но она отплывала на другую сторону водоема. Степан решил сначала помолиться усердно Богу и только тогда, с большим усилием, взял ее в руки. Дома, как полагается, поставил святой лик в передний угол, но, к большому удивлению, утром лик исчез. Степан был в растерянности, но все-таки поехал заканчивать работы в поле. Приехав туда ,он увидел, что тот татарин несет ему икону со словами: «Чего же ты Бога здесь оставил». Удивленный Степан не мог понять, кто мог унести икону к источнику. Он с большим усердием помолился пред иконой, после чего взял ее и увез домой. Но утром его снова постигла та же участь, только с наказанием. Икона снова пропала, да и к тому же Степан ослеп. Долго молился он Богу о прощении своих грехов, умолял Божию Матерь вернуться. Помолившись, Степан попросил детей отвести его пешком до святого места и омыть глаза святой водой. Прибыв к источнику, путники вновь обнаружили икону. Встав на колени, Степан умылся святой водой, глаза открылись, а икона сама подплыла к его рукам. С крестным знамением взял он лик и понес в храм Архистратига Михаила в селе Тихоновка. Это было 30 мая н.с., по ст. 17 мая 1840-50 гг. В начале XX века, по разрешению Самарского архиерея, икону увозили в Казань для написания с нее списка. Сейчас следы подлинной иконы утеряны.

Часовню на роднике разрушили в 1937-1938 годах. В годы военного лихолетья можно было свободно ходить на ключ 30 мая и в другие праздники Божьей Матери. А вот в хрущевские времена опять началось гонение на паломников к святому ключу. Местные власти залили его мазутом, затем на мазут было вывалено две машины камня, родник стал зарастать, а купальня заболотилась.

Родник пробился чуть ниже завала, но уже не родником с водоемом, как было раньше, а ключами в виде креста. В настоящее время родник обустроен и является почитаемой святыней нашего региона.

Библиотекарь: ребята, давайте мы с вами поиграем в татарскую народную игру «Нырнет утка, нырнет гусь…»

Играющие встают друг напротив друга в два ряда по парам и держатся за руки. В начале ряда один из игроков встает без пары. Дети все вместе поют. (см. список литературы)

Правила игры: Играющие в ритм песни стоят, держась за руки. Ребенок без пары, проходя мимо ряда, выбирает себе пару, берет за руку и встает. Ребенок, оставшись без пары, встает в начало ряда. С началом песни играющий в таком же порядке выбирает себе пару.

Библиотекарь: ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды. В книгах, представленных на выставке, рассказывается о воде и ее значении в жизни Земли. Авторы затрагивают актуальные вопросы охраны и комплексного использования водных ресурсов планеты. Вода – самое простое и привычное вещество на планете, но вода таит в себе и множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде. Получить ответы на самые загадочные вопросы, связанные с водой, читатели смогут в занимательных и научно-популярных книгах, размещенных на выставке.

Библиотекарь проводить обзор книжной выставки.

Ученик: продолжая обзор книжной выставки, я хочу, познакомить вас с книгой изданной институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ. Она называется «Родники жизни». Книга включает в себя сюжеты о более ста уникальных родниках Татарстана.

В книге приведена история и характеристика родников, находящиеся в Республике Татарстан.

Родники – это ключи к нашей истории. Есть родники носящие имена основателей деревень ( Уразмет, Иштиряк), есть парные родники ( Кара-каршы пар чишмә, игезәкләр) . Что интересно, не всегда состав воды парных родников одинаковый, они будто дополняют друг друга. Родники являются живыми памятниками исчезнувшим селениям и еще хранителями языков народов Поволжья. Татарское “чишма” и “кизляу”, мордовское “лисьмапря”, удмуртский “ошмес”, марийский “памаш”, чувашский “щоле” – это все родники. А еще подземные источники воды привыкли называть по русски –ключи.

Родникам посвящено множество стихотворений , песнь , написанных мастерами разных времен и народов.

В период советских времен были случаи появления новых родников. Например, таковым является “Родник Семизвездия (Җидегән чишмә). Сразу пробились семь ключей на склонах гор Ленинагорского района. Так романтичный образ родника из известной татарской песни получил реальное воплощение.

Звучит песня Родник Семизвездия (Җидегән чишмә).

Ученик: питьевая вода – богатство, вот только не все это понимают.

Лучше всего это знают жители жарких стран, где вода на вес золота. В некоторых странах Персидского залива питьевую воду привозят на специальных судах: нефти у этих государств избытком, воды же - увы! А вот в Лиму , столицу государства Перу, воду доставляют в железнодорожных цистернах. Между прочим, и некоторым городам США питьевая вода обходится не дешево. Гигантский акведук тянется от реки Колорадо до Лос –Анжелс аж на 800 километров!

Ученик: российские активисты и гидрогеологи, проанализировав всего пару сотен родников в некоторых регионах, так любимых в народе, пришли к выводу, что половина из них — непригодна для питья. Большинство родников практически всех населенных пунктов Татарстана (и городах, и деревнях), вероятнее всего, вода не очень хорошая, хотя очаги загрязнений подземных вод отличаются от района к району и носят не только техногенный, но и природный характер.

Экологи бьют тревогу: Россия, богатая водными ресурсами, скоро может лишиться чистых источников питьевой воды.

Не надо думать, что охрана рек, родников и водоемов - дело исключительно взрослых. Чистота речной воды зависит от каждого из нас!

Сценка «Отдых на реке».

Действие первое.
К реке подходят отдыхающие с рюкзаками. Они размещаются на берегу реки, имитируют разведение костра, едят, веселятся. Звучит весёлая музыка.
1-ый отдыхающий:

Мы приехали на речку
Воскресенье провести.

2-ой отдыхающий:

Но свободного местечка.

Возле речки не найти!

3-ий отдыхающий:

Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид,
Прекрасный пляж,
Распаковывай багаж!

4-ый отдыхающий:

Мы купались,
Загорали.

5-ый отдыхающий:

Веселились, как могли!
Пили сок, консервы ели.

Все вместе: Отдохнули и ушли! (уходят).

Действие второе.
Ведущая качает головой, собирает мусор. Звучит грустная музыка. На берегу сидит Русалка и плачет.

Ведущий:

И остались на поляне

У потухшего костра:
Пара банок из жестянки,
Апельсина кожура,
Клочки порванной бумаги –
Словом, мусора гора! (замечает Русалку и обращается к ней).
Что с вами случилось?


Русалка: Трудно стало жить в реке:
Каме, Волге и Оке.
Ах, судьба моя жестока –
Негде спрятаться от стока!
Каждый норовит завод.

Сбросить мусор в бездну вод.
Негде взять воды напиться,
Лучше сразу утопиться!
В речке чистой я жила.
И красавицей слыла.
А теперь краса угасла.

Из-за дизельного масла
В пятнах краски чешуя…
Ох, не выживу здесь я! (Русалка плачет).


Водяной (утешает ее): Не плачь Русалка, теперь ты не одна. (обращается к детям).
Я охраняю родники,
И мускулы мои крепки,
Но люди извели меня –
Боюсь теперь их как огня!
Когда приходят отдыхать,
Покоя мне уж не видать.
Они уйдут своей тропою,
А я от горя плачу, вою,
Ногами грозно топочу,
«Не загрязняйте!» - вслед кричу.

Уходят, но их останавливает ведущий:

- Постойте, ребята! Я знаю, как помочь вам и реке. Давайте позовём ребят (обращается к зрителям) и все вместе очистим берег реки от мусора.

Звучит весёлая музыка. Все – ведущий, главные герои, зрители убирают мусор в корзины. Как только берега станут чистыми, музыка меняется на спокойную, величавую. Появляется Живая Река.

Река (обращается к детям): спасибо, ребята! Я думала, мне придётся погибнуть среди мусора, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая и прозрачная. Приходите ко мне в гости, вас я не боюсь, ведь вы не будете разбрасывать мусор на моих берегах!

Главные герои виновато опускают головы. Река их гладит по голове.

Река: Я зла не помню, что было, то прошло… Вы ведь тоже мне помогали, оставайтесь с нами, будем друзьями. Я для всех ребят подарок приготовила.

Река выносит поднос со стаканами чистой воды и раздаёт детям.

Ведущий: Ребята, давайте поблагодарим реку за такой подарок, ведь без чистой воды мы не сможем жить.

Чистая вода – это замечательный подарок! К сожалению, на Земле её остаётся всё меньше и меньше. Мы должны беречь наши реки, чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Спасибо река!

Все дети: Спасибо!

Ученик: в последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам. Испокон веков считалось святым делом «открыть глаза роднику» - очистить его и обустроить, поставить скамейку для отдыха, повесить ковшик.

Сохранять это уникальное богатство живой природы – важное дело. Ещё очень много родников нужно восстанавливать. И мы немало сможем сделать для этого.

Ученик: очень важно защитит наши родники, колодцы, реки от прямого засорения. Правительство РФ и Татарстана приняты специальные постановления по защите подземных вод и охране малых рек. В водоохранной зоне вводится особый режим, обеспечивающий полную защиту водоема от загрязнения, засорения,истощения и заиления.

Библиотекарь: надо беречь каждый родник, каждый ручей!
Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет напитка лучше, чем стакан родниковой воды.

Ребята, все вы, наверное, знаете, что необходимо соблюдать правила поведения у водоемов. Какие это правила? (Ответы детей)

Давайте познакомимся с эко знаками и составим правила поведения у родника - «Памятка поведения у родника»:

- свалка мусора запрещена;

- разведение костра запрещено;

- мойка транспорта запрещена;

- выпас скота запрещён;

- следи за чистотой родника.

Ученик: пусть чистые воды родной Земли и дальше исцеляют больных, придают силы труженикам, укрепляют дух народа. Ибо родник – это не только вода, это душа. Народная мудрость гласит: «Родник - не просто источник питьевой воды это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим». А мы с вами будем делать всё от нас зависящее, чтобы и дальше сохранить этот бесценный дар, доставшийся нам в наследство.

Песня «Живи родник живи»











Использованная литература:

1.Песня серебряных родников - Альметьевск: Рухият,1998 г. -240с.

2.Родники жизни=Тормыш чишмәләре=Springs of life/ научный ред.Р.Р.Салихов; редколл.: Р.С. Хакимов [и др.]. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ,2019- 552 с.

3.Вода – это жизнь // журнал «Детская энциклопедия» - М.:ЗАО Аргументы и факты, 2006- №10

4.Природа и мы. Экология от А доЯ// журнал «Детская энциклопедия» - М.:ЗАО Аргументы и факты, 2004- №5

5.Вода Москвы //журнал «Детская энциклопедия» М.:ЗАО Аргументы и факты, 2004- №10

tatarstan-mitropolia.ruall_publications/hramy_…

https://hotplayer.ru/?s=җидегән%20чишмә

https://hotplayer.ru/?s=чума%20үрдәк-чума%20каз

infourok.ruteatralizovannoe…na…temu…na-reke…

news.rambler.ruРамблер/новости…-isportila-rodniki…







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.