12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса36
3

Воспитание средствами урочной и внеурочной деятельности (предмет "Русский язык" и "Литература")











Доклад на конференцию

«Воспитание средствами урочной и внеурочной деятельности (учебный предмет «Русский язык» и «Литература»)»























Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин считает, что «нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность… Процессы воспитания и обучения должны быть неразрывными, идти рука об руку». В своём высказывании Владимир Владимирович Путин акцентирует внимание на том, что школьное образование, помимо своей основной функции, должно способствовать становлению и развитию личности.

Это высказывание созвучно принятой 9 апреля 2016 года Правительством Российской Федерации Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 9 апреля 2016 года № 637-р). В ней, в частности, сказано: «Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны.

Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной.

Таким образом, изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений».

Действительно, невозможно учить родному языку и не думать о духовно-нравственном воспитании ребенка. Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах и новаторах. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.

На слайде представлен пример работы с текстом Л.Успенского, где задания 1-6 направлены на формирование предметных результатов по теме «Интонация», задания 7-9 связаны с формированием бережного отношения к русскому языку и развитием культуры собственной речи.

1. Прочитайте текст, соблюдая правильную интонацию.


Что значит: «беречь» язык? От кого или от чего «беречь»? Разве у языка

есть враги или ему грозят какие-то опасности? Да! На своем историческом пути

каждый язык такие опасности встречает. Приходится бороться с ними и нашему

языку…

(По Л. Успенскому)

2. Как вы определили, где необходимо поставить паузу в предложениях текста? Какие

знаки помогают в этом?

3. Объясните, какая интонация должна быть в конце предложения. Проиллюстрируйте

свои предположения предложением из текста.

4. Найдите слова, на которых падает логическое ударение.

5. На каких частях предложений следует повысить или понизить голос? В каком темпе

необходимо читать этот текст?

6. Прочитайте текст еще раз с учетом проведенного интонационного анализа текста.

7. Подумайте, о чем он? Какой тип речи представлен?

8. Какие опасности грозят русскому языку сегодня? Как можно «беречь» русский

язык? Что может сделать пятиклассник уже сегодня, чтобы сохранить чистоту русского

языка?

*9. Вспомните стихотворения русский поэтов, в которых говорится о необходимости

бережного отношения к русскому языку.


Практика показывает, что урок, на котором русский язык изучается на содержательном тексте, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а знания и умения, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее. Каждый текст должен стать для учеников ещё одной страницей в познании окружающего мира, в приобщении к доброму, к человеческим ценностям, должен развивать чувство языка, научить ценить литературные произведения с эстетической точки зрения. Таким образом, работа с текстами духовно-нравственного содержания предполагает не только изучение языковых категорий – на таких уроках происходит развитие речевых, интеллектуальных и нравственных сторон личности ученика, происходит воспитание ребенка.

При этом на уроках русского языка учитель может вести работу практически по всем направлениям:

· экологическое воспитание (привитие бережного отношения к природе и экологии, осознания себя как части природы),

· гражданское и патриотическое воспитание ( воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, уважительно относиться к представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям, прививать чувство любви и гордости за свою родину),

· правовое воспитание (формирование гуманистического мировоззрения учащихся, способности к осознанию своих прав и прав других людей, формирование ответственного отношения к правовым нормам государства, законов),

· эстетическое воспитание (формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности, искусстве, развитие творческих способностей детей),

· трудовое воспитание (воспитание стремления трудиться на благо Родины, добросовестного отношения к труду, уважения к людям труда и продуктам их трудовой деятельности, ведение профориентационной работы),

· физическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни (привитие интереса к занятиям спортом, воспитание чувства гордости за достижения спортсменов Узбекистана на мировой арене, информирование детей о пагубном влиянии на организм табакокурения, алкоголя, наркотиков и т. д),

· нравственное воспитание (осознание учащимися норм и требований общественной морали, выработка нравственных убеждений, воспитание чувства уважения к старшим, товарищества, дружбы, выработка умения сопереживать, формирование умения жить и трудиться в коллективе и т. д.),

· умственное воспитание (привитие навыков умственного труда, развитие познавательных потребностей, развитие гибкости мышления).

Так, например, использование текстов краеведческого характера позволяет формировать чувство гордости за социальные и культурные достижения своей страны, за отечественную историю, народных героев, воспитывать уважительное отношение к национальной культуре, языку, традициям и обычаям своей страны, формировать чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, ответственности за судьбу Родины, прививать общечеловеческие ценности.

Как ещё можно реализовать воспитательный потенциал уроков русского языка?

Работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологизмами при изучении орфографии, синтаксиса и других разделов русского языка служит мощным воспитательным потенциалом. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, в доступной форме учат быть трудолюбивыми, честными, добрыми, смелыми, воспитывают любовь к Родине, а также способствуют развитию речи, помогают овладеть богатством родного языка.

В записанных пословицах предлагается, например, подчеркнуть глаголы и объяснить правописание безударных личных окончаний. Напоминаем ребятам о том, что мудрые пословицы сочинял на протяжении веков русский народ. «Вы – часть этого народа. Попробуйте дома сочинить историю по одной из предложенных пословиц». Не померкнет никогда наша патриотическая гордость при чтении следующих пословиц: «С родной земли – умри, не сходи», «За правое дело стой смело»;

уроки развития речи (сочинения по картине, сочинения-этюды, сочинения-эссе на нравственные темы);

интегрированные уроки русского языка и литературы, живописи, музыки, истории;

уроки речевого этикета с использованием наглядности;

приобщение к культуре своего народа при работе с древнерусским текстом («Слово о полку Игореве»);

уроки, посвящённые деятелям литературы, культуры, науки;

рассказы о русских лингвистах.

Большими воспитательными возможностями обладают и тексты заданий ОГЭ, например, задание 9.3. Обучающиеся раскрывают значения слов «доброта», «дружба», «ответственность», «забота о людях», подбирают синонимы и антонимы, знакомятся с афоризмами, находят примеры в художественной литературе и собственной жизни и пишут сочинение-рассуждение на морально-этическую тему: «Почему нельзя бросать человека в беде?», «В чём может проявляться доброта?», «Как книги влияют на человека?» и т.д.

Многие ученики считают, что русский язык – предмет трудный, не проявляют к нему интереса. И на учителя-словесника возлагается задача – доказать обратное, показать его красоту, привить любовь к языку. Я думаю, что у каждого учителя есть свой ряд необходимых средств, методов, приёмов, которые помогают развить не только интеллектуальные, но и моральные качества ученика.


Интерес к предмету не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, созданных учителем. Обычно интересно на занятиях с использованием занимательных материалов. Это удаётся благодаря нестандартным, игровым формам уроков: конференциям, диспутам, путешествиям, заочным экскурсиям. Дети с удовольствием придумывают загадки, кроссворды, синквейны, рассказы и сказки на грамматические темы. Для этого требуется смекалка, сообразительность, внимание. В то же время у школьников расширяется кругозор, обогащается их словарный запас.

Следует отметить, что сделать акцент на воспитательную работу учитель может практически на любом этапе урока. В частности, подбор текстов соответствующей тематики для контрольного или осложненного списывания позволит педагогу не только проверить усвоение учащимися учебного материала, но и решить воспитательные задачи.

Подводя итог вышеизложенному, хочется еще раз подчеркнуть, русский язык как учебный предмет требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые будут нужны человеку всю жизнь. Поэтому воспитание на уроках должно органически сливаться с обучением, а учителю необходимо проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, совести, о любви к родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

Мы все с детства помним строчки из стихотворения В.Маяковского:

Крошка-сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое «хорошо»  

И что такое «плохо»?»

Так, в упрощенной форме можно выразить суть русской литературы: в ней нашли свое отражение этические и эстетические представления  нашего народа, понимание того, что хорошо и что плохо, что нравственно, а  что безнравственно.

Уникальность и  неповторимость русской литературы заключается в том, что она всегда была гордостью и совестью нашего народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову.

В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа. Размышления над произведением, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

В каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения школьники  усваивают сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаются в правильности тех или иных решений, получают опыт нравственной оценки.

Иногда тема урока литературы позволяет весь урок  полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, мужестве при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, лень.

Какой литературный герой является для тебя примером? Какие нравственные качества ты хотел бы видеть в окружающих тебя людях и какие, по-твоему, необходимо воспитывать в себе? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы ученикам помогают ответить герои литературных произведений. Пятиклассников восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Анализируя события сказки «Царевна – лягушка», выясняем, какие поступки совершает Иван – царевич. Слова о чувствах Ивана – царевича особенно нужны в данном случае. Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…» Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность.

Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает шестиклассникам добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В.Железникова  «Чучело».

Богатыми возможностями воспитательного воздействия обладают произведения о Великой Отечественной войне (рассказ М.Шолохова «Судьба человека», роман В.Каверина «Два капитана», стихотворения Высоцкого, Ахматовой, Друниной и др.). Эти книги показывают примеры героизма и стойкости русского народа, побуждают гордиться своей страной, помогают понять самого себя, найти своё место в жизни, осознать значение каждого человека.

Можно с уверенностью сказать, что каждый урок литературы воспитывает и содержит уроки жизни. Сегодня у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать эти уроки уроками нравственности, добра и красоты. Уроки литературы должны стать поистине уроками «нравственного прозрения».

Вот почему в современных условиях на русский язык и литературу как учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

И вот почему нельзя не согласиться с мнением  главного редактора журнала «Роман-газета XXI век» В. Ганичева о том, что «без воспитания любви к русскому языку и к великой отечественной литературе не возродится русский народ, не утвердится ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей».

Было бы неверно утверждать, что на уроке литературы единственным действенным методом воспитания является слово в виде этических бесед и откровенного разговора, суть которых сводится к разъяснению смысла моральных категорий и убеждению в необходимости следовать им. На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни». Это развивает стремление к нравственному действию. Приёмы, используемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию), способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения. К ним относятся:

пятиминутки – прологи, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение по проблеме, поднимаемой в изучаемом произведении;

приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами (Например, притча С. Копыловой «Морские звезды»);

проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию);

проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы;

использование нестандартных уроков: урок-реклама, урок-портрет, уроки-концерты; уроки-диспуты; уроки-размышления, уроки-дискуссии; урок-конкурс;

особое внимание, конечно, нужно уделять работе над сочинениями. В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию.

Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы. Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя. А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

Большие воспитательные возможности даёт внеурочная деятельность по предмету. Она вырабатывает критическое мышление и способствует дальнейшему интеллектуальному развитию учеников, позволяет создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, увлечь учеников, развить творческие способности, повысить культуру, активизировать интерес к предмету. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности, из которых для филологического образования являются значимыми духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Содержание и организационные формы работы, как правило, определяются педагогом. При этом учитываются интересы и возрастные особенности обучающихся, ресурсы образовательной среды, особенности и традиции конкретного образовательного учреждения. По форме проведения можно выделить три группы: массовые, групповые, индивидуальные.


К группе массовых форм относятся:

рукописные журналы, стенные газеты, общеклассный или общешкольный уголок русского языка и литературы – эти формы выполняют функцию сообщения информации; активное участие обеспечивают лишь небольшой группе детей, а остальные, являющиеся читателями, оказываются пассивными;

устные сообщения-доклады, радиопередачи, устные журналы, встречи с интересными людьми – эти формы выполняют функцию сообщения; активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой группы, а остальные принимают активное участие в обсуждении, что позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения материала;

вечера, утренники – формы с ярко выраженной функцией воздействия. Количество активных участников и при подготовке, и при проведении гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;

диспуты и конференции – формы, имеющие целью воздействовать на аудиторию в желательном направлении. Воздействие на аудиторию непосредственной силой слова выступающего, убедительностью, яркостью примеров, приводимых им;

конкурсы, викторины, олимпиады, турниры – формы с функцией состязательности.  Активность обеспечивается всеми ;

праздники (Путешествие в страну Русского языка. День русского языка. Неделя русского языка и литературы.) – комбинированные формы массовой внеурочной работы, так как включают в себя все или отдельные сочетания вышеуказанных форм.



К групповым формам внеклассной работы по русскому языку причисляются:

кружки, экспедиции, экскурсии – формы, отличающиеся активной деятельностью состава, охватывающего от всего класса до нескольких учеников. Эти формы отличаются ярко выраженной однородностью интересов участников;

клубы, общества, школьные музеи – формы, отличающиеся активной деятельностью всего состава, ярко выраженной однородностью интересов; формы, охватывающие работой учащихся разных возрастов.


Индивидуальная работа обучающихся во  внеурочное  время складывается из 2-х видов:

исполнительская работа: изготовление наглядных пособий, подготовка рефератов, сообщений, докладов, презентаций;

творческие работы (написание стихотворений собственного сочинения, написание прозы, проектная  деятельность ), требующие от ученика творчества, инициативы  и  рассчитана на более длительный срок, чем исполнительские.


Положительным опытом для выявления и развития одарённых детей, я считаю, проведение научно-практической конференции, участие во Всероссийской олимпиаде школьников, где обучающимся предоставляется возможность активизировать познавательную деятельность, развивать свои научно-исследовательские навыки.

Конкурсы «Живая классика», Чемпионат по чтению вслух – уникальные по своим масштабам мероприятия по пропаганде чтения среди детей. Одной из задач является знакомство с лучшими образцами литературы и содействие в работе по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с традиционными духовно- нравственными ценностями.

Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности», конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке, краевой конкурс «Наследники Победы» воспитывают уважительное отношение к памяти о героических и трагических событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, способствуют формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и родным языкам, культуре своего народа.

Всероссийский конкурс «Базовые национальные ценности в творчестве», краевой конкурс «Дети и книги», районный поэтический конкурс «А музы не молчали» не только развивают творческие способности учащихся, но и воспитывают гражданское начало средствами русского языка и литературы.

Таким образом, внеурочная деятельность как неотъемлемая часть воспитательной среды школы позволяет комплексно решать задачи духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с учётом их интересов и склонностей.

Положение учителя русского языка и литературы в современной школе высоко и ответственно, так как он должен стать для своих учеников не просто носителем информации, но и духовным наставником.

Воспитание любви к русскому языку и литературе во многом определяется любовью учителя к своему предмету. И именно от преподавателя зависит, насколько длительной, цветущей и полноценной будет жизнь звучащего слова, которая обязательно должна найти воплощение в тех, ради кого трудится учитель и кому отдает свое сердце. Тогда и язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый», по словам А.Н. Толстого, будет способствовать воспитанию личности человека.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.