«Вода, обитатели воды - рыбы»
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда | Соснова Надежда Алексеевна | |||
Группа, логопедическое заключение | Логопедическое заключение: ФФНР, ФНР. Подгрупповое ( подготовительная к школе группа (10 чел.) занятие. | |||
Тема занятия | «Вода, обитатели воды - рыбы» | |||
Тип занятия | Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности. | |||
Цель | Формирование у детей представлений о рыбах, как о живых существах, живущих в воде. | |||
Задачи | Образовательные: -Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Рыбы». -Совершенствовать навыки слогового анализа слов. -Познакомить детей с многозначными словами по теме «Рыбы». | Коррекционно-развивающие: -Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание, память, мышление, межполушарное взаимодействие, координацию речи с движением. -Способствовать навыкам пространственной ориентировки, развитию графомоторных навыков, мелкой моторики. | Воспитательные: -Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. | Здоровьесберегающие: -Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей. -Чередовать статические и динамические задания. -Создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса. |
Универсальные учебные действия | Личностные: Формирование интереса к занятию. Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом. Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, поддерживать беседу с учителем-логопедом. Познавательные: Формирование умения выдвигать гипотезы, проверять их, извлекать информацию. | |||
Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.) | Магнитная доска; картинка «рыбак»; игра «Рыбки», предметные картинки с рыбами; предметные картинки с предметами; нитки; яблоко; камушки; карандаши; картинки-дорожки «Подружи рыб»; координационная лестница. | |||
Интеграция образовательных областей | «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» | |||
Словарная работа | Проговаривание названий рыб (акула, щука, сом, игла, меч и т.д.). | |||
Индивидуальная работа на занятии | Контроль проговаривания звуков в связной речи и свободной речи. | |||
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | |||||||||||||
Этапы занятия | |||||||||||||
1 этап. Мотивационно-проблемный | |||||||||||||
Задача логопеда | Технологии, методы, приёмы и формы работы | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность ребенка | Планируемые результаты | |||||||||
Адаптировать детей к деятельности | Создание ситуации имитации | Орг.момент . Здравствуйте, ребята. Вчера я смотрела познавательную передачу по телевизору и узнала, как здороваются рыбы друг с другом! Оказывается, при встрече они соприкасаются плавниками и беззвучно открывают рот. И я предлагаю вам поздороваться сегодня как рыбы. Давайте так поздороваемся | Дети соприкасаются руками и беззвучно открывают рот | Создание благоприятного психологического климата | |||||||||
2 этап. Актуализация знаний по теме | |||||||||||||
Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач детьми самостоятельно или под руководством логопеда. | ИКТ проблемно-ситуационный метод | Сообщение цели занятия: Посмотрите на экран, кто это? (Рыбак) Кто это? (Человек, который ловит рыбу). Вам хотелось бы стать настоящими рыбаками? Что нужно сделать, чтобы стать настоящими рыбаками? Отправимся на рыбалку? Тогда садитесь на ковер. | Ответы детей. | Формирование интереса к изучаемому материалу. | |||||||||
3 этап. Практическая деятельность. | |||||||||||||
Учебно-познавательный блок | |||||||||||||
Актуализи- ровать имеющиеся у детей знания. Выявить уровень знаний по теме. Развивать логическое мышление Организовать деятельность детей, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату. | ситуация Опыт Деятельностный Моделирование с ниткой Наглядные Практические | Беседа: Где живут рыбы? (В воде, реке, море). Как вы думаете, воды на Земле много или мало? Давайте проверим, так ли это. Опыт: - У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша (отложить четвертинку яблока на блюдце, а вот что осталось, т. е. 3 части - это вода. А как называются рыбы, которые обитают в море? (Морские) А те, которые живут в реках? (Речные). Рыбы, обитающие в аквариуме? Давайте превратим нитку в реку (выкладывают). Теперь превратим нитку в море. Море какое? Могут ли морские рыбы жить в реке, почему? (В реке вода пресная, там могут жить только пресноводные рыбы). Отлично. Нейрогимнастика Поставьте пальцы на берег, теперь в воду. С этим заданием мы справились. Готовы к следующему? Работа с картинками (многозначные слова) Возьмите картинки. Те, кто взял картинку на этом столе – станьте сюда, а те – кто на другом – сюда. Вы хотите узнать почему у одних ребят рыбы, а у других предметы? (Потому что рыбы называются как предметы). Возьмитесь за руки и станьте парами так, чтобы название рыбы и предмета совпадало. Здорово, что вы справились с таким сложным заданием. Не устали? Тогда вперед. Работа с координационной лестницей Перед нами река. Надо прейти ее и не замочить ноги. Для этого наступайте на перекладину и произносите чистоговорку: Ки - ки - ки – есть у рыб всех плавники. Чтобы нам было проще, возьмемся за руки и пойдем друг за другом. Слоговой анализ А теперь надо подкормить рыб: займите свободное место, сосчитайте сколько слогов в названии рыбы, возьмите корм из банки. Положите на картинку столько крошек, сколько слогов в названии рыбы (щука- 2, сом- 1, акула - 3) Рисование двумя руками Предлагаю подружить наших рыб. Возьмите 2 любых карандаша и проведите линии от рыбок навстречу друг другу. Вот рыбы и подружились! | Ответы детей. Выкладывание из толстой нити Высказывания детей Работа в парах с картинками Ходьба по координационной лестнице и проговаривание чистоговорки Выполнение детьми действий по предварительной инструкции | Пробуют выполнять самопроверку учебного задания и вносить коррективы. Формируются функции контроля и самоконтроля | |||||||||
4 этап. Итоговая и рефлексивная деятельность | |||||||||||||
Организовать оценку детьми результата своей деятельности Подведение итогов занятия учителем-логопедом | Прием стимуляции поисковых действий | Ребята, подойдите ко мне. Мы готовы теперь к рыбалке? Какие интересные факты о рыбах вам запомнились? Что было трудного? Что и кому расскажете? Как вы считаете, нам нужно продолжать получать знания о рыбах или можно остановиться? Тогда возьмите себе по рыбке. У каждой рыбы есть картинка-задание, которое вы выполните дома с родителями, а потом расскажете друг другу в группе | Отвечают на вопросы логопеда по желанию | Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом | |||||||||