Урок изобразительного искусства в 6 классе «Сатирические образы в искусстве»
Урок изобразительного искусства в 6классе
Учитель: Васильева Л. Н. МОУ СОШ №3 г.Углич
Тема «Сатирические образы в искусстве».
Цель: создание сатирического изображения.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
для учителя:
для учащихся:
План урока:
Ход урока:
1. Введение в тему.
Цитата А.П. Чехова:
1. Он белокур, с плешью, которая дорожками пробегает по его голове. Ему лет тридцать пять, не больше. Но он старше на вид. Лицо, как бы вымоченное в квасу. Глаза – хорошие, но ленивые … он когда-то не был уродом, но теперь урод. Ноги дугой, руки землистого цвета, шея волосистая.
2. Инспектор пошевелил в воздухе пальцами и изобразил на лице какое-то кушанье, вероятно, очень вкусное, потому что все, глядевшие на лицо, облизнулись.
– Что это за описания? (портретные)
– Чем они отличаются? (грубое – мягкое)
Значит, слово может показывать внешность человека с различными оттенками юмора.
– И изобразительное искусство тоже обладает такой способностью. О чём же мы сегодня будем говорить?
– Мы с вами посмотрим сейчас различные сатирические изображения. Подумайте, чем они отличаются и как их назвать.
– В этом жанре работал Б. Ефимов, многие его карикатуры высмеивают политические проблемы. Другие – с юмором показывают знаменитостей и друзей художника.
– Сатира неизвестного художника ставит акценты на внешность, искажая пропорции, отражает профессию.
– Такое же акцентированное изображение мы находим у Бориса Кустодиева.
– Кукрыниксы – творческое трио. В своих работах они тоже сочетают внешние акценты и профессиональную принадлежность.
– Такой колкий шарж получился на самих Кукрыниксов у другого художника-карикатуриста Иосифа Игина.
– Как вы думаете, почему следующий шарж связан с цифрой два? (Опять двойка – его картина).
– Как вы поняли, что такое карикатура и шарж? Чем они отличаются? (карикатура – остро высмеивает, шарж – портретен, добрый юмор).
2. Итак, первое задание – составить простейшее шаржевое стилизованное изображение лица.
– Что такое стилизация? (слово – на доске)
– Используя фигуру одного типа, составьте изображение лица.
(Складывают портрет из фигуры 1 типа)
– Посмотрим, что получилось: все лица очень разные по типу, также как у людей.
– Где особенно важно об этом знать? Какие профессии опираются на эти знания (парикмахер, визажист, фотограф…).
3. На основе ваших образов я составила свои, но правда они все перепутались.
Составить фоторобот:
I – весёлого жизнерадостного человека. II – грустного унылого человека. III – спокойного сосредоточенного человека. |
Что отличает все эти образы? (ракурсы). Какие это ракурсы? (анфас, профиль, три четверти). |
4. Вывод: значит, шарж может показывать различный ракурс и различные эмоции.
А вот этот итальянский художник так раскрывает сатирический образ.
– Что он сделал, чтобы получить такие яркие, необычные персонажи? (Собирал образ из предметов).
– Арчимбольдо применял ещё и такой эффект – перевёртыш.
5. Сейчас, главное – слаженная работа всей команды.
– Вам нужно будет создать дружеский шарж на человека, описание которого указано на карточке. Работаем в технике коллаж. Что это такое?
– Постарайтесь, используя вырезки с различными предметами по теме, получить сатирическое изображение.
– Помните о композиции: надо учесть её целостность, размер изображения. Главная задача - обыграть описанный образ через выбранные вами предметы, добавляя рисованные элементы, и получить изображение лица человека.
Работа на карточке по самооценке.
6. Анализ работы. Оценки.
Давайте рассмотрим наши необычные образы. Подведём итоги: назовите 5 положительных черт каждой работы. Какую оценку вы бы поставили другой команде?
Получилось ли сатирическое изображение?
Отличается ли работа оригинальностью, выразительностью?
Где можно использовать такие изображения? (Подвожу итог: календари, плакаты, открытки и так далее).
7. Вспомните фотороботы - какой из этих образов соответствует вашему настроению?
Оценка работы каждой команды.
*Дома по желанию нарисуйте шарж на себя в будущей профессии. Подарок классу – буклеты об Угличе и угличских мастерах, которые тоже работали над созданием образа человека.