Занятие «Волшебная сила искусства в военное время»

2
0
Материал опубликован 24 April 2020

1 слайд. 1 ТРЕК. Здравствуйте, ребята! В преддверии большого праздника - Дня победы, я бы хотела поговорить с вами о волшебной силе искусства в военное время.

2 слайд. Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы

Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Но, чем дальше уходят от нас те

незабываемые годы, чем больше зарастают раны войны, тем все величественнее

представляется титанический подвиг, совершенный русским народом.

Нет, никогда не забудет человечество тех, кто своей кровью спас народы от

порабощения и принес людям долгожданный мир.

 

3 слайд, 2 ТРЕК. звучит голос Левитана.

4 слайд. Вся страна поднялась на битву с фашистскими захватчиками. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину.

5 слайд Вчерашние школьники просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться. В первый день войны они были совсем молодые - им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

 

6 Слайд Здесь вы можете увидеть ребят и мужчину, которые уже одеты в военную форму. Они узнавали немного о том, как нужно вести себя при встрече с противником, и после, взрослым вручали оружие, и среди таких ребят и мужчин были москвичи, это те, кто проживали в городе Москва. Многие из них совершенно небыли опытными войнами, среди них было большое количество школьников

7 слайд, они только-только закончили школу, прошел выпускной и не умея ничего делать как военные, они очень любили свою Родину. Они старались изменить свой возраст, только для того, чтобы попасть на фронт.

8 слайд И ребята эти, конечно же большинство погибли... (3 ТРЕК, ЗВУК ВЗРЫВА)

И потом, спустя несколько лет, советский композитор

9 слайд Андрей Яковлевич Эшпай написал песню про таких вот мальчишек. Эта песня необыкновенна своей простотой, она главных героев называет: Витька, Серёжка и называет улицы на которых они жили: Моховая, Бронная - это

центральные улицы Москвы. Было конечно же очень много ребят с окраин. И те ребята, которым повезло не погибнуть под Москвой, они пошли потом дальше, приобретая опыт, становясь умелыми военными, конечно же не все доходили до конца.. и в память об этих ребятах мы сейчас услышим песню которую написал Андрей Яковлевич Эшпай, называется она «Москвичи».

10 слайд - видео

М. Бернес «Москвичи»

Обратно на 9 слайд - Стихи меня потрясли, - писал композитор. - Они были как будто

из моей биографии. Я уходил на фронт с Большой Бронной, которая расположена

рядом с Малой... До меня на войну отправился брат Валя, погибший летом сорок

первого. Мама до последних дней ждала его возвращения... Спать ложилась всегда

очень поздно. В стихотворении я видел свою мать, ждущую и раз за разом

перечитывающую письма с фронта от меня и брата, - вспоминал Андрей Эшпай.

11 слайд – фоном видео

Война - это тысячи разрушенных и сожженных городов и посёлков, сёл и

деревень в нашей стране.

Война - это бессонные ночи. Это малюсенький кусочек хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

12 слайд

А далеко от поля сражений тысячи и тысячи женщин, детей, стариков трудились в

тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. И ждали.

13 слайд Ждали своих любимых: мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты. Все переживали военные годы очень тяжело, а кто-то и не доживал...

слайд 14 Композиторы, поэты, писатели, чувствуя, видя, что происходило выражали

все свои переживания в виде симфоний, песен, стихотворений.

15 слайд Война и любовь — две вечные темы, питающие поэтов и композиторов.

Конечно, там, на фронте, любовь была другая. Каждый знал, что ты можешь любить

сейчас, а через минуту может этого человека не быть. Но музыка и поэзия для того и рождались и вновь рождаются всякий раз, чтобы вдохновлять на подвиг. Я бы хотела

исполнить песню современной, российской, эстрадной певицы, композитора, поэтессы

Ирины Губайдулины «Вера и верность». Песня пронизана светлыми чувствами, надеждой, верой, что всё закончится: два любящих сердца встретятся, и война будет окончена.

 

4 ТРЕК «Вера и верность», И.Грибулина

16 слайд

Музыка сопровождала, помогала, поддерживала. Люди пели, играли из

последних сил потому, что душа просила, хотелось верить, что в мире есть

прекрасное...

Зажигаются свечи.

 

17 слайд - фоном играет: 5 ТРЕК

На экране не зря появилось фото мальчика за фортепиано. Есть потрясающий рассказ под названием «Рояль без ножек» писателя Алексея Клёнова. В нём повествуется о мальчике - Андрее, который учился играть на фортепиано. Детство выдалось у него трудное - Андрей побывал в блокадном Ленинграде, где перенёс тяжёлые заболевания. Мальчик был талантлив, умён. После окончания музыкальной школы, он поступает в музыкальное училище, а там, ежегодно проводится встреча в начале года, где ученики показывают, чего они добились за лето, какие произведения самостоятельно выучили. Но Андрей не явился на эту встречу, это очень удивило его педагога по фортепиано - Юрия Герасимовича, и он начал переживать, а не случилось ли чего.. было принято решение позвонить домой Андрею. Трубку взяла мама мальчика, она рассказала о том, что у Андрея началось обострение болезни и ноги отнимаются, целый месяц мальчик много занимался, играя на фортепиано, но после - бросил, т.к. перестал чувствовать педаль.

Юрий Герасимович мигом поехал домой к своему ученику. Андрей боялся сочувствия,

поэтому не звонил. Когда учитель и ученик встретились, то Юрий Герасимович сказал

такую фразу «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё

победит».

И ещё, Юрий Герасимович рассказал свою историю, которую он пережил, будучи в

блокадном Ленинграде. Все мы знаем, каково приходилось блокадникам - голод,

холод, темнота, изнеможённость. И однажды, Юрий Герасимович находясь в своей

холодной квартире вместе со своим братом услышал, что за стенкой играют. А

играющий именно занимался, а не просто наигрывал. Понимаете ли вы, что означало в

эти холодные и голодные дни сесть за рояль и заниматься? За стеной звучала только музыка

18 слайд И. С. Баха. И как-то в один день, музыка совсем перестала звучать. Брат Юрия Герасимовича очень встревожился и настоял на том, что надо посетить соседа, [чтение фрагмента] Вдвоём, с маленьким кусочком хлеба, они еде добрели до двери. Открыла девочка лет 14. Она ничего не сказала, не спросила, повернулась и тихонько пошла в комнату. Когда Юрий Герасимович и его брат зашли, то увидели, что она лежит, не в силах пошевелиться. Они кинулись хлопотать вокруг неё и увидели, что недалеко лежит рояль без ножек, пюпитра, крышки. В то время жгли всё, что горело. А Баха,

эта юная пианистка играла потому, что в его произведениях не используют педаль. Во

времена этого великого немца ещё не было фортепиано с педальным механизмом, благодаря которому у рояля появился тянущийся певучий звук. Свои произведения Бах писал для клавесина, и многие пианисты наших дней, играют музыку Баха – не пользуясь педалью.

Девочку удалось спасти, и брат Юрия Герасимовича тоже в скором времени

поправился.

После долгой паузы, Андрей сказал: «Юрий Герасимович, то ведь у рояля не было

ножек». «А я тебе не о рояле рассказывал, - возразил учитель. - Речь по-моему шла о

человеке. Посмотри на следующий урок прелюдию Баха. Я буду ждать тебя во

вторник и пятницу». Андрей сосредоточенно посмотрел на учителя и кивнул Когда

учитель вышел из дома мальчика, то услышал, как зазвучала прелюдия Баха, Юрий

Герасимович улыбнулся и пошёл домой.

 

В рассказе есть два героя - девочка-блокадница и ученик с онемевшими ногами. Для них, музыка не просто увлечение, это их жизнь. Никакая беда не может остановить их заниматься тем, чем нравится - музыкой. Даже еле живые люди продолжали жить, и помогала им в этом - музыка.

 

Гасятся свечи, музыка выключается.

 

Слайд 19.

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес к искусству. Артисты драматических и музыкальных театров боролись с помощью искусства с врагом.

Хорошая песня всегда была помощником бойца. С песней он вспоминал родных и близких и отдыхал душой..

И в солдатском сердце звучат тихие и трогательные слова из песни «Синий платочек».

Часто во время концертов бойцы просили исполнить эту песню известную певицу

20 слайд Клавдию Ивановну Шульженко, она говорила: «Мне сразу понравились

простые, берущие за душу слова, - вспоминала К. И. Шульженко. - В них было много

правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная

женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с

которой он будет мстить врагу...».

21 слайд

Уходя на фронт, бойцы брали с собой только нужное - спички, ручку, бумагу,

фотографию любимых, а кто-то при прощании с любимой запомнил синий платочек

на её хрупких плечах и этот образ, последняя встреча запомнилась бойцу, он мечтает

снова увидеть свою любимую, такую же хрупкую, нежную, красивую.

 

7 ТРЕК, «Синий платочек»

 

25 слайд Мы должны помнить об этом страшном времени и уважать, гордится нашими Ветеранами, которых осталось совсем немного…Предлагаю почтить память наших героев минутой молчания…

 

(все встали – включается 26 слайд)

27 слайд

Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОВ. В трудное время наш народ всегда мог объединиться. Своим напором, верой, культурой и искусством мы доказали врагу, что наш народ один из самых сполченных, отважых, сильных и талантливых.

Хотела бы вас спросить, что запомнилось вам сегодня больше всего, быть может это какое музыкальное произведение? (ответы)

Что в человеке главное? Память. Чтобы она жила в сердце каждого, чтобы не терялась

связь поколений.

Уходят под марш 9 трек

 

Источники

http://xn--80ahsy.xn--p1ai/istoriya-sozdaniya-pesni-moskvichi/

http://www.shukshin.museum.ru/life/2013/c1/

https://changeua.com/12-samyih-yarkih-istoriy-zhenshhin-kotoryie-voevali-i-lyubili/

http://www.myshared.ru/slide/899013/


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.