12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гулевич Галина Ивановна170
В школе работаю 40 лет. Много лет являюсь руководителем м.о. классных руководителей начальных классов.
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37

Имени Новикова Гаврила Гавриловича»

г. Кемерово

Типы воспитательных систем

(методические рекомендации для классных руководителей

общеобразовательных школ)

Составила: учитель начальных классов,

Гулевич Галина Ивановна

 

Воспитательная система образовательного учреждения имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, возраст учащихся, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности обучающихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Петербургские ученые И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников, анализируя ценностные ориентиры воспитательных систем 95 образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга, пришли к выводу, что в соответствии с преобладающей направленностью на определенные ценности всю совокупность воспитательных систем следует разделить на четыре группы.

Первую группу составляют воспитательные системы рационально-образовательной ориентации, преобладающими ценностями которых являются: Знание, Разум, Наука, Истина, Рациональность, Объективность, Техника, Цивилизация и т.п.

Во вторую группу входят воспитательные системы нравственно-культурной ориентации, в которых доминируют следующие ценности: Красота, Добро, Творчество, Культура, Духовность, Искусство и т.п.

В третью группу можно включить воспитательные системы социальной ориентации с наличием приоритета социально значимых ценностей, таких как Равенство, Справедливость, Гражданственность, Отечество, Общество, Демократия и т.п.

Четвертую группу составляют воспитательные системы индивидуально-личностной ориентации, в которых преобладают индивидуально значимые ценности: Свобода, Достоинство, Индивидуальность, Уникальность и т.п.

Петербургские исследователи установили наличие взаимосвязей между ценностями системы, с одной стороны, и целями воспитательного процесса, избираемыми педагогическими технологиями, культивируемыми видами совместной деятельности - с другой.

Целью воспитательной системы любой школы является создание целостной социокультурной среды, в центре которой находится личность учащегося, вовлеченная в активный процесс развития и саморазвития средствами учебной и внеучебной деятельности.

В своем развитии воспитательная система школы проходит ряд этапов, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Целью и результатом функционирования любой системы, показателем ее совершенства является развивающая личность. Прогнозируемый результат, который планируется достичь за определенный промежуток времени, выражается в желаемом образе выпускника.

4 типа воспитательных систем

Тип воспитательной системы

Ценности

Цель

Возможные виды деятельности уч-ся

Основные педагогические технологии

1. Воспитательная система рационально-образовательной ориентации

Знания. Разум. Наука. Истина. Техника. Цивилизация.

Цель воспитания – человек, владеющий определенным запасом знаний и способов их получения;

- человек, обладающий развитым интеллектом, рационально мыслящий;

- человек, желающий и умеющий получать знания и использовать их на практике.

НОУ (научное общество учащихся),

Система научно-познавательных конкурсов, фестивалей, праздников,

Предметные недели,

Школьные олимпиады, оздоровительно-восстановительная деятельность, самодиагностика интеллектуального развития.

Развивающее обучение, ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), эвристическое и проблемное обучение, дифференциация и индивидуализация обучения

2.Воспитательная система культурно-нравственной ориентации

Добро. Красота. Искусство. Творчество.

Цель воспитания – человек, имеющий осознанную нравственную позицию,

- человек, обладающий гуманитарным типом мышления,

- творчески осваивающий и преобразующий мир человеческой культуры и действительности.

- школьная газета, театр, музей, объединяющие весь коллектив школы;

- экскурсии, посещение культурных учреждений;

- особый образ жизни образовательного учреждения;

- фестивали, выставки, концерты;

- создание гуманитарных классов.

Построение культурного пространства,

культурные коммуникации,

освоение различных видов искусств, развитие гуманитарного мышления, освоение иностранных языков, формирование нравственной позиции

3. Воспитательная система социальной ориентации.

Гражданственность. Патриотизм. Отечество. Демократия. Равенство. Справедливость.

Цель – человек, социально-активный и законопослушный,

- знающий и утверждающий права и свободы человека, умеющий защищать эти права;

- человек, строящий свои отношения с людьми на принципах равноправия и не насилия;

- человек, способный участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.

- организация школьной жизни по тематическим периодам,

- КТД,

- выездные лагерные сборы,

- социальные акции,

- социально-психологические тренинги,

- деятельность органов ученического и родительского самоуправления.

Технология социального проектирования, коллективных способов обучения и воспитания, ненасильственной коммуникации, развитие навыков социальной самозащиты

4. Система индивидуально-личностной ориентации.

Уникальность. Индивидуальность. Достоинство. Свобода. Выбор.

Цель – человек, ориентирующийся на гуманистические ценности,

- постигающий собственный внутренний мир,

- человек, подвергающий рефлексии свою жизнедеятельность,

- человек, способный к самоопределению и самореализации воспитательной деятельности.

- учебные факультативы, программы о человеке и его проблемах,

- учебные программы и факультативы по выбору,

- система дел, направленных на формирование успеха (турниры, конкурсы),

- тренинги саморазвития и мотивации достижений,

- деятельность органов ученического самоуправления.

Достижение успеха, самопознание и саморазвитие, рефлексивные технологии, саморегуляция (Вл. Леви), технология межсубъектного общения.

Список литературы:

Степанов Е. Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: Теория, технология, практика. Псков, 1998

Степанов Е. Н. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы //Директор школы. 2000. № 2.

Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Москва, 2008

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.