Воспитательная система «Радуга»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА:
Воспитательная система
«РАДУГА»
СОДЕРЖАНИЕ:
Актуальность проекта. 3
Цели и задачи проекта. 4
Участники и ресурсы проекта. 4
Этапы проекта. 5
5. Резюме. 9
Литература. 10
--2--
ДЕВИЗ: « ЗА РОДИНУ, ДОБРО И
СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Объективно и закономерно, что каждый ребёнок стремится не просто к объединению, а к общению, взаимодействию и взаимопониманию с теми, кто разделяет его интересы и занимается той деятельностью, которая наиболее близка ему по духу, отвечает его возможностям и склонностям.
Проект воспитательной системы «Радуга», поможет каждому школьнику познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойными гражданами своего Отечества.
Вопрос содержания воспитания и вопрос системы воспитания неразрывно связаны. Система – это то, что необходимо выполнить для достижения результата. Содержание – то, чем необходимо наполнить деятельность при выполнении проекта.
Практикуется работа с детьми без проекта, а значит существуют и педагоги, отвергающие его необходимость. Беспроектное, беспрограммное воспитание может быть, на поверхностный беглый взгляд, очень красивым, эффектным, основательным и даже «новаторским». Однако это лишь на поверхностный взгляд. Беспрограмное воспитание плетётся вслед случайным обстоятельствам: зависит от погоды, праздников, традиций, событий, случайно родившейся идеи в голове педагога, моды и т.д.- то есть всего того, что совершается извне, как будто навязывая педагогу соответствующее происходящему содержание работы с детьми. Живой отклик на разнообразие окружающей реальности создаёт впечатление глубокого воспитания, выводящего ребёнка ко всем сторонам действительности, но за этим разнообразием нетрудно обнаружить узость и однообразие формирующихся отношений, а иногда и полное отсутствие – как ни странно! – всякого духовного развития, если внимание ограничивается предметным содержанием происходящего.
--3--
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта:
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности
Задачи проекта:
Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.
Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.
Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
УЧАСТНИКИ И РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Участники проекта:
Учащиеся класса
Классный руководитель
Родители
Педагогический коллектив школы
Другие заинтересованные лица
Ресурсы проекта:
Человеческие
Духовные
Материальные
-- 4 --
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Проект состоит из трёх этапов:
Инициирование воспитательной программы
Планирование программы
Реализация программы
Инициирование проекта
Проведение педагогического совета (представить проект персоналу школы, собрать проектные идеи учителей о лучшей реализации программы)
Проведение классного часа (ознакомить учащихся с программой, собрать идеи школьников как лучше проводить те или иные мероприятия)
Проведение родительского собрания в классе
С самого начала предоставляю детям больше возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаю детям условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки ребят функции самодеятельного управления. В своей работе придерживаюсь принципа: всё, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Участие ребят в составлении плана воспитательной работы имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, ответственность,
формируется их активная деятельность и жизненная позиция.
*На классном часе мы также установили, что оставим следующие традиции нашего класса в данном учебном году:
А) традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель и ученик.
Б) традиция, когда в конце каждой рабочей недели классный руководитель спрашивает у ребят: как они прожили эту неделю, когда самочувствие было не очень хорошим и почему, что надо делать, чтобы настроение стало лучше.
В) традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни.
Планирование программы:
Создание концепции программы
Окончательное определение мероприятий
--5--
Составление графика проведения мероприятий
Проект воспитательной системы «РАДУГА»
«Семь цветов у радуги – семь дорог у нас»
ПЕРВАЯ ДОРОЖКА – «Судьба России – моя судьба» - предполагает воспитание любви и уважения к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиций Татарстана. Школьники оказывают посильную помощь ветеранам войны, ухаживают за памятниками и могилами, занимаются поисковой работой.
ВТОРАЯ ДОРОЖКА – «Заботимся о младших, помогаем старшим». Задача дорожки – воспитание доброты, чуткости, внимания. Возрождается шефство старших школьников над младшими. Проводятся операции «Забота», «Милосердие».
ТРЕТЬЯ ДОРОЖКА – «Ученье – свет, а неученье – тьма». Основной задачей является приобретение знаний, как условия необходимой жизнедеятельности в современном мире.
ЧЕТВЁРТАЯ ДОРОЖКА – «Из тысячи планет – Земли прекрасней нет» предусматривает включение детей в экологическую и трудовую деятельность.
ПЯТАЯ ДОРОЖКА – «Красота спасёт мир». Содержанием этого направления является развитие творческих способностей и талантов детей, сохранение памятников старины.
ШЕСТАЯ ДОРОЖКА – «Спорт любить – здоровым быть». Главные задачи – физическое развитие, закалка, вовлечение в массовый туризм и спорт.
СЕДЬМАЯ ДОРОЖКА – «Умелые руки не знают скуки», задача – развитие технического творчества, раскрытие талантов и способностей учащихся.
Реализация программы
МЕРОПРИЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:
Направление | Мероприятие | Форма |
Судьба России – моя судьба | Посещение Подшефного Ветерана на дому День Конституции День памяти Поздравление Ветеранов с днём Защитника Отечества; с днём Победы | экскурсия беседа |
Заботимся о младших, помогаем старшим | День пожилого человека В первый раз – в первый класс | Сбор материальной помощи Концерт |
Ученье – свет, а неученье – тьма | Классный час «Наши планы на четверть» Классный час: «Наши победы в учёбе» К дню татарской поэзии 125 лет Г.Тукаю | Беседа Беседа Литературный вечер |
Из тысячи планет – Земли прекрасней нет | Витаминная ярмарка Субботники и средники | Выставка – продажа Уборка территории |
Красота спасёт мир | Выставка цветов и композиций Новогоднее представление Кульпоход в цирк. Навруз | Выставка Концерт Культпоход |
Спорт любить – здоровым быть | Классный час «Тәмәке Тарту нәрсәгә китерергә мөмкин?» Классный час: «Аракы эчү нәрсәгә китерергә мөмкин?» Классный час: «Тормышта ничек канәгәтьләнү алырга?» Классный час: « Безгә эмоциялар ни өчен кирәк?» Классный час: «Без аралаша беләбезме?» Классный час: «Кешегә сәламәтлек ни өчен кирәк? » Классный час: «Сәламәтлекне саклауның һәм ныгытуның нинди ысуллары бар?» Классный час: «Ничек камил булырга?» Татарские национальные обычаи- в основе здоровья: Ураза-пост мусульман Сабантуй –праздник земли Ажаган | Диспут Диспут Беседа Диспут Дискуссия Диспут Беседа Беседа |
Умелые руки не знают скуки | Час общения «Мир наших увлечений» Текущий ремонт класса | Беседа |
Семья | «Знаете ли вы своего ребёнка» Адаптация учеников 5 б класса «Поймём друг друга» Особенности татарской семьи | Род. Собрание (его часть) Встреча с учителями родителей некоторых учеников Совместное род. Собрание Беседа |
В процессе реализации каждого блока программы их эффективность оценивается посредством бесед и письменного опроса. В проект вошли и индивидуальные занятия с детьми и их родителями, по каждой теме отдельно в виде бесед.
5.РЕЗЮМЕ
Данная программа составлялась на конкретную ситуацию в конкретном классе. За некоторыми изменениями она может быть использована в 5 – 9 классах средней школы.
ЛИТЕРАТУРА
Аджиева Е.М., Байкова Л.А. и др. «50 сценариев классных часов» Москва «Педагогический поиск»2003
Дереклеева Н.И. «Классный руководитель»Москва Вербум 2003
Касаткин В.Н. и др. «Программа профилактики курения в школе»Казань РИЦ «Школа» 2004
Пидкасистый П.И. «Педагогика» Москва ПОР 1998
Журнал «Классный руководитель»№4 2002,№1 2003, №7 2004год
--9--