Урок истории в 8 классе. Тема: «Отечественная война 1812 года»
МБОУ Бильгадинская ООШ
Урок истории в 8 классе.
Тема: «Отечественная война 1812 года».
Провела
Абдуллаева Серье Абдуллаевна
Образование – высшее (Ростовский педагогический университет, факультет истории).
Стаж работы учителем истории – 10 лет.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие.
Ознакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года
Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.
Рассмотреть итоги и значение победы русского народа для России.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за славную историю своего Отечества, способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма.
Развивающие:
Обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
Обеспечить развитие дискуссионных навыков;
Обеспечение ситуации эмоционального переживания.
Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.
Продолжить формирование материалистического мировоззрения.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: карты, книжная выставка «Война 1812 г. в русской поэзии и прозе», компьютерная презентация, тестовый материал.
Планируемый результат:
Предметный :
Получение знаний по теме «Отечественная война 1812 г.».
Личностный:
1)Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу, перечитать литературу по данной теме, как художественную, так и научно-публицистическую, найти самостоятельно информацию об участниках, событиях 1812 года.
2)Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде.
Метапредметный:
полученные навыки по развитию речи и умению вести диалог, выстраивать систему аргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории, литературы, географии), так и за пределами школы- коммуникативный результат;
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Основная часть (изучение нового материала)
Вторжение Наполеона в Россию.
Смоленское сражение
Назначение Кутузова главнокомандующим.
Бородинское сражение.
Совет в Филях и оставление Москвы.
Партизанское движение
Гибель «Великой армии».
III. Закрепление изученного материала
IҮ. Рефлексия. Выставление оценок.
Ү. Домашнее задание.
Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 г. Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Предварительная подготовка: Конкурс рефератов «Полководец М. И. Кутузов», «Герои-партизаны: Д. Давыдов, Фигнер, Сеславин, В. Кожина», конкурс чтецов «Война 1812 г. в русской поэзии», просмотр отрывков из фильма «Война и мир».
ХОД УРОКА (конспект урока):
Эпиграф к уроку:
“Война двенадцатого года настала.
Кто же нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?”
А.С. Пушкин
1.Проверка Д/З Слайд №3
Учитель. Здравствуйте ребята. Желаю Вам сегодня на уроке хороших результатов и отличного настроения. Поэтому давайте подарим, друг другу улыбки и начнем наш урок.
На прошлом уроке мы с вами говорили о внешней политике России в начале XIX века. Давайте повторим
Для этого я вам предлагаю решить тест.
Тестирование по теме: « Реформаторская деятельность М. М. Сперанского»
1. Почему Александр I решил поручить разработку реформ М.М. Сперанскому?
А) народ утратил доверие к императору
Б) некому было больше доверить такую важную миссию
В) хотел снять с себя всю ответственность
2. Как назывался первый проект, который М.М. Сперанский предложил царю?
А) « Записки об устройстве государства»
Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России»
В) « Положение о крепостных крестьянах»
3. Какой документ был разработан и предложен Александру I в октябре 1809 года?
А) Б) « Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России»
Б) « Введение к уложению государственных законов»
В) « Законопроект о положении крепостных крестьян»
4. Согласно данному законопроекту в России устанавливалось:
А) три сословия
Б) четыре сословия
В) шесть сословий
5. Право избирать получили:
А) лица, достигшие 21 года
Б) лица, имеющие капитал в банке
В) лица, имеющие движимое и недвижимое имущество
6. Государственный совет согласно законопроекту должен был стать:
А) законодательным органом
Б) совещательным органом
В) судебным органом
7. Выборы в государственную думу были:
А) двухступенчатыми
Б) трёхступенчатыми
В) четырёхступенчатыми
8. Думой должен был руководить:
А) назначенный министр
Б) избранный премьер
В) назначенный королём канцлер
9. Согласно проекту об « Уложении Правительствующего сената» он должен был делиться на:
А) Правительствующий и Судебный
Б) Правительствующий и Главенствующий
В) Правительствующий и Исполнительный
10. По какой причине Александр I вынужден был прекратить реформаторскую деятельность Сперанского?
А) М.М. Сперанский хотел лишить императора трона
Б) реформы вызвали бурю негодования среди дворян
В) М.М. Сперанский предлагал разработать конституцию, которая лишила бы его власти.
11. Какова судьба М.М. Сперанского?
А) был переведён в другую должность
Б) был сослан
В) посажен в тюрьму
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
А | Б | Б | А | В | Б | В | В | А | Б | Б |
Слайд № 2
Учитель подводит итоги.
2. Изучение нового материала. Слайды №1
Учитель. Чтение отрывка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
_ ___ ___ ____
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...»
Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить. Дети дают ответ (о войне). Правильно ребята о войне, именно это страшное событие нависло над Россией в 1812 году. Но не только о войне мы с вами будем говорить, также и о том мужестве, которое проявил наш народ в борьбе с врагом.
Учитель: Как вы думаете, что мы должны узнать об этом событии? ( Ответы: причины войны, соотношение сил, основные сражения, участники, итоги, значение войны).
Постановка целей и задач урока учителем. Запись темы урока в тетрадь.
Учитель. По ходу урока мы с вами будем заполнять хронологическую таблицу основных событий Отечественной войны 1812 года. ( шаблон таблицы лежит у учащихся на парте)
Вторжение Наполеона в Россию
- Причины войны Слайд №4
Учитель
Итак, в начале царствования Александр I вёл достаточно успешную внешнюю политику. Войны с Ираном, Турцией, Швецией закончились победой русских войск и присоединением ряда территорий.
Александр I начал царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, но силой обстоятельств был вынужден заключить союз с ней. Условия Тильзитского мирного договора были невыгодны России. Тильзитский мир был вынужденным, а, следовательно, непрочным. Очень скоро Россия начала нарушать условия этого мирного договора: не предпринимала активных действий против противника Франции Австрии, вела торговлю с Англией. В апреле 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза, и началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне.
- Назовите причины войны? Чего хотел добиться Наполеон?
-Какие планы были у России?
-работа с учебником § 4 стр. 22
-Найдите и запишите данные о численности армий России и Франции.
-Каков характер войны для обеих сторон?
-Работа с картой. Рассказ учителя. Слайд №6
На рассвете 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи/просмотр отрывка видеофильма. Русская армия была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.
Показ по карте и демонстрация слайдов
Запись в тетрадь.
1-я армия – М. Б. Барклай де Толли Слайд №7
2-я армия – П. И. Багратион Слайд №8
3-я армия – А. П. Тормасов. Слайд №9
Слайд №10
Быстрое продвижение мощной французской армии изменило планы русского командования. Барклай де Толли принимает единственное правильное решение: отступать, любой ценой сохранить войска, не вступать в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий. Отступление велось с небольшими боями, которые сильно изматывали противника, причем каждый бой Наполеон принимал за начало генерального сражения.
Численное превосходство неприятеля ставило вопрос о срочном пополнении армии. Но в России не было всеобщей воинской повинности. Армия комплектовалась путем рекрутских наборов. И Александр I решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест с призывом создать народное ополчение, начался сбор средств для действующей армии. Был подписан рескрипт, который узаконил партизанскую войну. Но крестьяне, покинувшие свои жилища и вооружившись, чем могут, ушли в лес, ничего не зная о рескрипте. Их борьба против захватчиков разворачивалась независимо от царских рескриптов. Крестьяне отказывались продавать французам продовольствие и фураж, а при приближении неприятеля жгли избы, амбары с убранным хлебом, угоняли скот.
В августе на смоленской земле уже действовали первые партизанские отряды.
Французская армия наступала, теряя солдат в результате быстрых маршей и стычек с партизанами. «Великая армия» таяла на глазах. К Смоленску подошло лишь 200тыс. человек.
3 августа армии Барклая де Толли и Багратиона соединились под Смоленском.
Смоленское сражение Слайды №11, №12
Работа с тематической картой.
Учитель Ребята , как вы думаете почему Смоленск был так важен обоим государствам?
Планы сторон.
Франция | Россия |
1. окружить и разбить армии поодиночке | 1. не дать окружить себя. |
2. захватить Москву | 2. отступить для соединения армий |
3. добиться от Александра I подписания мирного договора. | 3. дать генеральное сражение для изгнания Наполеона. |
- соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские войска поодиночке. Общее командование принял на себя Барклай-де Толли как военный министр. Теперь русская армия могла позволить себе дать генеральное сражение.
Учащиеся делают записи в хронологическую таблицу.
Назначение Кутузова главнокомандующим. Слайд №13
Учитель: Русская армия отступала и общественность была недовольна, поэтому появляются разговоры об измене Барклая–де Толли. В армии и в Москве говорили, Барклай «ведет
гостя в Москву». Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив, замкнут и недоступен. Багратион, сторонник более активных действий, открыто выражал несогласие с тактикой Барклая. Генералы не ладили друг с другом. В несогласованности их действий многие видели причину потери Смоленска после кровопролитного сражения.
Общественность требовала назначение главнокомандующим русской армии популярного в народе генерала, князя М.И.Кутузова.
( 8 августа 1812 года Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим -записи в таблицу)
Сообщение учащегося о личности М. И Кутузова
Учитель: С приходом М. И. Кутузова обстановка в русской армии изменилась, солдаты воспаряли духом и были готовы к решающим действиям. Вот как пишет об этом в своем стихотворении « Бородино» М. Ю. Лермонтов
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
« Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
-И это сражение состоялось, это Бородинская Битва.
Бородино Слайд №14
-работа с контурной картой
отметьте дату сражения -26 августа 1812 года ( записи в таблицу)
- работа над схемой «Бородинское сражение»..
В Бородинском сражении М.И.Кутузов поставил задачу: ослабить врага, сделать его дальнейшее продвижение невозможным и поднять дух русской армии. Наполеон стремился разгромить русскую армию, захватить Москву и завершить войну.
Силы, к этому времени почти сравнялись: враг имел 132-тысячную армию, русские- 132 тыс. при большей артиллерии.
26 августа 1812г. на рассвете началось крупное сражение. Кутузов предпринял тактику активной обороны, изматывая силы противника.
Наполеон в этот день пережил смену 2-х настроений. На рассвете, когда солнце только начинало подниматься, он весело воскликнул: «Вот оно утро Аустерлица!» Французы под звуки барабанной дроби начали наступление. И это настроение длилось все утро.
Французы стремились прорваться через центр, обойти левый фланг, освободить путь на Москву/работа с учебной картой/.Однако сопротивление русских сделало это невозможным. Жестокие бои развернулись на Багратионовых флешах /земельных укреплениях/.Бой длился 6 часов под артиллерийским огнем. Флеши были захвачены лишь в середине дня.
Страшный бой завязался из-за Семеновских флешей. В течение нескольких часов флеши переходили из рук в руки. Здесь гремело 700 орудий, русские и французы не раз вступали в рукопашный бой. Именно здесь пал смертельно раненный князь Багратион – самый лучший, по мнению Наполеона, генерал русской армии. Под градом пуль он был унесен с Бородинского поля.
Была середина дня. И настроение Наполеона быстро и сильно изменилось. Дело в том, что его прославленные военачальники просили прислать подкрепление, дать гвардию.
Но Наполеон не мог выполнить просьбу, так как кавалерия Уварова и Платова Донские казаки) неожиданно напала на обоз и дивизию.
Позже началось сражение на батарее генерала Раевского. Здесь русские несколько раз отбрасывали французов назад, и лишь к вечеру французам удалось захватить укрепления.
Вот как описывает это сражение М.Ю. Лермонтов:( читает ученик)
«Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой.
Бой был страшный: изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять...
Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны, товарищей считать.
Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!
Учитель. Кутузов дал приказ отступить к Москве.
Количество потерь было велико. У французов пало около 600 тыс. человек, в русской армии- 44 тыс. Позже, Наполеон, оценивая эту победу, сказал: «Самое страшное из всех сражений это, то, что я дал под Москвой. Французы в нем показали достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
Кутузову не удалось разгромить французскую армию, не удалось остановить наступление.
Учащимся предлагается проблемное задание: Бородино – это победа или поражение?
Вывод: Несмотря на тяжелые потери, русская армия была спасена, и в состоянии продолжать войну. Кутузов одержал моральную победу над Наполеоном, поднял дух русской армии. Это была победа нравственная. Бородинское сражение еще раз продемонстрировало все превосходства русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона.
Учитель В честь великого сражения осталась еще одна память- популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб- бородинский. Возьмите по кусочку хлеба, и лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защищавших отечество от армии Наполеона.
Учитель.
Кутузов отступал к Москве, Наполеон шел по пятам.
Военный совет в Филях Слайд №15
1 сентября 1812 г. в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба древней столицы России.
Анализ документа:
„С потерей Москвы не потеряна ещё Россия... Первой обязанностью поставляю сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву отступить по Рязанской дороге... Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!” (М. И. Кутузов)
Учитель -Какой вопрос был главным на совете?
Кутузов поставил вопрос: дать ли под стенами древней столицы еще одно сражение или отступить без боя?
Многие генералы настаивали на сражении. Барклай возражал: в случае неудачи армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа.
Как вы думаете, какое решение было принято?
(Чтобы сохранить армию и Россию, Кутузов принимает решение – оставить Москву.)
Учитель. 2 сентября 1812 г. русская армия оставила Москву без боя. ( учащиеся делают записи в хронологическую таблицу) Слайд №16
Тарутинский маневр. Слайд №17, №18
Учитель
Отступив по Рязанской дороге на восток, русская армия внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино. (работас учебной картой).
-В чем состояла хитрость Кутузова?
(Кутузов перекрывал город Тулу, где находились оружейные заводы и 240 тыс. воинов, и город Калугу, где находились склады с продовольствием.)
Учитель. Приближалась холодная и дождливая русская осень, а вместе с ней и ранняя зима.
Маршалы требовали от Наполеона военных действий, понимая, что время работает на русских.
У села Тарутино был полностью разгромлен Мюрат, один из военачальников Наполеона.
Малоярославец 8 раз переходил из рук в руки, но и здесь Кутузов одержал победу.
За это Александр I наградил Кутузова шпагой с алмазом и лавровым венком, а французы
Были вынуждены отступить на разоренную ими Смоленскую дорогу.
Враг отступал, его преследовали русская армия и партизанские отряды.
Партизанское движение Слайды №19, 20, 21
Учитель. Огромный урон наносили французам партизанские отряды, которые блокировали коммуникации французов от Москвы до границы на Западе.
Инициатором партизанского движения стал полковник Д.Давыдов, получивший на это согласие М.Кутузова еще до Бородинского сражения. (Галерея портретов «Герои 1812г)
Сообщение учащегося о Денисе Давыдове.
Вскоре на занятых врагом территориях начали возникать отряды из числа местных жителей.
Наиболее известными командирами были: - офицеры А.Сеславин, А.Фигнер, солдат Е. Четвертаков, крестьяне Г.Курин и В.Кожина.
Вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 г. Отечественной.
Учитель Ребята, какой вывод из этого можно сделать?
(Война приобретала народный характер.)
Гибель « Великой армии» Слайды №22,23
Учитель
-6 октября Наполеон отдал приказ об отступлении. Уходя, французы заминировали Кремль, Собор Василия Блаженного и др., но русские патриоты смогли обезвредить заряды.
Император рассчитывал прорваться по Калужской дороге на юг, перезимовать там и на следующий год возобновить боевые действия.
Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги, вступая в бой только тогда когда французы пытались повернуть на юг. Великая армия таяла на глазах. (анимированная карта)
Последнее сражение разыгралось при переправе через р.Березину в ноябре 1812 года. Русские с ходу атаковали французов и Наполеон, потерявший здесь еще 30 000 солдат, бросил армию и с остатками Старой гвардии возвратился в Париж.
25 декабря Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.( учащиеся делают записи в хронологическую таблицу)
Работа с контурной картой. Отметьте на карте реку Березину
Учитель. Ребята, теперь мы с вами можем ответить на вопрос, какое значение имела Отечественная война 1812года для России? (Отечественная война принесла немало горя и страданий россиянам. Многие города были разрушены и сожжены. Огромные потери понесла государственная казна. Но общая беда сплотила людей. Они все вместе поднялись на борьбу с захватчиками. Благодаря мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководца М.И. Кутузова над армией Наполеона была одержана великая победа.) Слайд №24
Учитель: Слайды № 25,26,27
Подвиги и беспримерное мужество защитников Отечества в дни войны 1812 года никогда не будут забыты потомками. В тех местах, где проходили сражения русской армии, поставлены памятники погибшим. На Бородинском поле поставлены несколько десятков памятников погибшим воинам. Памятники воздвигнуты на средства родственников, друзей и благодарных россиян. В центре Бородинского поля возвышается огромная колонна.
Это главный памятник русским солдатам. В небольшом доме рядом с Бородинским полем расположился музей. Здесь хранятся орудия поля боя, ружья, сабли, полковые знамена. Под этими знаменам русские полки шли в атаку на неприятеля. С ними в руках русские солдаты истекали кровью и умирали, но врагу не сдавались. Хранятся в музее и некоторые личные вещи защитников Отечества: мундиры, письма, табакерки, курительные трубки. На том месте, где вовремя Бородинского сражения были построены земляные укрепления, стоит сегодня женский монастырь.
III. Закрепление. Слайд №6
Работа в группах
1 группа
Назовите причины войны.
Для Франции | Для России |
| |
| |
| |
Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
Характер войны, соотношение сил.
Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом.
-
2 группа
Какого было соотношение сил?
Франция | Россия |
| |
- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?
Франция | Россия |
| |
- Каков был характер войны для России и Франции?
Франция | Россия |
| |
Ответы
- Назовите причины войны.
Для Франции | Для России |
1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах); | 1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов); |
2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции). | 2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию; |
| 3. падение авторитета Александра I. |
Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
2. Характер войны, соотношение сил.
Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом.
- Какого было соотношение сил?
Франция | Россия |
600 тыс. человек | 220 тыс. человек |
- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?
Франция | Россия |
Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. | Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу. |
- Каков был характер войны для России и Франции?
Франция | Россия |
Захватническая, грабительская война | Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины |
IҮ. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.
- Вам интересно было узнать о Отечественной войне 1812 года?
- Затронул ли ваши чувства патриотизм русского народа?
- Где знания, полученные на этом уроке, вам могут пригодиться?
Ү. Домашнее задание: Слайды №28,29
Домашнее задание: проработать текст параграфа № 4.
На оценку «5» написать рассказ о герое Отечественной войны 1812 года.
На оценку «4» - составить хронологическую таблицу «Отечественная война 1812 г.»
Дата | Событие |
| |
На оценку «3» - дать ответы на вопросы: 1. Перечислить основные причины, приведшие к войне между Россией и Францией в 1812 г. 2. Какова роль партизанского движения в достижении победы над Наполеоном?
Используемые для разработки урока материалы.
1.История –8 кл. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XIX век», М., Просвещение, 2011г.
2.Газета «Первое сентября». Приложение «История»
3.Интернет – ресурсы:
http://www.internet-school.ru/
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
http://www.internet-school.ru/ - Телешкола
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
4. СD. “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг. ”
Приложения
Два императора
Перед Бородинским сражением
Население покидает Москву
Москва спаленная пожаром….
20
Аладышева Татьяна Петровна