Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» (4 класс)
Урок окружающего мира, 4 класс (Начальная школа 21 века)
Тема урока: «Отечественная война 1812 года».
Цель урока: формирование представления учащихся об Отечественной войне 1812 года.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года: основными этапами и событиями, героями;
- познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в войне; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;
- сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;
- развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;
- формировать умения работать с информацией учебника, исторической картой и дополнительной информацией.
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова;
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории своей страны.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознать познавательную задачу урока (что должны узнать), осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников; выявлять известное и неизвестное; Коммуникативные: участвовать в работе группы, брать на себя ответственность при выполнении задания;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Личностные: испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю страны.
При подготовке урока использованы ресурсы Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.
Ход урока
-Ребята, сегодня мы с вами совершим очередную виртуальную экскурсию на сайт Президентской библиотеки имени Бориса Николаевича Ельцина.
-С этим сайтом вы будете очень много работать в старших классах, на уроках истории, обществознания. Ведь в фонде библиотеки собрана огромнейшая коллекция материалов по военному делу, искусству, истории, психологии, медицине, сельскому хозяйству и многому другому.
-Мы же перейдем по вкладке, которая расположена в нижнем правом углу страницы. Она называется «О Президентской библиотеке рассказывает Детский сайт Президента России».
-На сайте нас встречают Аленушка Попович, Илюша Муромцев, Добрыня Никитин.
-У каждого из них есть свой любимый раздел. У Аленушки Попович - «Россия», у Илюши Муромцева – «Загадки Кремля», у Добрыни Никитина - «Вопросы про президента».
-Чтобы выбрать проводника и раздел путешествия, надо знать тему урока. Для ее определения предлагаю разгадать кроссенс. Рассмотрите картинки, определите, как они связаны между собой, и назовите тему урока.
Кроссенс
-Тема урока «Отечественная война 1812 года». Нашим проводником сегодня будет Алеша Попович.
-Вместе с нами сегодня будет «путешествовать» еще один человек, который жил в этот исторический период. Вы его обязательно узнаете, я уверена, но сначала я предлагаю вам послушать историю, очень похожую на сказку.
-Послушайте историю (сайт Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина).
http://kids.kremlin.ru/kremlin/1812/
-Предлагаю вам прочитать стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, которое называется «Бородинское поле». Это лишь одно из его стихотворений, посвященных войне 1812 года.
https://i.ytimg.com/vi/5eZ9cs31sJU/maxresdefault.jpg
-Что узнали о войне 1812 года из прослушанной истории и стихотворения А.С.Пушкина?
-Какие вопросы у вас возникли?
-Какие фамилии прозвучали в стихотворении? Что вы знаете об этих людях? Почему началась Отечественная война? Сколько она длилась? Что такое ополчение? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответы.
-Работа предстоит очень большая, поэтому работать будем в 5 группах, у каждой группы будут свои учебные задачи. Результаты работы каждая группа будет размещать на доске Padlet. Доска Padlet:
https://padlet.com/sororinasvet5lana1968/j7bnpjegimiojvtw
1 группа (работа с информацией). Кутузов и Наполеон.
Прочитать текст. Подготовить краткую информацию о Наполеоне, О Кутузове (2 человека готовят информацию о Кутузове, 2 человека - о Наполеон). Разместите на доске Padlet фото Кутузова и Наполеона.
Кутузов.
https://obrazovaka.ru/alpha/k/kutuzov-mixail-illarionovich-kutuzov-mikhail-illarionovich
Михаил Илларионович Кутузов (1745 – 1813) – величайший полководец, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.
Михаил Илларионович Кутузов родился 5 (16) сентября 1745 года в Санкт-Петербурге в семье сенатора Иллариона Голенищева-Кутузова. Основы образования полководец получил дома. В 1759 году Кутузов поступил в Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Очень скоро Михаил Илларионович получил чин флигель-адъютанта, а позже – капитана, командира роты пехотного полка, которым командовал А. В. Суворов.
В 1771 году за успехи в бою при Попештах Кутузов получил звание подполковника. В 1772 году Михаила Илларионовича перевели во 2-ю армию князя Долгорукого в Крым. Во время одного из сражений Кутузов был ранен, был направлен на лечение в Австрию. Вернувшись в 1776 году в Россию, он снова поступил на военную службу. Вскоре получил чин полковника, звание генерал-майора. В 1792 году Михаил Илларионович участвовал в русско-польской войне.
Во время Отечественной войны 1812 года Александр I назначил Кутузова главнокомандующим всех русских армий. Во время самых главных в своей жизни Бородинского и Тарутинского сражений, полководец показал великолепную стратегию. Кутузов принял командование армии, ему в это время было 67 лет, но он был бодр и активен. Прибыв в армию, он отдаёт приказ отступать. Сопровождалось это отступление хитрыми и искусными манёврами, за что Наполеон прозвал Кутузова «старой лисицей».
Наполеон
https://obrazovaka.ru/alpha/b/bonapart-napoleon-bonaparte-napoleon
Наполеон Бонапарт (1769-1821) – французский государственный деятель и блестящий полководец, дипломат, император Франции. Французский полководец – человек необычной судьбы. Родился он на острове Корсика в 1769 году, в семье бедного дворянина, окончил военную академию в Париже. К власти во Франции пришёл в 1799 году. Он был прекрасным солдатом, который никогда не прятался во время боя за спины подчинённых, всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году его провозглашают императором.
В течение всех лет правления императором, Франции Наполеон постоянно воевал. В итоге он стал властелином Европы, но ему захотелось завоевать весь мир. «Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её»,- заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Этот человек замахнулся на мировое господство, и едва не добился своей цели. Самой большой ошибкой Наполеона было вторжение в Россию.
Интересные факты:
Рост Наполеона был около 157 сантиметров. Император всегда боялся стать объектом для язвительных насмешек, поэтому окружал себя не очень высокими и не очень красивыми людьми.
Невозможно представить французского императора без его знаменитого головного убора – треуголки. У него их было около двухсот штук.
2 группа (с учителем, работа с использование Русского исторического атласа, размещенного на сайте Президентской библиотеки). Анализ исторической карты.
Русский исторический атлас
https://www.prlib.ru/item/363082
Карта «Нашествие наполеоновской армии на русскую землю»
https://ic.pics.livejournal.com/hoggwar/60443416/15237/15237_800.jpg
-Рассмотрим историческую карту. Что по ней можно рассказать? Рассмотрите для этого условные обозначения.
-Где размещались русские войска к началу войны? Запишем: были размещены вдоль реки Неман, в Белоруссии, на Украине.
-Откуда начал наступление Наполеон?
-Как были сосредоточены войска французов и русских сначала? Что произошло потом? Почему? ( Русская армия отступает вглубь страны, уклоняясь от большого сражения. Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками. Французские войска преследуют русскую армию, углубляясь на территорию России.).
- Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками. Происходят небольшие сражения в различных местах.
-Назовите основные места сражений.
-Удалось ли Наполеону захватить Москву? Почему он так стремился это сделать?
-Куда отступили русские войска?
-Рассмотрите еще одну карту. Чем она отличается от предыдущей? Проследите путь отступления войск Наполеона. ( Отступление проходило по тому же самому пути, где наступление).
На доске Padlet размещаются 2 карты: «Нашествие Наполеоновской армии», «Контрнаступление русской армии», ссылка на русский исторический атлас (сайт Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина).
https://istoriarusi.ru/img/1812-izgon.jpg
3 группа (работа по учебнику). Отступление русских войск.
-Прочитайте текст учебника на стр. 142. Расскажите, почему Кутузов принял решение отступить и сдать Москву.
4 группа (работа с информацией) Бородинское сражение.
Отечественная война 1812 года началась 12 июня - в этот день войска Наполеона пересекли реку Неман, развязав войны между двумя коронами французской и российской. Эта война продолжалась до 14 декабря 1812 года, завершившись полной и безоговорочной победой русских и союзнических войск.
26 августа случилась битва при Бородино, селение находилось под Москвой. Через него проходило две дороги. Заняв их, русские преградили путь к Москве.
На бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии:135 тысяч солдат и 580 орудий – у Наполеона и 120 тысяч солдат и 640 орудий – у Кутузова. Бородинская битва началась 26 августа. Главный удар - на армию Багратиона. С обеих сторон потери были огромны. Смертельно ранили Багратиона. За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Во главе её защитников стоял генерал Николай Николаевич Раевский. В течение нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. Всё же после ожесточённых атак враг занял высоту.
Новые атаки французов следовали одна за другой. Семь раз французы ходили в атаку. Русские войска героически противостояли врагу. Грохот артиллерии был слышен даже в Москве. Наконец с наступлением темноты шум боя начал понемногу затихать.
Трудный выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение - отступить.
Источник:
https://istoriarusi.ru/imper/otechestvennaya-vojna-1812.html
На доске размещается Карта-схема Бородинского сражения.
5 группа (работа с сайтом Президентской библиотеки). Военная галерея 1812 года.
- Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских полководцев и офицеров. Найти и разместить на доске Padlet фото русских воинов, внесших большой вклад в борьбе с армией Наполеона: Раевский, Багратион, Барклай-де-Толли, Тормасов, Ермолов, Денис Давыдов, Голицин.
-Ребята, наше путешествие в прошлое было познавательным и увлекательным. Давайте поделимся друг с другом результатами исследований. Вся информация была размещена на доске Padlet.
(Учащиеся выходят к доске и кратко представляют информацию, с которой работала группа).
-Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему урока, предлагаю пройти тест. После его прохождения автоматически будет выставлена оценка за тест по теме «Отечественная война 1812 года». Желаю вам всем удачи!
https://onlinetestpad.com/hmnfi6qlmaygw
-Ребята, наш урок подходит к концу. Закончить его я хочу словами Наполеона. «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
- Как вы понимаете его слова?
-Домашнее задание:
Индивидуальные карточки с творческим заданием на выбор:
- Нарисуй рисунок по данной теме урока.
- Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года; о героях Отечественной войны 1812 года;
-Приведи примеры упоминания о войне 1812 года в литературе; (найти информацию с использованием ресурсов Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина)
https://www.prlib.ru/1812_11-4
- Рассмотреть памятные места и монументы, подготовить короткое сообщение об одном из них.
https://www.prlib.ru/node/684255
Источники:
Картинки для создания кроссенса:
http://900igr.net/up/datai/176260/0001-002-.jpg
https://c1.staticflickr.com/1/513/17874090464_8d7fa0c91b_b.jpg
https://cont.ws/uploads/pic/2019/4/57574638_309948553009174_2010090167044406491_n%20%281%29.jpg
https://istoriarusi.ru/img/1812-nastup.jpg
http://dimitri.moseparh.ru/files/2019/09/IMG_7036.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/6513/164843909.10/0_aef1d_419838e9_XXL
http://istorikazov.ru/istorik/Rossia_9_klass/images/karty/1812-1.jpg
https://adm.odincult.ru/images/__temp/2020-08/15019313145f3f7bf57068b.jpg
Картинки для создания теста:
https://ruspekh.ru/images/articles/1819/2019-06-22-440_12352-1_174847.jpg
https://lib.tusur.ru/storage/96988/2748-1962/1812borodino2_big.jpg
https://mtdata.ru/u17/photo3F7E/20309424896-0/original.jpg
https://vecherka74.ru/uploads/posts/2020-01/1578285226_282.jpg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1008/000d1bdf-3b0c4265/hello_html_b38395f.jpg
https://pbs.twimg.com/profile_banners/3041395701/1435435969/1500x500
https://iknigi.net/books_files/online_html/99680/b00000206.jpg
Источники, используемые при создании теста:
Картинки для размещения на доске Padlet:
http://tatbibl.ru/sites/default/files/prezident_library.jpg
https://phototass1.cdnvideo.ru/width/1200_4ce85301/tass/m2/uploads/i/20160303/4198268.jpg
https://stihi.ru/pics/2019/06/07/4173.jpg
https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0e82/00045441-f8df9baa/img18.jpg
http://husain-off.ru/hb2n/images_xix/lekcXIX_02-160.gif
https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/25/s_5926a72004fac/632416_6.png
https://pbs.twimg.com/media/ED3qyTNWwAI9_t0.jpg:large
https://www.prlib.ru/item/359060
https://www.prlib.ru/item/358999
https://www.prlib.ru/item/358894
Елена Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна