Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37
Имени Новикова Гаврила Гавриловича»
г. Кемерово
Типы воспитательных систем
(методические рекомендации для классных руководителей
общеобразовательных школ)
Составила: учитель начальных классов,
Гулевич Галина Ивановна
Воспитательная система образовательного учреждения имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, возраст учащихся, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности обучающихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.
Петербургские ученые И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников, анализируя ценностные ориентиры воспитательных систем 95 образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга, пришли к выводу, что в соответствии с преобладающей направленностью на определенные ценности всю совокупность воспитательных систем следует разделить на четыре группы.
Первую группу составляют воспитательные системы рационально-образовательной ориентации, преобладающими ценностями которых являются: Знание, Разум, Наука, Истина, Рациональность, Объективность, Техника, Цивилизация и т.п.
Во вторую группу входят воспитательные системы нравственно-культурной ориентации, в которых доминируют следующие ценности: Красота, Добро, Творчество, Культура, Духовность, Искусство и т.п.
В третью группу можно включить воспитательные системы социальной ориентации с наличием приоритета социально значимых ценностей, таких как Равенство, Справедливость, Гражданственность, Отечество, Общество, Демократия и т.п.
Четвертую группу составляют воспитательные системы индивидуально-личностной ориентации, в которых преобладают индивидуально значимые ценности: Свобода, Достоинство, Индивидуальность, Уникальность и т.п.
Петербургские исследователи установили наличие взаимосвязей между ценностями системы, с одной стороны, и целями воспитательного процесса, избираемыми педагогическими технологиями, культивируемыми видами совместной деятельности - с другой.
Целью воспитательной системы любой школы является создание целостной социокультурной среды, в центре которой находится личность учащегося, вовлеченная в активный процесс развития и саморазвития средствами учебной и внеучебной деятельности.
В своем развитии воспитательная система школы проходит ряд этапов, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Целью и результатом функционирования любой системы, показателем ее совершенства является развивающая личность. Прогнозируемый результат, который планируется достичь за определенный промежуток времени, выражается в желаемом образе выпускника.
4 типа воспитательных систем
Тип воспитательной системы |
Ценности |
Цель |
Возможные виды деятельности уч-ся |
Основные педагогические технологии |
1. Воспитательная система рационально-образовательной ориентации |
Знания. Разум. Наука. Истина. Техника. Цивилизация. |
Цель воспитания – человек, владеющий определенным запасом знаний и способов их получения; - человек, обладающий развитым интеллектом, рационально мыслящий; - человек, желающий и умеющий получать знания и использовать их на практике. |
НОУ (научное общество учащихся), Система научно-познавательных конкурсов, фестивалей, праздников, Предметные недели, Школьные олимпиады, оздоровительно-восстановительная деятельность, самодиагностика интеллектуального развития. |
Развивающее обучение, ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), эвристическое и проблемное обучение, дифференциация и индивидуализация обучения |
2.Воспитательная система культурно-нравственной ориентации |
Добро. Красота. Искусство. Творчество. |
Цель воспитания – человек, имеющий осознанную нравственную позицию, - человек, обладающий гуманитарным типом мышления, - творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой культуры и действительности. |
- школьная газета, театр, музей, объединяющие весь коллектив школы; - экскурсии, посещение культурных учреждений; - особый образ жизни образовательного учреждения; - фестивали, выставки, концерты; - создание гуманитарных классов. |
Построение культурного пространства, культурные коммуникации, освоение различных видов искусств, развитие гуманитарного мышления, освоение иностранных языков, формирование нравственной позиции |
3. Воспитательная система социальной ориентации. |
Гражданственность. Патриотизм. Отечество. Демократия. Равенство. Справедливость. |
Цель – человек, социально-активный и законопослушный, - знающий и утверждающий права и свободы человека, умеющий защищать эти права; - человек, строящий свои отношения с людьми на принципах равноправия и не насилия; - человек, способный участвовать в творческом преобразовании социальной действительности. |
- организация школьной жизни по тематическим периодам, - КТД, - выездные лагерные сборы, - социальные акции, - социально-психологические тренинги, - деятельность органов ученического и родительского самоуправления. |
Технология социального проектирования, коллективных способов обучения и воспитания, ненасильственной коммуникации, развитие навыков социальной самозащиты |
4. Система индивидуально-личностной ориентации. |
Уникальность. Индивидуальность. Достоинство. Свобода. Выбор. |
Цель – человек, ориентирующийся на гуманистические ценности, - постигающий собственный внутренний мир, - человек, подвергающий рефлексии свою жизнедеятельность, - человек, способный к самоопределению и самореализации воспитательной деятельности. |
- учебные факультативы, программы о человеке и его проблемах, - учебные программы и факультативы по выбору, - система дел, направленных на формирование успеха (турниры, конкурсы), - тренинги саморазвития и мотивации достижений, - деятельность органов ученического самоуправления. |
Достижение успеха, самопознание и саморазвитие, рефлексивные технологии, саморегуляция (Вл. Леви), технология межсубъектного общения. |
Список литературы:
Степанов Е. Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: Теория, технология, практика. Псков, 1998
Степанов Е. Н. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы //Директор школы. 2000. № 2.
Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Москва, 2008