Критерии эффективности воспитательной системы
Создание и развитие воспитательной системы в ОУ опирается на постоянную диагностику и в случае необходимости коррекцию воспитательных усилий педагогов. Каждый неуспех или неудача должны подвергаться тщательному анализу всех членов педагогического коллектива.
Для оценки эффективности воспитательной системы используются следующие критерии, показатели и диагностические средства
№ | Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели эффективности воспитательной системы | Диагностические средства |
1 | Сформированность у учащихся ключевых компетентностей | функциональная грамотность информационная грамотность гражданско-правовая грамотность коммуникативная грамотность высокий социальный статус активная социальная роль самоорганизация и самоактуализация | Статистический анализ текущей успеваемости. Методики изучения развития познавательных процессов личности. Школьный тест умственного развития. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. Педагогическое наблюдение. |
2. | Сформированность нравственной культуры личности | отсутствие правонарушений и отсева учащихся уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям демонстрация знаний этикета и делового общения овладение социальными навыками | Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. Методика С.М.Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. Методики Б.П.Битинаса и М.И.Шиловой для изучения воспитанности учащихся Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. Педагогическое наблюдение. |
2 | Удовлетворенность детей и родителей качеством образования | Высокий процент поступления выпускников в вузы. Высокие показатели достижений учащихся на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня. Сохранение, восстановление, улучшение здоровья учащихся значительный рост познавательной активности учащихся. | Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; Методики Е.Н.Степанова для исследования. удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в ОУ. |
3 | Сформированность положительного имиджа образовательного учреждения | благоприятный психологический климат сохранение и увеличение контингента учащихся высокий уровень конкурентоспособности школы возрастание авторитета школы взаимодействие с другими воспитательными системами активное взаимодействие с социумом | Статистические данные о контингенте учащихся. Количество позитивных публикаций об ОУ и учителях, учащихся в различной прессе. Экспертная оценка педагогов, родителей, социальных партнеров. |
4 | Сформированность общешкольного коллектива единомышленников | со-управление всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей). способность работать к команде проведение ключевых дел при активном участии (до 80%) членов школьного коллектива эффективное сетевое взаимодействие гуманизация отношений, взаимоуважение, доверие, поддержка | Методика Р.С.Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива». Методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления». Методика Л.В.Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия. |
5 | Соответствие действительности целевым установкам концепции воспитательной системы лицея | воспитание социально-компетентной личности самоактуализация личности |
Ивлиева Наталия Алексеевна