Внеклассное мероприятие «Волшебные слова» (Развитие культуры общения в 1 классе)
Тема занятия: Волшебные слова.
Форма проведения: игровое занятие
Класс: 1
Цель: развитие культуры общения
Задачи:
Закрепить и углубить знания воспитанников о речевом этикете, о вежливости.
Учить употреблять в общении различные формы речевого этикета.
Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
выражает положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать
оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм,
Предметные:
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
умение пользоваться «вежливыми» словами»,
знакомство с правилами вежливого поведения, культуры речи
Метапредметные:
Регулятивные:
умеет анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии ,
Коммуникативные:
соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова),
отвечает на простые и сложные вопросы учителя, сам задает вопросы,
Познавательные:
способен извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию;
предъявляет освоенность начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов.
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? ( Ответ : Саше)
Почему?Ответ детей: ( Потому что, Саша использует слово «пожалуйста».
Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах.
Как вы думаете, как можно назвать человека, который использует в своей речи волшебные слова?
Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный (Cловарь)
Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
1.
А теперь мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.
1. Если, словом или делом (Слайд вежливые слова.)
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: … («Спасибо»)
- «Спасибо» - старинное слово, «спаси бог» - «спаси вас бог за ваши добрые дела». Какие слова благодарности вы ещё знаете? ( Благодарю вас.)
2. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь.
Поздороваться спешите,
Громко: … («Здравствуйте!») скажите.
- Встречаясь, люди издавна желали один другому самого главного – здоровья. Какие слова приветствия вы знаете? (Добрый день, доброе утро, добрый вечер)
3. Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не молчите,
Долго не тяните, скажите:… («Извините!»)
- Извините, то есть – «снимите с меня вину». Какие ещё вежливые слова говорят, если извиняются? (Прошу прощения, простите, я виноват…)
4.Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: …. («Пожалуйста!»)
Учитель: Волшебные слова – это добрые слова. Добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Сейчас мы с вами поиграем в игру « Вежливые ребята»
Я буду читать, а вы вставляйте нужные « волшебные слова»
Однажды Вова поехал в зоопарк. В автобусе он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…пожалуйста!» Женщина очень вежливо поблагодарила Вову: «Спасибо!» Неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, мальчик сразу же сказал: «Извините, пожалуйста!»
А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку. Вы будете выполнять упражнения только тогда, когда я скажу «волшебные слова»:
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперёд.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Работа с пословицами. ( ПАЗЛЫ)
Прочитайте и объясните их значение. В паре обсуждают, затем один ученик из пары объясняет значение.
Где доброе слово скажется, там и добро окажется.
Доброе слово лечит, а злое калечит. ( Злое слово может причинить человеку боль , ранить его , а доброе поддержать и дать надежду).
Добрые слова приятно и говорить и слушать.
Доброе слово окрыляет.
ИТОГ:
5. В каких ситуациях мы употребляем « волшебные слова»?? (для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).
Все «волшебные слова», которые прозвучали сегодня, мы поместим в таблицу:
Приветствие |
Прощание |
Извинение |
Просьба |
Благодарность |
В таблицу дети помещают заранее подготовленные карточки со словами..
Учитель: Наш урок мы завершаем.
Мораль его стоит запомнить:
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Я, желаю, чтобы с вами
Людям было веселей.
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы-
Люди будут к вам добры!
- Давайте дадим клятву:
Дети говорят хором:
Клянёмся вежливыми быть!
Всегда спасибо говорить!
Добрый день! До свидания!
Нет в мире выше звания!
Клянёмся вежливыми быть!
И лень, и грубость позабыть.
Учиться этикету –
Науку помнить эту.