Воспитательное мероприятие патриотического направления в 10-11 классе по теме: «Флаг ДНР: символ чести, единства и веры»
Воспитательное мероприятие патриотического направления в 11 классе
Тема: «Флаг ДНР: символ чести, единства и веры»
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов
Продолжительность: 45 минут
Учитель: Профатилова Галина Николаевна, классный руководитель 11 класса, учитель химии и физики.
Тип урока: Урок открытия новых знаний (в контексте ценностного и исторического осмысления).
Цель: Формирование у учащихся ценностного отношения к государственному символу – Флагу ДНР, как к отражению исторического пути, национального единства и суверенитета республики.
Задачи:
Познавательные: рассказать о истории и значении флага ДНР.
Воспитательные: формировать уважение к символам государства, патриотизм.
Развивающие: развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, аналитического мышления.
Планируемые результаты:
Личностные:
Воспитание гражданской идентичности, патриотизма, уважения к истории и символам своего края.
Осознание личной сопричастности к судьбе Донецкой Народной Республики.
Развитие чувства гордости и ответственности.
Метапредметные:
Регулятивные: Умение определять цель, планировать свои действия для ее достижения (работа в группах, участие в викторине).
Познавательные: Развитие навыков анализа информации (исторической справки), установления причинно-следственных связей (почему флаг именно такой), структурирования знаний.
Коммуникативные: Умение слушать и слышать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении, грамотно и ясно выражать свои мысли.
Предметные (в рамках внеклассной деятельности):
Знание истории создания и значения символов Флага ДНР.
Понимание роли государственной символики в жизни общества.
Оборудование: Государственный Флаг ДНР, мультимедийная презентация с видеороликами о ДНР, кнопки для викторины, либо бланки для ответов
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2 минуты)
Учитель: Здравствуйте, дорогие старшеклассники! Я рада приветствовать вас на нашем открытом уроке. Сегодня мы поговорим о важном символе, который объединяет всех нас, жителей Донбасса. Одиннадцатиклассники, мои ребята, помогут мне в проведении этого занятия. Надеюсь, наш диалог будет интересным и искренним. Давайте начнем.
II. Мотивационно-целевой этап. Вступительная беседа. (5 минут)
Учитель: Посмотрите на экран. Что вы видите? (Учащиеся отвечают: флаги разных стран). Верно. А как вы думаете, для чего вообще стране нужны такие символы, как герб, гимн и флаг? Это просто отрез ткани или нечто большее?
(ожидаемые ответы): - Это символ независимости.
- Он представляет страну на международной арене.
- Он объединяет людей, вызывает чувство гордости.
- Это наша история и честь.
Учитель: Абсолютно верно. Флаг – это лицо страны, ее визитная карточка. Это знамя, под которым люди защищают свою землю, строят будущее, воспитывают детей. Сегодня мы подробно поговорим о Флаге нашей Донецкой Народной Республики. Тема нашего урока: «Флаг ДНР: символ чести, единства и веры». Наша цель – не просто узнать исторические факты, а понять, какой глубокий смысл и какие ценности заключены в этих трех цветах.
В нашем Отечестве всегда относились к государственным символам с глубоким почтением. Как писал военный историк Фёдор Орлов: «В русском народе с давних пор существует почитание знамён как святыни. При встрече со знаменем многие снимают шапки, осеняя себя крестным знамением. Что означает стоять или умереть за знамя, у нас все отлично знают».
Эта серьёзность отношения была закреплена на самом высоком уровне. «Устав воинский сухопутный» Петра I (1716 год) гласил, что те, кто не защитят своё знамя до конца, «имеют шельмованы быть... без процесса на первом дереве... повешены будут».
Суть этого отношения позже выразил военный теоретик генерал Михаил Драгомиров в 1868 году: «Кусок материи, сохранение которого стоило жизни сотням людей, такой кусок материи есть святыня – не условная военная святыня, но святыня в прямом и непосредственном значении этого слова».
Ярчайшие примеры самопожертвования ради знамени показала Великая Отечественная война, а Знамя Победы, водружённое в мае 1945 года над поверженным рейхстагом, стало священным символом для всей страны.
Начиная с 2014 года символика Знамени Победы наполнилась новым смыслом, связанным с верой в победу Донецкой и Луганской Народных Республик в их борьбе за независимость.
III. Основная часть.
1. Поэтическая минутка. (4 минуты)
Учитель: Прежде чем углубиться в историю нашего Флага, давайте послушаем, как видят нашу Республику поэты.
Ученик 1:
«Наш флаг»
Три цвета в небе над Донбассом,
В них – суть и стержень всей земли.
Черны, как уголь, под завалом,
И сини, как моря вдали.
И красная, как кровь, полоска,
Что на асфальт из ран текла...
Ты – наша честь, ты – наша сказка,
Великой Родины глава!
(Автор: неизвестен, народное творчество)
Ученик 2:
Мой флаг – моя страна!
Свободная держава!
Над куполом златым
Он в небе реет браво.
Цвет черный – уголь наш,
Донбасса честь и слава!
А синий – есть Азов –
Морского духа гавань!
Цвет красный – это кровь,
Пролитая за землю,
Родную нашу степь.
И голосу её
С открытым сердцем внемлю:
“Храни! Цени! Приумножай!
Люби! Гордись! Ведь это наш
Донецкий край! “
Над Донецкою землёю
В солнечных лучах-
Символ мира и свободы
Гордо реет флаг!
Он свидетель битв кровавых,
Ужасов войны…
Шли под ним на подвиг ратный
Родины сыны.
У шахтёров, хлеборобов
В праздник он в руках-
Символ доблести народа-
Наш любимый флаг!
И над нашей школой тоже
Флаги расцвели
Чтоб я рос достойным сыном
Для родной земли!
(автор неизвестен, взято со страницы Екатерины Дегтярёвой https://vk.com/wall-216310151_86?ysclid=mgnnnl2ej5899811625)
Учитель: Прекрасные стихи, авторы которых скрыты для нас, но чьи слова понятны и близки каждому жителю нашей Республики...
2. Исторический экскурс. (10 минут)
(На экране – слайды с хронологией, фотографиями)
Учитель: История любого флага – это отражение истории народа. Флаг ДНР имеет свою, недолгую, но очень насыщенную и героическую историю.
Ребята, а сейчас давайте мысленно перенесемся в ту весну – весну 2014 года. Представьте себе: на улицах – митинги, люди, в глазах которых смешались надежда, тревога и решимость. Только что был провозглашен референдум о самоопределении. Донбасс, как птица Феникс, начал восставать из пепла старой жизни. Но у любого государства, даже только что родившегося, должны быть свои символы. Свой голос – гимн, свой герб – печать, и свое знамя – флаг.
И в те первые, судьбоносные дни, людям нужно было что-то, под что можно было бы сплотиться, что было бы знаком «мы – вместе!». Взглянуть тогда на здания администраций – и что же вы бы увидели? Сине-черный стяг.
Почему именно он? Это был флаг Донецкой области. Знакомый, родной. Синий цвет – символ духа, водных богатств Азовского моря. Черный – несомненно, уголь, шахтерская слава и богатство нашего края. Это был флаг-мост, флаг, который связывал новую реальность с старой, привычной жизнью. Это был период поиска, период самоопределения. Народ, как человек в юности, искал себя, свою идентичность. И этот флаг был первым, робким шагом.
Но история шла вперед стремительно. Стало понятно, что путь, который выбрал Донбасс – это путь суверенной республики. И ему нужен был уже не региональный, а государственный символ, который бы отражал не просто наш труд, но и нашу жертву, нашу борьбу и нашу веру.
И вот, пришло время для нового знамени. Был утвержден тот самый флаг, который мы знаем сегодня. Взгляните на него.
Черно-сине-красный триколор.
Почему из двух цветов он стал трехцветным? Потому что в жизнь Донбасса, в его историю, ворвался новый, самый трагический и самый героический цвет – красный.
Черный остался – как память о нашей земле и шахтерском труде, как основа основ.
Синий остался – как несгибаемая воля к свободе и дух нашего народа.
Но добавился Красный. Цвет крови, пролитой лучшими сынами и дочерьми Донбасса за право говорить на родном языке, за право жить на своей земле, за право самому выбирать свою судьбу.
Это был уже не просто «флаг области». Это был Флаг Республики. Стяг, который прошел через КПП, который видел взрывы и слезы матерей, который поднимался над освобожденными городами. В этих трех полосах – вся наша новейшая история: наше прошлое (черный), наша стойкость (синий) и наша цена (красный).
Так, сменив два цвета на три, Донецкая Народная Республика обрела свой главный символ – символ, в котором навеки сплелись и труд, и воля, и кровь.
Значение цветов (ключевой момент):
Черный цвет – символ плодородной земли Донбасса и угля, главного богатства нашего края.
Синий цвет – символ духа народа, его воли к свободе, а также цвет водных просторов (Азовского моря).
Красный цвет – символ крови, пролитой за свободу и независимость Донецкой Земли, символ мужества и стойкости.
Сегодня этот флаг развивается над официальными учреждениями, его несут воины, его чтят как символ суверенитета.
3. Видеофрагмент и беседа. (5 минут)
Учитель: А теперь давайте посмотрим небольшой ролик, который поможет нам прочувствовать атмосферу нашей Республики.
(Включается видеоролик о Флаге ДНР: https://yandex.ru/video/preview/12421612175248753383 ).
Вопрос после просмотра: Какие эмоции у вас вызвал этот ролик? Что, на ваш взгляд, является главным богатством Донбасса? (Учащиеся отвечают: люди, их характер, стойкость, трудолюбие).
4. Викторина «Знаешь ли ты символы ДНР?» (10 минут)
Формат: Класс делится на 2 команды. Учитель или ученик 11 класса задает вопросы. За правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для викторины:
Блок А: Базовые вопросы
1. В каком году была провозглашена Донецкая Народная Республика? (2014)
2. Перечислите цвета Государственного Флага ДНР по порядку сверху вниз. (Черный, синий, красный).
3. Что символизирует черный цвет на флаге ДНР? (Землю Донбасса и уголь).
4. Какой цвет символизирует кровь, пролитую за свободу? (Красный).
5. Какой цвет олицетворяет дух свободы и волю народа? (Синий).
6. (Вопрос с подвохом) Верно ли, что на гербе ДНР изображен только двуглавый орел? (Нет, еще на гербе изображен Архистратиг Михаил).
7. Назовите столицу ДНР. (Донецк).
8. Какое море омывает берега ДНР? (Азовское).
9. Верно или неверно: Флаг ДНР является символом государственного суверенитета. (Верно).
10. Какой цвет на флаге ДНР расположен посередине? (Синий).
11. Назовите хотя бы одну реку, протекающую по территории ДНР. (Кальмиус, Северский Донец, Миус).
12. Какой святой считается неофициальным покровителем шахтеров? (Святого великомученик Георгий Победоносец).
Блок Б: Вопросы повышенной сложности (на логику и эрудицию)
13. Вопрос от учителя физики и химии: «Уголь, чей символ – черный цвет на нашем флаге, состоит в основном из химического элемента...? (Углерода). А какая самая известная аллотропная форма углерода известна своей прочностью? (Алмаз). Смотрите, какая отличная метафора: наш шахтерский край, твердый, как алмаз, выдержал все испытания!
14. Вопрос-рассуждение: Почему для любого государства, в том числе и для нашего, важно уважительное отношение к его флагу? (Ответ: потому что флаг – это символ страны, ее истории и народа; неуважение к флагу равносильно неуважению ко всем гражданам).
15. Вопрос на знание истории символов: Какой исторический флаг является прообразом флага ДНР? (Флаг Донецко-Криворожской Советской Республики 1918 года).
16. Вопрос о взаимосвязи: Как вы думаете, почему на гербе ДНР изображен именно Архистратиг Михаил, и как это может быть связано с идеей защиты, которую несет и наш флаг? (Архистратиг Михаил – предводитель небесного воинства, защитник и воин света. Это перекликается с идеей защиты родной земли, символом которой и является флаг).
Учитель: Пока жюри считает баллы и определяет победителя предлагаю поиграть в «вопрос-ответ» со зрителями:
1. «Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
И все люди в нашей стране равноправны:
женщины и мужчины, молодёжь и старики,
люди любой национальности и вероисповедания.»
Где записано об этом? (Конституция ДНР)
2. Какой язык считается государственным по Конституции Донецкой Народной Республики? (Ст.10 Конституции ДНР: Государственными языками являются русский и украинский языки)
3. Какая самая почетная профессия в нашей республике? (Шахтер)
4. Когда был создан первый флаг ДНР? (весной 2014)
5. Где можно увидеть флаг? (на школах, детских садах, жилых домах)
6. Какие цветы являются символом Донецка? (Розы)
7. Какая река протекает через Донецк? (Кальмиус)
8. Первый глава ДНР? (Захарченко Александр Владимирович)
(Жюри подводит итоги викторины, объявляет команду-победителя. Важно: Создать атмосферу здорового соперничества и поддержки.)
IV. Рефлексия. Итоговая притча. (5 минут)
Учитель: Молодцы! Вы показали хорошие знания. А теперь я хочу рассказать вам одну короткую притчу, возможно вы знаете похожую…
Притча "Три нити":
«Жил-был старый мастер. Позвал он как-то троих своих учеников и дал каждому по нити: одному – черной, другому – синей, третьему – красной. "Порвите", – сказал он. Ученики легко разорвали свои нити. Тогда мастер сплел из трех нитей крепкий шнур и снова протянул его ученикам. "А теперь порвите". Как ни старались ученики, ничего у них не вышло. Тогда мастер сказал: "Вот так и люди. Поодиночке они слабы и уязвимы. Но когда они едины общей историей, верой и целью, когда их связывает крепкая воля, как этот шнур, их невозможно победить"».
Учитель: Как вы думаете, как эта притча связана с темой нашего урока?
(Учащиеся приходят к выводу, что три цвета флага – это и есть те три нити, которые, сплетаясь, создают несокрушимую силу народа Донбасса).
Хотелось бы прочесть вам еще одно стихотворение нашей Донецкой поэтессы Алены Костиной, о ценности нашего Флага:
Мне хотелось бы выйти на публику
И при всех полотно развернуть -
Флаг Донецкой Народной Республики,
И народу в глаза заглянуть...
За него в нас стреляли снарядами,
Город мой разрушали и жгли.
Уцелев, он остался нас радовать,
А герои в могилы легли.
Как Донецку к лицу антрацитовый!
Если в красках картину писать,
То земля наша щедро пропитана
Кровью тех, кто ушёл в небеса!
Сшиты крепкими нитями полосы
И двуглавым орлом скреплены...
Я добавлю, сорвавшимся голосом:
- Этот флаг не имеет цены!
V. Заключительное слово. (3 минуты)
Учитель: Итак, сегодня мы с вами убедились, что Флаг ДНР – это не просто полотнище. Это воплощение нашей земли, нашего труда, нашей памяти о павших героях и нашей веры в будущее. Это символ, который обязывает каждого из нас быть достойным гражданином своей Республики. Помните: вы – будущее Донбасса. И от ваших знаний, трудолюбия и любви к своей земле зависит, как высоко и гордо будет развиваться наш флаг в грядущие годы. Спасибо всем за внимание и активную работу!
VI. Минута молчания. (1 минута)
Учитель: В заключение, я предлагаю почтить минутой молчания память всех тех, кто отдал свои жизни за то, чтобы над нашей землей мирно развивался черно-сине-красный флаг.
(Включается тихая, траурная музыка или метроном. Все встают)