12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дудко Ольга Владимировна43
Россия

Тема: «Где музыка берет начало».

Цель: ознакомить детей с происхождением музыкального звука, найти и показать в каждом виде искусства его музыкальное начало.

Задачи:

Обучающие: узнать природу происхождения звука, научиться понимать язык музыки;

Развивающие: развить умение увидеть природу музыки, понимать взаимосвязь музыки с другими видами искусства;

Воспитательные: привить любовь к прекрасному, вызвать интерес к прослушиванию музыкальных произведений.

Формы и методы: словесный, наглядный, концертные выступления.

Тип занятия: урок – конференция.

Аудитория: учащиеся 2х -11х классов.

Ход урока.

(на стене зала плакат с поэтическими строчками:

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка?

Расскажите м не скорей.

Птичьи трели - это музыка,

И капели – это музыка.

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку.

Видишь, тучка в небе хмурится –

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка

Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку

(И. Исакова)


В зале – плакат с темой конференции «Где музыка берет начало». Перед аудиторией, которая собралась, стоят столы, за которыми будут сидеть участники конференции. Работу конференции начинают самые маленькие участники – ученики 2-х классов – Вадим, Аннушка, Андрей).


Аннушка.

Что такое музыка?

Может, дождик ласковый

Тихо напевает нам сны своими сказками?

Андрей.

Может, желтый листопад зашуршал тропинками

И позвал в осенний сад или в лес с корзинками?

Аннушка.

Что такое музыка?

Где она нам слышится?

Тихо речка плещется, и тростник колышется.

Андрей.

Или пчел веселый рой и шмеля жужжание,

Озорного ручейка звонкое журчание?

Вадим.

Музыка – не просто шум

И не только пение:

В музыке сплетаются чувства, настроения.

Целый мир добра и зла с былями и сказками.

Музыка рисует нам звуками, как красками.

Андрей. Да, друзья, музыка рисует нам звуками, это искусство звуков.

Вадим (обращается к залу). Предлагаю поиграть со звуками, я буду читать стихи, а вы озвучите отдельные его слова.

Аннушка. Я хочу помогать тебе.

Вадим. Хорошо, Аннушка, помогай. Ну, слушайте (обращается к залу).

Можно слушать все на свете:

Шорох листьев…

Дождь…

И ветер…

Аннушка.

Лай собаки во дворе…

Пенье птички на заре…

Вадим.

Шум шагов…Ремонт забора…

Андрей.

Мяч в воротах…Гул мотора…

Аннушка.

Ветка стукнула в окно…

А в углу играет кошка…

Андрей.

Ходят голуби по крыше…

Все вместе.

Так учусь я звуки слышать!

(Работу конференции продолжают старшие участники – ученики 11-х классов.)

Ведущий. Друзья, то, что вы сейчас озвучивали, никак не музыка и даже не музыкальные звуки!

Ведущая. Да - да, это шумовые звуки. Тем не менее есть звуки, которые приятны для восприятия, очень мелодичные, напевные. Послушаем эти звуки.

(Звучит «Вальс» А. Шнитке.)

Ведущий. (обращается к залу). Мы с вами сегодня постараемся найти и показать в каждом виде искусства его музыкальное начало.

Ведущая. Вот поэтому наша конференция и называется «Где музыка берет начало?».

Ведущий. В работе конференции берут участие творческие люди, представители разных видов искусства: художник и поэтесса, композитор и преподаватель хореографии, научную природу музыки выявит нам преподаватель физики, который объяснит физическую природу музыки.

Ведущая. Чем музыка отличается от других видов искусства, например, от живописи?

Ведущий. Это просто: тут звуки, а там – краски.

Ведущая. А еще?

Ведущий. Музыка как будто течет во времени.

Ведущая. Правильно. Музыка имеет звуковую и часовую природу. А это означает, что, записывая простую мелодию, нужно зафиксировать на бумаге порядок прохождения и точную высоту звуков, а также отобразить их звучание во времени.

Ведущий. Как по мне, то это просто. Мы учили на уроке физики, что каждый звук имеет свою чистоту, которую измеряют в герцах: 1 герц – это 1 колыхание в секунду.

Ведущая. Не совсем так. Ведь шум – тоже звук, но он не имеет определенной частоты. То, что ты сказал, касается музыкальных звуков. Например, писк комара – это музыкальный звук?

Ведущий. Если этот комар занимался вокалом, то да.

Ведущая. А если нет?

Ведущий. Думаю, все равно музыкальный, ведь он имеет определенную частоту.

Ведущая. А что же тогда музыка для физиков?

(На столе стоит штатив, на котором прикреплен

шарик на нитке и металлическая линейка.)

Учитель физики. Шарик на нитке, отклонив от положения равновесия, заставим качаться. Звука мы не слышим. А теперь металлическую пластинку, зажатую в лапках штатива, заставим качаться ударом молоточка. Мы слышим звук. Это звуковая волна, что идет в воздухе к нашему уху и заставляет колебаться перепонку. Вот так я могу описать физическую природу музыки.

Ведущий. Известно, что человеческое ухо воспринимает диапазон частот от 16 до 20 000 герц.

Ведущая. Интересно, природа ограничивается этими границами звука?

Учитель физики. Механические волны с частотой, меньше, чем 16 герц, называют инфразвуком. Люди их не чувствуют. Инфразвуки возникают на море, во время ураганов, взрывов, грозовых разрядов и землетрясений. В воде этот звук распространяется быстрее чем ураган или волна цунами. Это позволяет приборам и некоторым животным получить сигнал об опасности.

Волну с частотой более 20 000 герц человек тоже не воспринимает как звук. Они называются ультразвуком.

Ультразвук сильно поглощается газами и очень слабо – твердыми и жидкими телами. Используется ультразвук в эхолоте (приспособление для определения глубины моря), в локаторе. Он может измельчать твердые тела (прочной породы). Некоторые животные, например, летучие мыши, имеют органы, которые излучают ультразвук и принимают его. Поэтому в полной темноте летучие мыши могут свободно перемещаться. Точно так же ориентируются и дельфины.

Ведущий. А какие существуют границы звуковых частот, которые создает человеческий голос?

Учитель физики. Самый низкий звук, издаваемый человеком, имеет частоту 44 герц. Он был доступен всего лишь нескольким певцам за всю историю музыки. Самый высокий для человека звук – 2300 герц. Его брала французская певица Мадо Робен – звук «ре» четвертой октавы.

Ведущий. А какой звук считается эталоном частоты колебания?

Учитель физики. Эталоном частоты колебания является звук «ля» первой октавы – 440 герц, а нота «ля» на октаву выше – 880 герц.

Ведущий. Я вспомнил одну легенду: будто – бы еще в незапамятные времена около древнеегипетского города Фивы каждое утро на рассвете этот звук издавала огромная статуя, известная под именем колосса Мемнона, она держала в руках эолову арфу. Каждое утро, на рассвете, арфа издавала звук "ля", по которому фиванские музыканты настраивали свои инструменты. Несколько тысяч лет служило людям это чудо, пока не было разрушено.

Ведущая. А как проверяют правильность настроя инструмента в наше время?

Учитель физики. Для определения чистого звука используют камертон - инструмент, как правило, металлический, в форме вилки, издающий в воздухе при ударе о твёрдое тело звук. В безветренном помещении камертон не будет звучать. Камертон издает всегда один и тот же звук, которым пользуются как основным тоном при настраивании музыкальных инструментов. Существуют камертоны всех семи нот – «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Но в практике используют камертон «ля».

Ведущий. У меня в руках инструмент (показывает гитару), который завораживает нас своим звучанием. И опять - таки благодаря физике. Почему?

Учитель физики. В звуковой волне (а это колебания, которые распространяются в упругой среде) происходят механические колебания. Любое тело, которое попало в волну, попадает под действие силы, частота которой совпадает с частотой волны. Это явление акустического резонанса. Амплитуда колебания увеличится, и оно зазвучит. Акустический резонанс используется во всех музыкальных инструментах.

(Выступление гитариста.)

Ведущий. Это уже искусство. Человек должен научиться понимать язык искусства, ценить художественное произведение, проникать в глубину его замысла. Тогда он станет тоньше чувствовать, больше видеть и острее воспринимать прекрасное. Жизнь человека станет более наполненной и интересной.

Ведущая. Я уточню, на свете много разных видов искусства: литература, театр, кино, архитектура, изобразительное искусство, балет и…музыка.

Ведущий. У каждого из них разный путь к сердцу человека: одни мы воспринимаем зрением, другие – слухом.

Ведущая. Все мы знаем, что в каждом виде искусства есть своя муза. Живут музы на склонах мифической горы Парнас. Каждый год весной и летом они заводят свой необычайный магический хоровод. Сам Аполлон подыграет им на золотой кифаре. Их девять, юных дев – дочек Зевса и Мнемосины (богини памяти).

Ведущий. Четыре из них посвятили себя музыке:

Евтерпа – муза лирики (лирикой древние греки называли пение в сопровождении лиры);

Ерато – муза любовных песен;

Каллиопа – муза эпической поэзии (ведь древние исполнители – рапсоды не читали, а пели свои рассказы про подвиги богов и героев);

Полигимния – муза священных гимнов.

Ведущая. Как вы видите, поэзия и музыка существовали тогда в виде единого искусства – песни. Шли годы, столетия… Музыка и поэзия «разбежались».

Ведущий. Но родство между ними осталось. Оно проявляется в их постоянном тяготении друг к другу.

Ведущая. Действительно, ведь слитие музыки и слова очень сильно в вокальных произведениях. Поэтому поэты стремятся достичь наивысшей выразительности слова, создать особенный, мелодический язык. Например, О.С. Пушкин, завершая работу над произведением, распевал текст, а М.Ю. Лермонтов хотел, чтобы над «холодной буквой» стояла нота.

Ведущий. Попробуем узнать у современных поэтов – песенников, как они чувствуют музыку слова.

(Выступление поэтессы. Звучит песня.)

Ведущая. Мы снова на склонах мифической горы Парнас. Перед нами музы театра - Талия и Мельпомена. Ведь в греческом театре музыка была обязательным элементом – актеры исполняли свои роли распевая их. Так появился новый жанр – опера.

Послушаем дуэт Лизы и Полины с оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского.

(Звучит фрагмент оперы «Пиковая дама П.И. Чайковского.)

Ведущий. Еще один театральный жанр невозможно себе представить без музыки. Это – балет.

                           (Выступление преподавателя хореографии.)


Преподаватель хореографии. Балет – синтез музыки и драматического действия. В «немом» жанре балета музыка полностью заменяет слово, она раскрывает характеры героев. Сейчас вы увидите танец «Элегия». Но сначала я расскажу вам, что такое «элегия», обратившись к литературе и музыке.


Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как видно – печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.


Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И, может быть – на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.


Эти чудесные строки Пушкин назвал элегией. Стихотворная элегия в 18 – 19 столетии была довольно - таки распространенным жанром. Название это происходит от греческого elegos – жалоба и вначале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба, например, на безответную любовь. Позднее это слово «элегия» приобрело более широкое значение – так стали называть поэтические, а потом и музыкальные произведения грустного, задумчивого характера.

Теперь вы можете понять настроение танца «Элегия».

(Танцевальный номер)​​​​​​​

Ведущая. У всех видов искусства присутствует одна объединяющая их цель – передать людям мысли автора, его отношение к окружающему миру, к жизни, к людям. И пусть последнее слово будет за музыкой.


(Звучит финальная песня.)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.