Воспитательный проект по патриотическому воспитанию «Я помню! Я горжусь!»
Воспитательный проект
по патриотическому воспитанию
«Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!»
Автор проекта –
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
1 Пересыпкинского филиала
МБОУ 2 Гавриловской сош
Гавриловского района
Тамбовской области
Витютнева Ольга Егоровна
2021 г
Тезис к публикации
Многие годы в школе уделялось недостаточно внимания воспитанию учащихся как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания акцентировался на профессиональной реализации и адаптации к жизни в современном обществе. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Согласно внесенным Законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ поправкам в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» согласно которому воспитательный процесс возвращается в наши образовательные организации, в том числе и в школу и расширяется само понятие «воспитание»:
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Поэтому вся внеклассная деятельность, которая проводится в школе, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции. Классным руководителям необходимо искать инновационные формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения.
Во внеклассной работе по патриотическому воспитанию могут использоваться такие образовательные технологии, как:
проектно-исследовательская деятельность;
коллективно-творческие дела;
педагогика сотрудничества;
цифровые технологии;
Такие формы могут способствовать решению задач, направленных на патриотическое воспитание. Один из них - проектная деятельность или метод проектов.
Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы и включает следующие направления:
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Проект « Я помню! Я горжусь!» обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории России, малой родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.
В процессе коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:
воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа и чувство благодарности к мужеству защитников земли русской;
развитие уважения к истории своего Отечества, к людям, вставшим на защиту родного края;
формирование чувства уважения к другим народам и их традициям.
В работе над проектом обучающиеся используют цифровые технологии , которые позволяют рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе воспитательного процесса;
сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст;
построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому учащемуся собственную траекторию воспитания;
вовлечь в процесс активного воспитания различные категории детей.
Сроки и этапы проекта
Проект реализуется с 1 сентября 2018 года по 1декабря 2021 года
Название этапа | Цели и задачи |
I этап Подготовительный Сентябрь-октябрь 2018г. | Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания. Задачи: 1. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию. 2. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. 3. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. 5. Работа творческой группы над созданием проекта «Я помню! Я горжусь!»
|
II этап Внедрение Ноябрь (2018) – ноябрь 2021г. | Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание патриотического воспитания. 3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию. 4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом. 5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 6. Презентация лучших исследовательских работ на ученической конференции . 7. Информирование общественности об итогах реализации проекта в СМИ.
|
III этап Отслеживание и анализ результатов Декабрь 2021г. | Цель: анализ итогов реализации проекта. Задачи: 1. Обобщить результаты работы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 3. Спланировать работу на следующий период. |
Проблема проекта
Ведущим звеном инфраструктуры патриотического воспитания в нашем селе является 1 Пересыпкинский филиал МБОУ 2 Гавриловской сош. Здесь решаются задачи по организации мероприятий патриотической направленности, спортивных соревнований и сборов, разработке программ в сфере патриотического воспитания.
Сегодня школа согласует деятельность структур села патриотической направленности, осуществляя межведомственное взаимодействие с КДЦ , администрацией села, отделом образования района, родителями обучающихся . В 2018/20 годах школой был проведен ряд мероприятий с общим охватом более 700 человек в целях формирования качеств гражданина-патриота. Среди них: акция «Адрес ветерана» (посещение ветеранов Великой Отечественной войны учащимися школ с целью оказания помощи), акция «Субботник» (приведение в порядок памятников и обелисков, могил павших в годы Великой Отечественной войны), акция «Георгиевская ленточка», цикл мероприятий, посвященных землякам – Героям Советского Союза З.Космодемьянской, П.Плужникову А.Космодемьянскому, А.Дьячкову, С.Перекальскому, М.Черенкову,
военно-спортивная игра «Зарница», молодежная акция «Снежный десант» (помощь ветеранам ВОВ и труженикам тыла), акция «Сирень 45 года» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны), акция «Бессмертный полк», трудовой десант «Неделя добра» (уборка домов, благоустройство территорий рядом с местом проживания ветеранов), смотр песни и строя, военно-спортивные показательные выступления клубов села, спортивно – массовое мероприятие «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», встречи с ветеранами войны и труда, Всероссийская добровольческая акция «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны» и Всероссийский конкурс школьных сочинений и исследовательских работ «Моя семья в истории страны», творческая мастерская «Рисуй с нами» Всероссийского творческого конкурса «Вечная память ВЕТЕРАНАМ», проект «Лица Победы», онлайн-квест “Вечные звезды” и т.д.
Ребята участвовали в поисково-исследовательской и проектной деятельности по тематике «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», в ходе которой школьники более подробно познакомились с жизнью своих родных в годы войны, с вкладом членов своей семьи или рода в Великую Победу. Результатами этой деятельности стали презентации с фотографиями из семейных альбомов, видео и аудиозаписи интервью с близкими и дальними родственниками, соседями, земляками, которые были свидетелями и участниками исторических событий, подборки старых газет, в которых отражены подвиги ветеранов или участников войны на полях сражений или на трудовых вахтах, грамоты и поощрения, наградные документы, устные воспоминания родных о ярких фактах семейных историй. Подготовка и празднование Дня Победы в 2020 году совпало с периодом карантина, поэтому ребята широко использовали возможности цифровых ресурсов, чтобы воссоздать и сохранить историю этого всенародного подвига. Современные коммуникации, цифровые технологии, навыки креативной и командной работы объединили школьников, родителей, учителей, жителей села, общественность. В работе над проектом мы использовали порталы: http://www.pobediteli.ru/ Проект содержит «Мультимедийную карту войны» с воспоминаниями участников и архивными хрониками. Это интерактивная карта, на которой наглядно представлена вся история военных действий Великой Отечественной. Ключевые моменты сопровождаются дополнительной информацией с фотографиями и видеозаписями, а также аудиозаписями воспоминаний ветеранов;
http://www.pamyat-naroda.ru/ -крупнейший в мире интернет-портал "Память народа" о судьбах героев Великой Отечественной войны. Единая электронная база данных "Память народа" стала развитием ранее реализованных Минобороны РФ проектов о Второй мировой войне "Мемориал" и "Подвиг народа". Любой желающий смог узнать о подвигах или найти судьбы своих предков, погибших на фронтах войны в 20 веке, найти документы и составить личный семейный архив;
http://war.gtrf.info/ -мультимедийный проект Гостелерадиофонда, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. , где ребята смогли посмотреть эксклюзивное видео и аудио военных лет онлайн.
Актуальность проекта
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. В патриотическом , нравственном примере особо нуждается подрастающее поколение, которому принадлежит будущее России. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Мы приглашаем всех, для кого Победа 1945 года - национальная святыня нашего народа, участвовать в проекте "Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ! "- посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Актуальность проекта бесспорна: в 2020 году исполнилось 75 лет со Дня Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
2020 год объявлен Годом памяти и славы. Мы просто обязаны сохранить историческую память о событиях и участниках Великой Отечественной войны и еще много раз прикоснуться к истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.
Проект « Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Он содержит серьёзную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
Основные целевые группы
1 | Учащиеся школы 1-11 классы |
2 | Педагоги школы |
3 | Родители учащихся |
4 | Ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла |
5 | Сотрудник музея |
6 | Воспитанники детского сада |
7 | Учащиеся школы 7 класс- инициативная группа |
10 | Совет ветеранов Гавриловского района |
11 | Районная детская библиотека |
12 | КДЦ с. Пересыпкино 1-е |
Цель проекта
Формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию, формированию уважения к военной истории России.
Задачи проекта :
развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
изучать героическое прошлое нашей страны;
воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
активно участвовать в массовых патриотических акциях и мероприятиях, посвященных дням воинской славы и памятным дням России;
подготовиться к достойной встрече Дня Победы;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
Методы реализации проекта
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы:
Наш проект одновременно является исследовательским по структуре и содержанию, включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие. Тематика может быть разной « Герои - земляки в годы Великой отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Мое село », «Загляните в семейный альбом».
Проект относится и к информационным, так как направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, акции «Адрес ветерана », «Георгиевская ленточка».
И, наконец, наш проект творческий, потому что предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал, социологические опросы, интервьюирование, публикации в СМИ.
Опыт реализации проекта
Проект программы естественно вписывается в деятельность школы по гражданскому и патриотическому воспитанию, отражает педагогическую деятельность коллектива школы на протяжении многих лет. В основу гражданского воспитания школы положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Реализация задач гражданского образования осуществляется через эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебно- воспитательного процесса. В рамках учебно-воспитательного процесса школы определился проектный метод, нацеленный на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска, когда учащийся включён в активный познавательный процесс, самостоятельно осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Представляемый метод проектной деятельности охватывает всех учащихся и учителей, а также родителей учащихся. По опыту предыдущих лет можно утверждать, что проектная деятельность по патриотическому воспитанию заинтересовывает ученический и педагогический коллективы, если они знают, что их проект будет востребован и оценен. У всех участников проекта свои роли, функции, предназначения.
Описание результатов проекта
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
- приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
-вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности
Качественные показатели:
Формирование личностных качеств у обучающихся: патриотизма, гражданственности, коллективизма; воспитание бережного, внимательного отношения к историческому прошлому страны, родного края, гордости за ветеранов военных действий, за дедов и прадедов.
Перестроилась система организации гражданско-патриотического и нравственного воспитания школьников, путем совершенствования административного механизма управления.
Трансформировалась модель школьного самоуправления.
Организовано единое пространство гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование.
Возросла социальная активность учащихся. Деятельность школьников ориентирована на социально- нравственные ценности.
Расширено взаимодействие с ветеранскими и общественными организациями.
Повышение уровня навыков исследовательской работы у участников проекта.
Выстроилась система работы с родителями.
В школе создана электронная методическая копилка материалов по патриотическому воспитанию
Выполнено оформление школы, с целью создания единого образовательного – воспитательного пространства.
Количественные показатели
Увеличение количества сотрудников школы, учащихся и их родителей, жителей села, вовлечённых в проектную деятельность по патриотическому воспитанию.
Увеличение количества учащихся, учителей, родителей, жителей села , принимающих участие в организации и проведении патриотических мероприятий ( общий охват более 700 человек)
Мультипликативность и дальнейшая реализация проекта:
Совершенно очевидно, что Россия сегодня стоит в начале большого пути своего очередного укрепления. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию детей и молодежи.
В результате активной целенаправленной деятельности в рамках проекта « Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!» можно значительно разнообразить работу по гражданско-патриотическому воспитанию, повысить уровень проведения военно-патриотических мероприятий и акций.
В общественное сознание растущего поколения постепенно будут возвращаться такие ценности, как любовь к Родине, уважение к истории страны и своего края, патриотизм.
Практическим итогом проекта является не только создание эффективной системы патриотического воспитания молодежи через проведение информационно-просветительских мероприятий, а создание центра развития молодежи Гавриловского района. Опыт работы можно использовать для создания подобных центров гражданско-патриотического воспитания в других образовательных учреждениях (населенных пунктах и т.д.), что в дальнейшем будет способствовать обмену опыта различных организаций по данному направлению, созданию большого молодежного движения, взаимодействию большего числа общественных организаций (социальных партнеров).
Работа в рамках проекта позволит осознать важность патриотизма как национальной идеи российского народа. Без чувства любви к Отечеству невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения и современников нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости нельзя вдохновить людей на высокие дела.
Список использованной литературы и источников.
Акулич М. М. Патриотизм в системе нравственных ценностей россиян // Безопасность Евразии. – 2004. - N 2. - С. 395-411.
Бойков В. Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // СОЦИС : Социологические исследования. - 2002. - N 8. - С. 85-89.
Воскресни, Русь! О патриотизме, достоинстве рус. человека и православ. понимании войны. - М. : Даниловский благовестник , 2001. - 126 с.
СОУНБ; Шифр 87.372.24; Инв. номер 2251078-КХ
Герасимов В. Л. "Могучий источник патриотизма, любви к Отечеству и родному краю..." // Военно-исторический журнал. – 2004. - N 5. - С. 66-67.
Демидова А. И. Патриотизм советского народа - важнейший фактор Великой Победы // Вестник Московского университета. - 2010. - N 3. - С. 233-241.
Дибров А. О патриотизме : исследовательская работа по выявлению сформированности нравственно-патриотических качеств личности // Отечественные записки. – 2006. - N 3. - С. 295-298.
Матушкин С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях. В помощь учителю. - Челябинск : Б. и. , 2000. - 19 с.
СОУНБ; Шифр 74.200.51; Авторский знак М348; Инв. номер 2216951-ЕФ
Усатова, Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.
Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112