Сценарий воспитательного мероприятия «Вода - наш самый ценный ресурс» (для 5-6 классов)
Сценарий воспитательного мероприятия
«Вода - наш самый ценный ресурс»
(для 5-6 классов)
Авторы:
Алимова Эльвие Назимовна,
советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими общественными организациями
МОУ «Вольновская школа»
Джанкойского района,
высшей квалификационной категории;
Голдырева Мелита Николаевна,
педагог-организатор
МОУ «Вольновская школа»
Джанкойского района,
высшей квалификационной категории
п. Вольное – 2023г.
Сценарий воспитательного мероприятия
«Вода - наш самый ценный ресурс»
(для 5-6 классов)
Предварительная подготовка. До начала мероприятия, участники разделились на 3 команды и подготовили представление (название и девиз), а также последний этап игры – «Социальный видеоролик». Длительность видео должна быть не более 3 минут.
В ролике необходимо осветить проблему сбережения водных запасов Крыма, проблему загрязнения воды, свое отношение к этому вопросу, предложения, как экономить воду в быту, идеи по сохранению пресной воды и т.д. В ролике можно использовать кадры из картинки, фотографии, музыкальное сопровождение материала, рисунки, стихотворения, в том числе авторские.
Целью и задачами конкурса являются:
- формирование экологического воспитания подрастающего поколения;
- воспитание бережного отношения к природным ресурсам Земли;
-выявление талантливых детей;
Жюри конкурса оценивает конкурсантов по следующим критериям:
- соответствие тематике конкурса;
-творческий подход в раскрытии заданной темы;
-креативные идеи в реализации проекта.
Задание командам: составить сценарий и показать в действии (инсценировку) рекламный ролик о реализованных действиях по водосбережению.
Цель. Формирование у учащихся бережного отношения к воде, как природному ресурсу, пропаганда рационального использования воды.
Задачи:
- расширить знания учащихся о значении воды для людей и окружающей среды;
- формировать экологические знания о водосбережении.
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать, находить главное, творческое воображение учащихся.
- воспитывать экологическую культуру школьников.
Планируемые результаты:
РегулятивныеУУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
умение осуществлять действие по заданному алгоритму;
умение контролировать свою деятельность;
высказывать свое предположение в ходе выполнения заданий.
Познавательные УУД:
установление причинно – следственных связей;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; приходить к общему решению;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные УУД:
ответственное отношение к окружающему миру;
проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
дипломатично выражать своё мнение.
Форма проведения: интеллектуальная игра – квест.
Оформление: кабинет географии оформлен детскими тематическими рисунками и плакатами. На доске написана тема мероприятия «Вода - наш самый ценный ресурс». Парты расставлены так, чтобы команды участников могли совещаться.
Оборудование: ноутбук, проектор, конверты и карточки с заданиями для участников, контурная карта Крыма, презентация по этапам проведения интеллектуальной игры «Вода – наш самый ценный ресурс».
Ход мероприятия
Под веселую ритмичную музыку, пританцовывая, в класс входят ведущие – Нептун и 2 рыбки.
Рыбка 1: Встречайте владыку всех морей и океанов,
Рек больших и речушек малых,
Рыбка 2: Всех болот, омутов и затонов,
Всех прудов, озер, водоемов.
Нептун: Я непоседа, хлопотун, живу в стране подводной.
Моя фамилия Нептун известно всенародно.
Добрый день, девчонки и мальчишки!
Рыбки вместе: Тихони и шалунишки!
Нептун: Рад вас видеть веселыми и здоровыми!
Рыбки вместе: Умными и проворными!
Нептун: Здесь не может быть ошибки – в Вольновскую школу прибыл я на интеллектуальную игру «Вода - наш самый ценный ресурс»?
Рыбки вместе: Да, да!!!!
Учитель: Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех участников интеллектуальной игры, посвященной ее Величеству - Воде! Сегодня нам с вами предстоит выяснить непростые проблемы водосбережения, проявить свои знания, творческие способности, смекалку, воображение и определить пути решения экологических проблем водных ресурсов планеты.
Нептун: Это прекрасно! Ведь вода – самая загадочная, самая знакомая и самая важная из всех жидкостей, существующих на земле. Она имеет важнейшее значение для поддержания жизни на Земле и сохранения природной среды.
Рыбка 1: Без воды не может существовать ни один живой организм, в том числе рыбки и человек.
Учитель: Вода присутствует во всех сферах нашей жизни, без нее не сможет работать промышленность, медицина, энергетика. При этом, всего лишь 0,25% всей воды на нашей планете может быть использовано для нужд человека.
Нептун: Проблемы, возникающие в связи с развитием техники и нарушением природного равновесия, объединяются под общим названием «загрязнение окружающей среды». В последнее время человечеству становится всё более очевидной актуальность таких проблем.
Рыбка 2: В странах и регионах, где много пресной воды, люди мало заботятся о ее сохранении и экономном использовании.
Учитель: Однако человечество быстро приближается к ощутимой нехватке пресной воды, особенно в больших городах, и это приводит к необходимости экономного расходования и повторного использования воды.
Нептун: Используя воду, вы загрязняете ее различными веществами, так что ее нельзя повторно применять без предварительной очистки.
Рыбки вместе: В ней невозможно жить!
Учитель: Если наши потребности в воде превышают природные ресурсы чистой воды, приходится повышать эти ресурсы искусственным путем. Поэтому так актуальна тема игры, которая посвящена проблемам водосбережения.
Рыбка 1: А задумывались вы когда-нибудь, откуда берётся вода в ваших домах?
Рыбка 2: Как много вы используете воды за сутки?
Нептун: Хватит ли воды всему человечеству?
Учитель: На эти и другие вопросы сегодня должны ответить участники нашей интеллектуальной игры….
Все ведущие вместе: «Вода - наш самый ценный ресурс».
Учитель: Сегодня в игре участвуют 3 команды - участников. Прошу команды представиться и объявить: название, девиз и капитана команды. Название и девиз команды должны быть связанные с темой игры.
(Представление команд не является конкурсом)
Учитель: А оценивать выступления участников игры будет многоуважаемое жюри….
Учитель, который дарит вам возможность за один лишь урок побывать в разных странах, покорить множество горных вершин, заглянуть в жерла вулканов, посчитать песчинки в пустынях и изучить глубину океанов. Учитель географии – Литинецкая Виктория Леонидовна.
Учитель, который помогает понять, как зарождается жизнь на Земле, что такое эволюция, дает первые знания о представителях флоры и фауны. Учитель биологии – Тодорова Елена Владимировна.
Человек умный и изобретательный как капитан Немо, находчивый и уверенный как капитан Врунгель, целеустремленный и упорный как оба капитана Каверина. Капитан школьного отряда «Экопатруль» - Карпов Артем.
Нептун: Итак, мы начинаем! Рыбки, раздайте командам маршрутные листы и вопросы 1 этапа. В маршрутных листах вы сможете вписать название команды и результаты этапов, а в конце игры сдать их жюри для определения победителя. (Приложение №1)
Учитель: 1 этап. Разминка - «Экономия на все сто!».
Командам следует ответить на вопрос и дополнить текст недостающими важными словами, помогающими экономить воду в городской среде.
Нептун и рыбки читают вопросы. Команды совещаются. Жюри следит за тем, кто первый поднимет руку и даст правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Нептун: Вопрос №1. Назовите одним словом. Что необходимо привести в порядок?
Рыбка 1: Из-за подтекающего крана вы теряете в день около 75 литров воды, а из-за неисправного слива в унитазе - до 750 литров за тот же промежуток времени. Что необходимо привести в порядок?
Ответ: сантехнику.
Нептун: Вопрос №2. Что необходимо установить?.
Рыбка 2: При мытье посуды традиционно, за одно мытье обычно тратится около 100-150 литров. При использовании (этого)… , вы расходуете за раз около 13-15 литров. Таким образом, в год вы экономите до 8 000-10 000 литров воды. Что необходимо установить?
Ответ: посудомоечную машину.
Нептун: Вопрос №3. Для экономии воды надо мыться… где?.
Рыбка 1: Если мыться при среднем напоре воды, в минуту будет тратиться около 10-15 литров. То есть, за пяти минут (там)… вы потратите 50-75 литров, против обычных 150 литров, необходимых для наполнения ванны.
Ответ: в душе.
Нептун: Вопрос №4.Что необходимо закрывать?
Рыбка 2: В процессе чистки зубов вы можете наполнить стакан водой, а потом прополоскать ей рот. Так вы сэкономите в день около 20 литров воды. Что необходимо закрывать?
Ответ: кран.
Нептун: Вопрос №5. Как я не рекомендую мыть посуду?
Рыбка 1: Для экономии воды наполните раковину, закройте слив, замочите ненадолго посуду и вымойте ее. Как не рекомендуют мыть посуду?
Ответ: под проточной водой.
Нептун: Вопрос №6.Как я рекомендую стирать белье?
Рыбка 2: Стирайте бельё при .., но в тоже время не перегружайте ее. Помните, что за одну стирку стиральная машина в среднем расходует около 50-60 литров воды.
Ответ: полной загрузке барабана стиральной машины.
Нептун: Вопрос №7.Услугами чего я рекомендую пользоваться при мытье машины?
Рыбка 1: Пользуйтесь …. , где на каждую машину расходуется значительно меньше воды, чем при ручной мойке. Кроме того, химические средства, которые используются во время мытья вашего авто, не загрязняют окружающую среду, уходя в почву и грунтовые воды, а остаются на полу … . Услугами чего рекомендуют пользоваться при мытье машины для экономии воды?
Ответ: услугами автомойки
Жюри оценивает ответы, результаты вписываются в маршрутный лист.
Учитель: 2 этап – «Квест». Пройдя по маршрутному листу, выполните задания, соберите максимальное количество баллов и запишите их. Команда, которая первой вернется в кабинет географии, дополнительно получит 3 балла, вторая – 2 балла, третья – 1 балл.
Нептун: На старт! Внимание! Марш!
Команды расходятся в разные классы по пути указанному в маршрутном листе.
Станция 1. «Знатоки Крыма» Команде предоставляется набор из 7 картинок на экране с изображением крымских водопадов и отдельно их названия. Нужно найти соответствие картинок и названий. За каждое правильное соответствие команда получает 1 балл, максимум….. баллов.
Станция 2 «Экологическая проблема».
Из 6 разрезанных кусков собрать изображение, по нему определить экологическую проблему (Рисунки увеличить). Команда получает 1 балл за правильно выполненное задание. Если экологическая проблема не определена – 0,5 балла.
Станция 3. «Топографическая карта».
Команда получает конверт с контурной картой. На карте надо подписать реки и озера Крыма. За каждый правильный географический объект - команда получает 1 балл.
После выполнения 3 заданий команды возвращаются в кабинет географии.
Нептун: Мы начинаем 3 этап интеллектуальной игры. Он называется «Рекорды Крыма».
Учитель: Уважаемые команды – участники сейчас вам предстоит поочередно сделать выбор номера вопроса и дать подробный ответ на него (на слайде презентации изображены квадраты с номерами вопросов). Время обсуждения - 1 минута Максимальный балл – 3 за каждый ответ.
1.Самая длинная река Крыма
Ответ: река Салгир. Длина 204 км, протекает по территориям Симферопольского, Красногвардейского, Белогорского, Советского и Нижнегорского районов, площадь водосборного бассейна 3750 км2 (14,4% территории Крымского полуострова).
2. Самая многоводная река Крыма — река Бельбек. Среднемноголетний расход воды в устье составляет 2,6 м3/с (82 млн. м3).
3. Самый многоводный приток
Ответ: река Биюк-Карасу. Биюк-Карасу является правым притоком реки Салгир. Истоком Биюк-Карасу является самый многоводный крымский карстовый источник Карасу-Баши. Площадь водосбора равна 1160 км2 (30% водосборной площади Салгира). Воды Салгира не всегда доходят до места впадения Биюк-Карасу (39 км от устья Салгира). Среднемноголетний расход Биюк-Карасу 2,02 м3/с; а Салгира 1,68 м3/с (у с. Двуречье). До 50-х годов XX в. считали Салгир притоком реки Биюк-Карасу.
4.Самый высокий водопад Крыма
Ответ: водопад Учан-Су.
Высота водопада 98,5 м. Образован водопад в русле одноимённой реки и является самым высоким водопадом в Европейской части СНГ. Вода падает с отвесна известнякового обрыва Ай-Петринской яйлы. Водопад и окружающий его лес из сосны крымской являются частью Ялтинского горно-лесного заповедника.
5.Самый многоводный водопад Крыма
Ответ: водопад Джур- Джур
Среднемноголетний расход воды 0,23 м3/с (7,24 млн. м3).
6.Самое крупное водохранилище Крыма
Ответ: Чернореченское водохранилище.
Полный объём водохранилища на реке Чёрная — 64,2 млн.м3, длина плотины 1274 м, площадь водного зеркала - 6,04 км2, длина водохранилища - 3,45 км.
м3).
7.Самое глубокое водохранилище Крыма
Ответ: Изобильненское водохранилище.
Максимальная глубина водохранилища, построенного в месте слияния рек Узень-Баш и Сафун-Узень (притоки реки Улу-Узень) достигает 70 м.
8. Самое большое по площади пресное озеро Крыма — озеро Акмечетское.
Площадь зеркала 0,15 км2.
9.Самая сильная река Крыма
Ответ: река Коккозка. Энергетический потенциал реки оценивается в 10,6 МВт (среднемноголетний расход воды в устье 1,09 м3/с, высота падения 993 м).
Нептун: Молодцы!
Учитель: Очные этапы окончены. Сдайте свои маршрутные листы жюри. А пока жюри подводит итоги, мы проведем последний этап и посмотрим ваши социальные видеоролики «Вода - наш самый ценный ресурс».
(Жюри просмотрело и оценило ролики заранее)
Подведение итогов интеллектуальной игры.
Жюри объявляет и награждает победителей и призеров.
Звучит рэп-бит
Нептун: Растут на Земле хозяева разумные!
Рыбка 1: Бережливые!
Рыбка 2: Ответственные!
Вместе: Юные!
Нептун: Хорошие, радостные вести….
Вместе: …..не усидишь на месте!
(Читают рэп)
Всё имеется у нас на потом и на сейчас:
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Солнце, радуга, роса, пчелы, птичьи голоса,
Черепахи и медузы, осьминоги и мерлузы,
Крысы, кошки, мошки, мышки, мамы, папы их детишки,
Тюлька, камбала, белуга и селёдка и севрюга,
Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!
Всё она отдать нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда: всё для всех и навсегда!
ДА!
Нептун: Природа все учла и взвесила…
Вместе: Не разрушайте равновесия!!!!
Машут руками и, пританцовывая, уходят под музыку.
Учитель: Наше мероприятие окончено. До новых встреч, друзья!
Список литературных источников
1.Алексеев, С.В. Практикум по экологии [Текст]: учебное пособие / С.В. Алексеев, Н.В. Груздева. - М.: АОМДС, 1996.
2.Андруз, Дж.Введение в химию окружающей среды [Текст] / Дж. Андруз. -М.: Мир, 1999.
3.Байбуртли, Ф. М. Интеллектуальные игры как форма развития умственных способностей учащихся средней общеобразовательной школы [Текст] / Ф. М. Байбуртли, Э. В. Зекиев, А. В. Байбуртли // Молодой ученый. - 2014. - №1.
4.Фалькова, Г.Н. Школьный экологический мониторинг [Текст]: методические рекомендации / Г.Н. Фалькова, А.А. Мжельская, А.В. Матвеева, Т.М. Титова. - Кемерово, 2002.
5.Свинцов, А.П. Поведение потребителей как определяющий фактор рационального использования воды в жилых зданиях [Текст] / А.П. Свинцов, М.Ю. Тауфик // Вестник РУДН. - 2000. - №1.
Приложение №1
Маршрутный лист №1 к интеллектуальной игре «Вода - наш самый ценный ресурс!»
Название команды:_____________________________________________________________
Капитан команды:______________________________________________________________
№ этапа | Название этапа | Количество баллов | ||
1 этап | Разминка - «Экономия на все сто!» | | ||
2 этап | «Квест» | |||
1. Пойди туда, где химические опыты проводят. | Станция 1. «Знатоки Крыма» | | ||
2. Пойди туда, где эта картина висит | Станция 2. «Экологическая проблема». | | ||
3. Пойди туда, где стоят 3 флага России, 3 флага Крыма и 1 знамя Победы. | Станция 3. «Топографическая карта». | | ||
4. Вернитесь туда, где игра началась. | ____ | За скорость прохождения квеста | ||
3 этап | «Рекорды Крыма» | | ||
4 этап | Социальный видеоролик «Вода - наш самый ценный ресурс!» | | ||
Подведение итога | ____ | |
Маршрутный лист №2 к интеллектуальной игре «Вода - наш самый ценный ресурс!»
Название команды:_____________________________________________________________
Капитан команды:______________________________________________________________
№ этапа | Название этапа | Количество баллов | ||
1 этап | Разминка - «Экономия на все сто!» | | ||
2 этап | «Квест» | |||
1. Пойди туда, где эта картина висит | Станция 2. «Экологическая проблема». | | ||
2. Пойди туда, где стоят 3 флага России, 3 флага Крыма и 1 знамя Победы. | Станция 3. «Топографическая карта». | | ||
3. Пойди туда, где химические опыты проводят. |
Станция 1. «Знатоки Крыма» | | ||
4. Вернитесь туда, где игра началась. | ____ | За скорость прохождения квеста | ||
3 этап | «Рекорды Крыма» | | ||
4 этап | Социальный видеоролик «Вода - наш самый ценный ресурс!» | | ||
Подведение итога | ____ | |
Маршрутный лист №3 к интеллектуальной игре «Вода - наш самый ценный ресурс!»
Название команды:_____________________________________________________________
Капитан команды:______________________________________________________________
№ этапа | Название этапа | Количество баллов | ||
1 этап | Разминка - «Экономия на все сто!» | | ||
2 этап | «Квест» | |||
1. Пойди туда, где стоят 3 флага России, 3 флага Крыма и 1 знамя Победы. | Станция 3. «Топографическая карта». | | ||
2. Пойди туда, где химические опыты проводят. | Станция 1. «Знатоки Крыма» | | ||
3. Пойди туда, где эта картина висит |
Станция 2. «Экологическая проблема». | | ||
4. Вернитесь туда, где игра началась. | ____ | За скорость прохождения квеста | ||
3 этап | «Рекорды Крыма» | | ||
4 этап | Социальный видеоролик «Вода - наш самый ценный ресурс!» | | ||
Подведение итога | ____ | |
Задание для станции «Знатоки Крыма»
Команде предоставляется набор из 7 картинок на экране с изображением крымских водопадов и отдельно их названия или таблица. Нужно найти соответствие картинок и названий.
| | ВОДОПАД ДЖУР-ДЖУР |
| АРПАТСКИЙ ВОДОПАТ | |
| ВОДОПАД СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУИ | |
| ВОДОПАТ ГОЛОВИНСКОГО | |
| ВОДОПАД КОЗЫРЕК | |
| ВОДОПАД УЧАН - СУ | |
| ВОДОПАТ СУ-УЧХАН |
Ответ для станции «Знатоки Крыма»
Арпатский водопад
Водопад Головинского
Водопад Джур-Джур
Водопад Козырек
Водопад Серебряные струи
Водопад Су – Учхан
Водопад Учан-Су
| | ВОДОПАД ДЖУР-ДЖУР |
| АРПАТСКИЙ ВОДОПАТ | |
| ВОДОПАД СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУИ | |
| ВОДОПАТ ГОЛОВИНСКОГО | |
| ВОДОПАД КОЗЫРЕК | |
| ВОДОПАД УЧАН - СУ | |
| ВОДОПАД СУ-УЧХАН |
Задание для станции «Экологическая проблема»
Из разрезанных кусков собрать изображение, по нему определить экологическую проблему (Рисунки увеличить). Команда получает 1 балл за правильно выполненное задание. Если экологическая проблема не определена – 0,5 балла.