Театр и дети. Волшебная сила искусства
Театр и дети: волшебная сила искусства.
В своей воспитательной работе я часто использую приемы театрализации. Этот вид работы всегда вызывает интерес, как у учащихся младших классов, так и у родителей (преемственность традиций детского сада). На сцене нет ни отличников, ни отстающих, у детей есть возможность поиграть, нарядиться, показать свои творческие способности.
Начиная работать в этом направлении, я еще до конца не понимала, какую огромную помощь может оказать такой вид деятельности в развитии, воспитании и обучении моих детей. Театральная деятельность способствует формированию устойчивого интереса учащихся к книге и чтению.
Театрализованная деятельность не преследует цели профессиональной подготовки актеров. Её цель – раскрытие индивидуальных способностей каждого. При этом решается одна из главных задач воспитания: раскрываются те, кто был не уверен в своих способностях, кто был замкнут, кто был застенчив.
Творческая атмосфера, дисциплина, ответственность, взаимопонимание в классе – это заслуга театра. Работая четвертый год в этом направлении, я вижу, что многим ребятам театр помог преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, повысить собственную самооценку, умению говорить. У нас дружный и сплоченный коллектив. Коллектив единомышленников. Каждый из ребят понимает, что он не одинок. Он работает в команде. Ребятам очень нравится выступать на сцене. Выступать в роли. Прежде чем предложить роль, мы очень долго обсуждаем. Как он будет в этой роли? Учитываю всё: и характер, и манеры. Как сказал В.Сухомлинский «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Вот и я стараюсь рассмотреть эти «невидимые струны» в каждом ребенке.
В работе над спектаклем продумываем всё до мелочей: костюмы, декорации, предметы бутафории. Как будем оформлять сцену? Какую подберем музыку? Распределяем обязанности. Каждый занят конкретным делом. Первое время наша работа напоминала муравейник. Свою задачу я видела в том, чтобы стимулировать, контролировать и помогать ребятам. Над ролью работаем индивидуально с каждым участником спектакля. Костюм (элемент костюма), жест, мимика, куда пойдет, что возьмет. Каждый участник спектакля мог попробовать самостоятельно создать свой сценический образ, если не получалось, то я помогала советом.
Когда все роли выучены, начинается репетиция всего спектакля. Это не только увлекательный, но и кропотливый труд на пути овладения «актерским мастерством». На этом этапе важно научить детей видеть не только себя, но тех с кем ты выступаешь, помочь осознать, что каждый из них - часть единого целого. Научить чувствовать товарища по сцене, быть готовым к импровизации.
Наши главные помощники – родители. Они помогают и в изготовлении декораций, и в пошиве костюмов. Я считаю, что такая совместная творческая деятельность очень эффективна: укрепляет хорошие доверительные отношения, оказывает только положительное влияние на развитие ребенка.
Театр — ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр. Театр помогает каждому участнику лучше понять свои возможности, осознать собственный потенциал, реализовать себя в различных формах деятельности.
За прошедшие годы я стала понимать значимость театра в жизни класса и каждого ученика в отдельности. Мои наблюдения открыли мне огромные возможности театра в воспитании и формировании личности учащихся, а опыт показал необходимость театра для детей.