Методическая работа: Воспитание патриотизма у младших школьников
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.- Путин сказал: «Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально- экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, и других образовательных учреждений ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной
восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. Таким образом, именно у детей младшего школьного возраста должна закладываться система нравственно патриотического воспитания и формирования гражданской позиции.
На современном этапе развития нашего общества задачами патриотического воспитания младших школьников являются:
формирование у детей системы знаний о своей Родине (сведения о родном крае, , природе страны, , труда, культуры, традиций своего народа, знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, народа в разные, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание улиц, исторических памятников города).
воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, , воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе).
Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности и носить систематический характер.
В своей работе по воспитанию гражданско-патриотического воспитания младших школьников применяю различные формы:
Беседа — метод убеждения. Ее задачи: формирование гражданско- патриотических представлений детей. Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др) вопросы и проблемы, волнующие детей.
Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Таким образом, классный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром,
Информационный час — одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания. Основное назначение информационного часа — приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно- политической жизни страны, города, района, села
Устный журнал — это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы . Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе.
5.Экскурсия. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Праздник — это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. По содержанию можно выделить следующие виды праздников: политические общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств,. Обязательное приобщение ребят к участию в общественной жизни и праздниках
Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания. Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным.
Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости.. Без игр невозможно представить быт народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.
Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.
Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.
Коллективное творческое дело. В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Встреча поколений», «Конкурс рисунков», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Рассказы о забытых героях», «У войны не детское лицо».
Учитывая психологические и возрастные особенности наших воспитанников, мы используем следующие формы и методы патриотической работы:
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ознакомление учащихся с письмами, дневниками, воспоминаниями участников войны,);
викторины и конкурсы «Знаешь ли ты свой город?», «История родного края», «Профессии людей нашего города»;
знакомство с народным фольклором, сказками, обрядами и традициями народов России, проведение праздников посещение выставок, музеев;
выпуски стенгазет,;
спортивные мероприятия («Зарничка», смотр строя и песни);
экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, по улицам города, к памятным историческим местам);
устные журналы («Исторические страницы нашего города», «Имена на табличках улиц», «Наши земляки — герои»);
выставки рисунков и поделок («Наш родной край», «Город прошлого, настоящего и будущего», «Профессии наших родителей»);
конкурсы проектов «Улицы нашего города», «Моя семья в истории России»).
Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.
Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественной жизнь населения страны.
Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Давайте же решать все проблемы, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма, и передавать его своим ученикам.
Хочу добавить немного о той работе, которая проводится по воспитанию и зарождения патриотизма и любви к Родине у подрастающего поколения в нашем Центре и в греческом обществе «Прометей».
Основа нашей работы - это подготовка и участие ребят и зачастую их родителей в различных мероприятиях и конечно патриотической и исторической направленности, проводимых не только нашей общественной организацией, но и участие ребят в городских и республиканских мероприятиях. В личных беседах, показательных выступлениях, участие ребят в общественных делах центра, греческого общества, города, республики. Участие в главных фестивалях уже ставших традиционными – «Прометей собирай друзей».
Список основных мероприятий проводимых обществом.
День Победы
Бессмертный полк
День «Охи»
День независимости Греции
Рассказы об освободительном движении греческого народа и рассказы о героях этого движения.
День геноцида понтийского эллинизма (скорбная памятная дата)
Встреча с ветеранами и представителями старшего поколения.
День геноцида понтийского эллинизма (скорбная памятная дата)
Рождество - концерт для старшего поколения, общение и танцы в одном кругу все возраста.
Праздник Светлой Пасхи. Участие в нём помогает проникаться с ранних лет пониманием веры и жизни с ней.
Изучение истории фольклора обрядов традиций кулльтуру своего народа и других народов.
Участие в различных политических акциях, конференциях, концертах, мостах дружбы, ТВ передачах посвященных военно-патриотическим темам.
В стенах здания нашего общества размещены тематические стенды которые оказывают влияние на мировоззрение и воспитание молодежи, а во дворе общества расположены:
стела памяти участников Великой Отечественной Войны
стела памяти репрессированным грекам в годы Второй мировой войны
стела памяти геноцида понтийского эллинизма
стела памяти осетинам, учувствовавшим в освободительном движении Греции в период нацисткой оккупации
Фестивали и форумы под единым наименованием и смыслом «Прометей собирай друзей».
И как Прометей передавший огонь людям, так и общество «Прометей» зажигает огоньки в сердцах ребят.
И пусть этот огонь никогда гаснет!