Экологический проект «Вода — это жизнь! Берегите воду!»
Актуальность
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды становится всё меньше и меньше.
От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.
Без воды нет жизни на Земле. Вода — это не только источник жизни, который питает нас энергией. Ее сила почти безгранична, а люди так небрежно ведут себя по отношению к этому подарку природы.
Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять
Цель проекта:
• сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни;
• воспитывать социальные навыки.
Задачи проекта:
• Уточнить и расширить представление детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений.
• Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
• Развивать любознательность, мышление и познавательную активность.
• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
• Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников
1. Подготовительный этап
• Выбор темы.
• Постановка проблемы, определение целей и задач.
• Изучение темы в интернет- ресурсах.
• Изготовление памяток для родителей.
• Обследования уровня развития познавательного интереса у детей.
• Разработка плана мероприятий проекта
2. Основной этап
• Рассматривание иллюстраций по теме “Вода в природе».
• Чтение стихов, поговорок, отгадывание загадок о воде и её различных состояниях.
• Беседы: «Значение воды в нашей жизни?», «Где «живет» вода», «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?», «Кому нужна вода?»
• Наблюдения за явлениями, связанными с водой.
• Организация экспериментально-исследовательской деятельности.
• Посмотреть и обсудить м/ф: «Грибной дождик», «Дождик, дождик, пуще!», «Заяц Коська и родничок», «Капитошка», «Земляничный дождик», «Беги, ручеёк».
• Чтение детям сказок, рассказов о воде: Б. Заходер «Что случилось с водой», Н. А. Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку».
• Беседы по содержанию прочитанных текстов.
• Разучивание стихотворений
• Рисование «Капелька воды»
• НОД «Волшебная вода»
• Привлечение родителей к участию в проекте
3. Заключительный этап
• Оформление выставки «Вода это жизнь», «Берегите воду».
• Оформление коллажа «Где человек использует воду»
• Папки-передвижки в родительский уголок
• Изготовление картотек «Опыты и игры с водой», «Простые правила»
• Изготовление книжек-малышек «Загадки», «Пословицы», «Стихи», «Сказки про воду»
• Изготовление альбома с рисунками родителей и детей
• Изготовление лэтбука
• Подготовка презентации с помощью фотографий
Работа с родителями
1. Для родителей оформила ширму по проекту, где раскрыла важность нашей работы по этой теме.
2. Все родители и дети приняли активное участие в создании выставки по теме проекта. Дети и взрослые с интересом рассматривали рисунки, обсуждали темы и удивлялись творчеству. Дети рассказывали, что изображено на их рисунках и кто это рисовал, а глаза блестели от радости и гордости за своих родителей. Из рисунков мы создали альбом «Человек, запомни навсегда. Символ жизни на Земле- вода. Экономь её и береги. Мы ведь на планете не одни!»
3. Для того чтобы сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека по моей просьбе родители дома сфотографировали своего ребёнка где они используют пресную воду. Из этих фотографий оформила коллаж и организовала выставку. Выставка пользовалась большим успехом как у взрослых, так и у детей
4. Вместе с родителями создали в группе природный уголок с водопадом. Вода обладает чудесными свойствами. Она оказывает приятное успокаивающее воздействие, даёт эмоциональную разрядку. Вода не только способна оздоравливать организм, придавать силы и заряжать энергией. Кроме всего прочего вода может улучшить настроение, снять стресс.
Работа с детьми
Расскажи-и я забуду. Покажи-и я запомню. Дай попробовать-и я пойму!
1. Опыты с водой делают процесс обучения детей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым. Провели большой цикл опытов:
«Вода не имеет запаха»
«Вода не имеет вкуса»
«Вода бесцветная»
Вода-жидкость. Может течь
Вода не имеет формы и принимает форму того предмета, в который её наливают
В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет
Исследовали предметы на плавучесть
Вода принимает цвет той краски в который её красят
Дети наглядно увидели, что вода, помещённая в холод, превращается в лёд
Лёд-это тоже вода. Если лёд поместить в тепло он растает. Лёд в воде не тонет, т. к. он её легче
Испарение воды. Пар-это тоже вода
Наблюдая за луком и веточкой, которую дети принесли с улицы, дети наглядно увидели, что вода является одним из основных источником жизни для растений.
Для того чтобы развить интерес к опытно-экспериментальной деятельности провели наблюдения «Что быстрее растает снег или лёд?»
И как снег превращается в воду. Дети наглядно увидели, что талая вода грязная и пить её нельзя
2. Игры с водой имеют терапевтический эффект. Играя с ней, ребёнок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии
Дети любят играть в игры:
«Поймай рыбку»
Мыльные пузыри (развивается речевое дыхание)
Играя в водяную мельницу, дети видят, что вода бывает ещё и сильной, что она может приводить в движение колёса
У нас есть многофункциональная игра, в которую может играть сразу небольшая группа детей
3. Мультфильмы для детей-это отражение окружающего мира. Также мультфильмы имеют большую воспитательную роль, так как при просмотре участвуют зрение (картинка) и слух (звук). Мультфильмы «Путешествие капельки», «Заяц Коська и ручеёк» в доступной форме познакомили детей с круговоротом воды в природе. А просмотрев мультфильмы «Беги, ручеёк» и «Дождик, дождик, пуще!», дети увидели, как жизненно необходима вода всему живому на Земле (растениям, животным, птицам, насекомым, человеку)
4. Провела цикл бесед о значении воды в нашей жизни:
- кому нужна вода
- кто живёт в воде
- что случится если вода исчезнет
5. На прогулке играли в подвижные игры «Ручеёк», «море волнуется раз…»
6. 22 марта отмечается всемирный день водных ресурсов или воды. Этот праздник не сильно известен, но нужно постараться сделать так, чтобы каждый человек на земле задумался, хотя бы в этот день о значении воды в нашей жизни. Без воды нет жизни на Земле, и нужно заботиться о ней, кто это сделает, если не мы.
В этот день мы с детьми читали стихи про воду, загадывали загадки, рассматривали альбомы, картотеки, рисовали и посмотрели фильм «Красота воды в природе». Каждый ребёнок получил в подарок маленькую капельку чистой воды.
7. А ещё на этот праздник, нашим подарком стал субботник, по сбору мусора, около нашего водоёма. Родители вместе с детьми с энтузиазмом собирали мусор, шутили и смеялись. Я думаю, что все испытали чувство удовлетворения. После того, как сделаешь доброе дело потом ощущение счастья появляется что не зря прожил день. Я уверена, что такие мероприятия на всю жизнь остаются в памяти детей, воспитывают у них бережное отношение к природе, воде. А самое главное это сплочение детского и взрослого коллектива. Как говорил ещё Матроскин в мультфильме «Простоквашино»: «Совместный труд-он объединяет»!
8. Создала картотеку правил по бережному отношению к воде:
Регулировать струю воды в кране
Следить за тем чтобы из крана не капала вода
Не бросать мусор в воду и убирать его за собой после отдыха на природе
Не мыть машины в водоёмах
9 Из всех наблюдений и опытов дети узнали, что вода в природе бывает жидкая, твёрдая и газообразная (картотека)
По теме проекта я сделала лэтбук
Итоги проекта:
• У детей возрос познавательный интерес к воде, как объекту природы.
• Начала формироваться привычка экономно расходовать воду при умывании.
• Дети получили представления о свойствах и состояниях воды.
• У детей закрепились знания о значении воды для всего живого на земле.
• Расширились представления о роли воды в жизни человека и её влиянии на здоровье.
Проект был интересен как детям так и взрослым. Дети стали бережно относится к воде. Регулируют воду в кране, смотрят чтобы вода не капала. Повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Благодарю за внимание!
Голдина Лилия Вильевна