Урок истории по теме «Отечественная война 1812 года» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 11 February 2016

Пояснительная записка к презентации

Урок по теме «Отечественная война 1812 года», 8 класс

Цели урока:

Образовательные

  • изучить причины, основные события Отечественной войны 1812 года, причины победы историческое значение;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять;
  • развивать познавательный интерес учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к прошлому своей страны, гордости за своё Отечество.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения

Учебник Пчелов Е. В. «История РоссииXVII –XVIIвека»-М.., «Русское слово»,2009, П.8

Компьютерные презентации «Отечественная война 1812»,

«Светлая память героям Отечественной войны».

3. карта «Отечественная война 1812»,

План изучения нового материала (на доску)

Причины войны. Соотношение сил и планы сторон.

Вторжение Наполеона в Россию;

Отступление русской армии.

Бородинское сражение;

Оставление Москвы. Тарутинский маневр;

Партизанское движение в ходе войны;

Изгнание французских захватчиков;

Причины победы. Историческое значение Отечественной войны 1812 г.

 

Эпиграф

«Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима, иль русский бог?..»

А. С. Пушкин

 

Вступительное слово

Есть исторические события, смысл которых так велик, что память о них длится века. О таком историческом событии, начала19 века пойдёт речь сегодня на уроке.

«Умереть так только за Отчизну

Жить - так только Родиной дыша»

М. Джалиль

Эти слова Муссы Джалиля сегодня мы посвящаем доблести, мужеству, любви к Родине русского народа в войне 1812 года. В следующем году исполниться 200 лет со дня этой памятной даты. Мы перелистаем героические страницы тех великих событий и убедимся, что потомки помнят своих героев. Цель сегодняшнего урока проследить основные события Отечественной войны, определить характер, причины победы нашего народа, историческое значение победы.

Помогать мне будут ваши одноклассники, которые подготовили материал о героях Отечественной войны 1812 года.

Обратимся к плану изучения нового материала.

1.Вспомните материал курса новой истории, знания, полученные на предыдущем уроке и

определите причины похода Наполеона в Россию

-нарушение Россией условий Тильзитского мира

-стремление Франции к мировому господству .

(главная - конфликт между Россией и Францией из-за конт. блокады Англии-условия блокады стали чаще нарушаться русскими купцами с молчаливого соглашения властей. Франция стремилась заставить Россию их соблюдать. Франция стремиться к мировому господству)

Достигнуть этого можно было только имея сильную армию. Давайте посмотрим каковы особенности французской и русской армии.

1.хорошее качество вооружения

2.всеобщая воинская повинность

3.рекрутская система

4.в армии служили наёмники

5.принцип «война кормит войну»

6.качество ружей и пушек уступали по качеству неприятельским.

7.опыт ведения войны

французская (1,2,4,5,7) русская (3,6)

Проверяем. Что получилось? Назовите сильные стороны фр. , затем русской армии. Почему, воюя с Россией, Наполеон проиграл эту войну?

Вспомним, какой характер могут носить войны? (справедливые и несправедливые)

Какой был характер войны 1812 года для обеих из сторон?

(Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захват­ническая и грабительская для армии Наполеона.)

Как вы понимаете Отечественная война? (На защиту Родины поднимается весь народ)

 

Задание. Послушав рассказ мой и ваших одноклассников Вы начнёте заполнять таблицу «Основные события 1812 года. На уроке напишите дату и событие, дома – итог.

Дата

Событие

Итог

     
     

12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона переправившись ч/з р. Неман, вторглась в пределы России. Наполеон рассчитывал в одном-двух приграничных сражениях разгромить русскую армию и добиться нужного подписания мира. Французская армия насчитывала около 600тыс. чел.,1370 орудий, русская - около220 тыс.человек,около1000 орудий.

 

2.Русская армия была разделена на 3 части, далеко стоявшие друг от друга.1-я под команд. ген. Барклая де Толли М. Б.прикрывала направление Петербург(120 тыс.)2-я под ком. ген. Багратиона П. И.(49 тыс.) прикрывала направление на Москву, 3-я под ком. ген. Тормасова (58 тыс. чел.) прикрывала направление на Киев.(карта)

Рассказ ученицы о генералах.

Михаил Богданович Барклай де Толли— выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814), военный министр, князь (с 1815), герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия.Командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён М. И. Кутузовым. В заграничном походе русской армии 1813—1814 годов командовал объединённой русско-прусской .В историю военного искусства, по мнению западных авторов, он вошёл как архитектор стратегии и тактики «выжженной земли» — отрезания основных войск противника от тыла, лишения их снабжения и организации в их тылу партизанской войны.

В российской истории он запомнился как полководец, который вынужденно совершал стратегическое отступление перед Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и за это несправедливо был подвергнут осуждению современников.

 

Пётр Иванович Багратион (1765 — 12 сентября 1812) — российский генерал от инфантерии, князь, герой Отечественной войны 1812 года.Багратион выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения. При Бородино армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона.«Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола…»

Александр Петрович Тормасов (11 августа 1752 — 13 ноября 1819, Москва) — граф, генерал от кавалерии. В Отечественную войну 1812 года командовал 3-й западной армией на южном фланге, московский градоначальник.

24 июля часть армии Тормасова захватила Брест, после того Тормасов занял Пружаны. Победа эта имела важное психологическое значение как первый успех в период отступления русских армий. За неё Тормасов получил 28 июля 1812 года в награду орден Св. Георгия .

Ни одна из армий не могла остановить армию Наполеона. Он хорошо понимал это и не мог допустить, чтобы они соединились.

 

3. Как вы думаете, какую тактику предпримет русское командование?

Командующий Барклай де Толли принимает решение отступать, уклоняясь от генерального сражения,ведя арьергардные бои, давая отпор врагу.

Александр 1 призвал русских людей объединиться для защиты Отечества. Россию охватил всеобщий патриотический подъём. В городах формируется народное ополчение, проводится сбор средств. Начинается партизанское движение.

Что такое народное ополчение?

(военное формирование, создаваемое в помощь русской армии на добровольных началах.

Вспомните события русской истории, когда собиралось народное ополчение? (Начало 17в. ополчение Минина и Пожарского изгнало поляков из Москвы (Карта)

Армии соединились в Смоленске, где 4-6 августа произошло крупное сражение. Город был взят фр. войсками. Отступление продолжалось. Война затягивалась. План Наполеона «одним ударом захватить Россию» срывался. Неудачи первых недель войне, отступление русских армий породили в недовольство в русском обществе. Александр 1 назначает Кутузова М. И. главнокомандующим.

 

4. (Рассказ ученицы)

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов родился в 1745году. Военную деятельность начал в 16 лет в чине инженер-прапорщика. В1770 году переведён в 1-ю армию генерал - фельдмаршала П. А. Румянцева, где принял участие в начавшейся в1768 году войне с Турцией. Большое значение в формировании Кутузова как военноначальника имел боевой опыт, накопленный им в период 2-х русско-турецких войн под руководством полководцев П. А. Румянцева и А. В. Суворова. В июле 1774 г. близ д. Шумы (ныне Кутузовка) М. И.был тяжело ранен , его правый глаз навсегда перестал видеть. Императрица наградила его военным орденом Св. Георгия 4 класса и отправила на лечение за границу .В начале Отечественной войны 1812 года генерал Кутузов был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. Неудачный ход войны побудил дворянство требовать назначение командующего, который пользовался доверием всего русского общества. За 10 дней до назначения царь пожаловал Кутузова титулом светлейшего князя.

Работа с документом с. 51.вопрос 2,3.

Боевой дух армии был поднят. Михаил Илларионович начинает готовиться к генеральному сражению.

26 августа у с. Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны 1812 года. До Москвы оставалось всего124 км. Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом фланге был построен Шевардинский редут, который 24 августа захвачен французами. Сзади-земляные укрепления Багратионовы флеши. В центре - земляной курган, на котором располагалась артиллерия и войска генерала Раевского. Позиция на Бородинском поле выбрана неслучайно: прикрывались 2 дороги, ведущие на Москву - новая и старая смоленские, пересечённый характер местности позволял на высотах сохранить артиллерию. Каждая из сторон ставила своей целью разгромить противника. (Карта)

Ярко передаёт картину сражения М. Ю. Лермонтов в стих. «Бородино»

«Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел,

Звучал булат , картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот дел немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась -как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...»

Битва отличалась крайним упорством и ожесточением. Наполеон пытался прорвать русские укрепления в центре и на правом фланге. Батарея Раевского расположенная на Курганной высоте, несколько раз переходила из рук в руки. С наступлением темноты битва закончилась, французы отвели войска на исходные позиции. В этом бою отличились генералы П. И. Багратион, А. И. Горчаков, Н. Н. Раевский, А. П. Ермолов, А. И. Кутайсов.

Потери русской армии составили около 40 тыс. чел., французской- 50 тыс. чел.

 

Каков итог сражения? Исходите из целей сторон.

(Ни одна из сторон не достигла желаемого результата. Кутузову не удалось ни разгромить французскую армию, ни остановить её наступление. Но дух Наполеона был сломлен. Русская армия сохранена)

 

5. 27 августа русская армия вновь начала отступление.1 сентября состоялся военный совет в деревне Фили. На этом совете решался вопрос: дать новое сражение или оставить Москву, сдав её без боя Наполеону. Было решено пожертвовать Москвой ради спасения армии. 2 сентября армия Кутузова прошла ч/з Москву, отступая на Рязанскую дорогу , в тот же день Наполеон вошёл в город. Выступив из Москвы, Кутузов совершил важный стратегический маневр, получивший название Тарутинского. Командующий оставив на Рязанском направлении только часть войск, с главными силами перешёл на калужскую дорогу и встал лагерем у с. Тарутино. Расположение у Тарутино позволило Кутузову перекрыть дорогу на юг, в плодородные губернии и к городам Туле и Калуге, где хранилось много военных запасов.

В первый же вечер пребывания французов в Москве вспыхнули пожары. Они продолжались несколько дней. Выгорело три четверти города. Грабежи и мародёрство французских солдат приводили к моральному разложению армии, к снижению дисциплины. Попытки изъять продовольствие в соседних деревнях не увенчались успехом: крестьяне прятали или уничтожали продукты, а французские фуражиры часто становились жертвой партизан.

 

6. Рассказ ученицы о героях партизанского движения. ( Партизанское движение-это вооружённая борьба, которая ведётся на территории, занятой противником.)

Денис Васильевич Давыдов - генерал-лейтенант, идеолог и предводитель партизанского движения, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт «Пушкинской плеяды».

Александр Самойлович Фигнер - полковник русской армии, отличившийся в войне 1812 года, создатель партизанского (диверсионного) отряда, действующего в тылу французской армии на территории России, Польши и Германии. В начале Отечественной войны 1812 года Фигнер был штабс-капитаном артиллерии. После занятия французами Москвы он, с разрешения главнокомандующего, отправился туда в качестве разведчика, но с тайным намерением убить Наполеона.

Александр Никитич Сеславин — генерал-майор, прославившийся своими партизанскими действиями во время войн 1812—1814 годов. С началом партизанских действий получил в командование отдельный лёгкий отряд. Он первый открыл выступление Наполеона из Москвы и движение его на Калужскую дорогу, благодаря чему российские войска успели преградить путь неприятелю у Малоярославца. Затем, неотступно следуя за французами, Сеславин доставлял о них главнокомандующему весьма важные сведения и наносил им всевозможный вред.

Герасим Курин. Был предводителем крестьянского партизанского отряда, действовавшего во время Отечественной войны 1812 года в Вохонской волости (район нынешнего города Павловский Посад Московской области). За храбрость он был награждён Георгиевским крестом первого класса.

Василиса Кожина - воистину героиня из народа. В Отечественную войну 1812 она была предводительницей партизанского отряда.

Тяжело пришлось французским солдатам в сожженной Москве, без продовольствия. Наполеон трижды предлагал Александру 1 переговоры о мире. Но его письма оставались без ответа.

6 октября 1812г. войска Наполеона покидают Москву. Причина-город как осаждённая крепость становится ловушкой. Наполеон пытается прорваться в южные губернии.12 октября состоялось

кровопролитное сражение под Малоярославцем. Город 8 раз переходил из рук в руки. Но Кутузов , отойдя чуть южнее, занял новую позицию, снова заслонив дорогу на Калугу.

 

7. Неудачи на Калужском направлении, вынудили Наполеона повернуть на старую Смоленскую дорогу, им же разорённую.Начинается отступление французских войск, превращающееся в бегство. Инициатива полностью переходит к русской армии. Она преследует Наполеона параллельным курсом, всё время угрожая вырваться вперёд и отрезать пути отступления.

14-16 ноября на переправе ч/з р. Березину Наполеон потерял 30 тыс. воинов. Но сохранил генералитет, старую гвардию. 25 ноября Александр 1 издаёт манифест об окончании войны. Отечественная война закончилась полным разгромом неприятеля.

 

8. Давайте определим причины победы.

-справедливый характер войны. Защищали своё Отечество.

-роль Кутузова и других полководцев

-партизанское движение

-героизм солдат и офицеров

-всенародная помощь-создание народного ополчения (

Итоги Отечественной войны:

1. Россия отстояла независимость.

2. Огромный ущерб : погибли тысячи людей, пострадали города.

3. Война сплотила нацию, так как защищали свою Родину.

4.Укрепился международный авторитет страны

5.Война оказала сильное влияние на развитие культуры и общественной мысли.

Сейчас посмотрим в каких произведениях литературы и искусства отражены события1812 года. (презентация ученика)

А сейчас закрепим полученные знания.

 

Тест.

1. Дата начала Отечественной войны 1812 г.

а) 24 июня

б) 12 июля

в) 12 июня

2. Соотношение сил России и Франции в начале войны

а) у французов было приблизительно в 3 раза больше сил

б) у русских было приблизительно в 2 раза больше сил

в) силы были приблизительно одинаковы

3. Русская армия предприняла тактику

а) отступления

б) наступления

в) сдалась врагу

4. Главнокомандующим русской армией в самом начале войны был

а) Кутузов М.И.

б) Барклай де Толли

в) Суворов А.В.

5. Первое крупное сражение произошло под

а) Смоленском

б) Малоярославцем

в) у д.Фили

6. Какие сражения относятся к истории Отечественной войны 1812г.

а) оборона Шипки

б) сражение у Малоярославца

в) сражение у р.Березины

7. Тарутинский маневр позволил

а) перекрыть Наполеону дорогу на Москву

б) остановить наступление

в) закрыть дорогу Наполеону и главным военно-сырьевым запасам страны

8. Какой вопрос решался на военном совете в Филях 1 сентября 1812г.?

а) оставить Москву без боя

б) кто должен возглавить русскую армию

в) как пополнить запасы продовольствия

9. В XIXв. в Москве в честь победы над Наполеоном был сооружен

а) Успенский собор

б) Кремль

в) храм Христа Спасителя

Домашняя работа П. 8 прочитать, закончить заполнение таблицы, выучить записи в тетради.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/u1455194663.ppt (Презентация)

Здесь будет файл: /data/edu/files/i1455194697.doc (Теста)

Предварительный просмотр презентации

Отечественная война 1812 года «Умереть так только за Отчизну Жить - так только Родиной дыша» М. Джалиль

Причины похода Наполеона в Россию Нарушение Россией условий Тильзитского мира Стремление Франции к мировому господству

Особенности французской и русской армий Хорошее качество вооружения Всеобщая воинская повинность Рекрутская система В армии служили наёмники Принцип «война кормит войну» Качество ружей и пушек уступали по качеству неприятельским. Опыт ведения войны

Русская армия Русская армия 3 6 Французская армия 1 2 4 5 7

Основные события Отечественной войны 1812 года Дата Событие Итог

Соотношение сил Французская армия 600тысяч человек 1370 орудий Русская армия 220 тысяч человек 1000 орудий

Барклай-де-Толли Михаил Богданович (1761 – 1818 гг.)

Багратион Петр Иванович (1765-1812)

Тормасов Александр Петрович (1752 - 1819)

Оборона Смоленска 4-6 августа 1812 года

Кутузов Михаил Илларионович (1745—1813)

Бородинское сражение

1 сентября - совет в Филях

Пожар Москвы

Денис Васильевич Давыдов Александр Никитич Сеславин Александр Самойлович Фигнер Герои партизанского движения

Герасим Курин Василиса Кожина Герои партизанского движения

Бой под Малоярославцем (12-14 октября 1812 г.)

Отступление Наполеона

«Гроза двенадцатого года Настала - кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский бог?…» А.С.Пушкин («Евгений Онегин»)

Причины победы Справедливый характер войны Защищали своё Отечество Роль Кутузова и других полководцев Партизанское движение Героизм солдат и офицеров Всенародная помощь-создание народного ополчения

Итоги войны Россия отстояла независимость. Огромный ущерб :погибли тысячи людей, пострадали города. Война сплотила нацию, так как защищали свою Родину. Укрепился международный авторитет страны Война оказала сильное влияние на развитие культуры и общественной мысли.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.