12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена235
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
2

Красавица Европейской части России




Здесь будет файл: /data/edu/files/l1456047797.ppt (Красавица Европейской части России!)



Красавица Европейской части России!

Цели урока :

Личностные:

1.Воспитание любви и уважения к Отечеству;

2.Формирование коммуникативной компетентности;

3.Формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

1.Формирование и развитие ИКТ-компетенции;

2.Формирование умения работать индивидуально и в группе;

3.Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Предметные:

1. Формирование у обучающихся знания об особенностях географического положения реки Дон и знаменитых донских казаках, определения гидрологического режима реки Дон.

2. Развитие у обучающихся интереса к истории родного края.

3. Воспитание чувства любви и уважения к своей малой Родине и её природным объектам.

Задачи урока:

Воспитать любовь и уважение к Отечеству;

Формировать коммуникативную компетентность;

Формировать основу экологической культуры.

Формировать и развить ИКТ-компетенции;

Формировать умение работать индивидуально и в группе;

Формировать умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Формировать представления о необходимости географических знаний для решения современных практических задач своей страны,

Формировать умения и навыки использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;

Формировать значимость охраны окружающей среды;

Овладение основами картографической грамотности.

Оборудование :

Средства ТСО

Атласы

Климатическая карта России.

Поисковая работа :

Посещение библиотеки

Выставка книг

Посещение музея школы – интернат № 8

Интернет – ресурсы

Красавица Европейской части России!

Добрый день, ребята, уважаемые коллеги и гости

нашего урока. Сегодня наш урок необычный, урок- презентация. Как всегда я прошу вас быть предельно внимательными, активными и старательными учениками.

Красивых много мест я знаю,

Но сердце тянется сюда,

Сюда, где нива золотая,

Где куст ракиты у пруда,

Вокруг стоят хлеба густые

И шум доносится с полей,

Наш Дон – ты капелька России!

Частица Родины моей!

Вопрос: « Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?»

( Ответ : Правильно, о красивейшей реке России – реке Дон. )

И тема нашего урока сегодня называется:

Слайд 1. Красавица Европейской части России!!

Урок у нас сегодня, действительно, необычный и интересный. Давайте познакомимся с планом изучения данной темы.

Слайд 2. План изучения темы.( написать на доске )

Географическое положение 

Происхождение названия реки

Гидрологические параметры 

Режим питания реки Дон 

Рыбные ресурсы 

Донские станицы 

Знаменитые донские казаки 

Прославление Дона в песнях, стихах

Кроссворд 

Фотогалерея

Вопрос: Давайте вспомним, а с чего же начинается знакомство с любым геогфическим объектом?

( Ответ: Правильно с определения его географического положения )

Слайд 3. Фрагмент физической карты России.

Вопрос: « Что же мы должны определить у любой реки, когда рассматриваем ее географическое положение » ( Ответ: исток, характер рельефа, по которому протекает река, устье)

Молодцы, вы правильно перечислили все географические понятия, относящиеся к рекам.

Теперь, нам нужно раскрыть сущность этих понятий.

Что же такое: исток, устье, характер рельефа, по которому протекает река

( после учащиеся дают определения )

Хорошо, теперь мы с вами раскрыли и дали определение перечисленным понятиям.

Перед вами лежат атласы, откройте их на стр. 16.

Теперь возьмите карточки, подпишите свое имя и фамилию, и ответьте на вопросы, которые у вас есть в этих карточках и на экране.

Карточка с заданиями. ( Смотрите Приложение № 1 )

Попробуйте определить географическое положение реки Дон, заполнив пробелы в карточке, используя данные, которые вы можете взять из ваших атласов. ( На эту работу отводится 5 минут.) После окончания работы осуществляется взаимопроверка.

Слайд4: ( правильные ответы )

Критерии оценки.

После карточки возвращаются обратно ученикам.

Подведем итог: итак, кто у нас получил 5, 4, 3 ( поднимем руки ).

Молодцы, у нас много хороших оценок, а те кто не смог справится ,в другой раз все исправит и покажет лучший результат.

Происхождение названия реки Дон.

Ребята, а вы знаете откуда произошло название реки Дон, из какого языка оно к нам пришло и что означает. ( жду 1 минуту после перехожу к объяснению ).

Раз никто из вас не знает, то давайте посмотрим историю названия реки Дон.

Слайд5 Дон –Слово «Дон»  является множественным числом слова «дно». В древне-русском языке «дно» имело значение «русло реки» или «река». «Дон» означает реку с многими руслами или часто меняющую русло (много дон) ( зачитывает ученик ).

Гидрологические параметры.

Для того, чтобы лучше узнать реку, нужно познакомится с ее гидрологическими параметрами. Как вы думаете, а что включает в себя понятие гидрологическими параметрами.

Ученики отвечают: длина, ширина, течение, глубина.

Молодцы вы правильно перечислили основные гидрологические параметры реки. Но мне ребята, нужна ваша помощь.

Слайд 6

Я прочитала гидрологические параметры реки Дон, но мне кажется, в этом тексте допущены ошибки. Давайте проверим вместе.

( анализируем текст на слайде ).

Спасибо, ребята за вашу помощь, теперь мы знаем истинные гидрологические параметры Дона.

Режим питания реки.

Ученик задает вопрос:

Вопрос: Интересно, а как питается река.

Учитель отвечает:

Мы говорим, что Дон – это великая река, а для того, чтобы его жизнь не остановилась, Дону как и живым организмам нужно питаться, а значит пополнять свои воды.

Я хочу задать вам встречный вопрос. Вопрос: Откуда может поступать влага в Дон?

Ответ: дождь, снег, грунтовые воды.

Слайд 7

Правильно, молодцы, вы перечислили основные источники питания. Вопрос: А в каком климатическом поясе протекает Дон.

Итак, мы выяснили, что река Дон протекает в умеренном климате, а этот тип климата говорит нам о том, что все перечисленные источники питания, относятся к смешанному типу.

Рыбные ресурсы.

Молодцы ребята, вы хорошо и правильно определили режим питания реки Дон, поработали с его гидрологическими параметрами, но эта река обладает не только большими величинами длины, ширины, но это еще и огромные рыбные ресурсы. Давайте посмотрим, а какие же виды рыб нашли свое место обитания в Дону.

Слайд 8ачитывают виды рыб учащиеся.

Молодцы, теперь мы знаем и о богатстве рыбных ресурсов реки Дон.

Донские станицы

Дон, действительно красивейшая река России, но красота ее заключается не только в прозрачности воды или количестве рыбы. На донских просторах раскинулись казачьи станицы, удивительные и прекрасные, интересные и неповторимые в своей истории образования, эти уникальные места – казачьи станицы.

Вопрос: А какие донские станицы вы знаете

Ответ:

Раздорская

Старочеркасская

Котельниково

Усть – Медведицкая

Вешенская

Умницы, вы перечислили, действительно знаменитые донские казачьи станицы, и о всех рассказать нам не хватит времени, давайте познакомимся с двумя из них.

Слайд 9

Раздорская

Старочеркасская

( уч – ся показал расположение на карте + мини сообщения. Смотрите приложение № 2)

Действительно, после ваших сообщений хочется посетить эти станицы и увидеть рассказанное вами собственными глазами. Спасибо, вам за подготовку и сделанные сообщения о станицах.

Донские казаки

А сейчас давайте поговорим о людях, рожденных на донской земле, знаменитых донских казаках, силу, мужество, и отвагу которых знает каждый. Уважение к донским казакам живет в веках, а слава о доблести и чести передается из поколения в поколение. Сейчас перед вами появятся портреты знаменитых донских казаков, ваша задача угадать, кто изображен на этих портретах.

Слайд 10-13

Ф. Краснощеков

А. Зеленухин

М. Платов

Е. Пугачев ( мини- сообщения о донских казаках делают учащиеся )

Молодцы, вы правильно угадали имена и фамилии донских казаков, узнали некоторые сведения из биографии этих людей. Но может быть кто – то из ваших близких, родственников тоже имеет отношение к донскому казачеству. Расскажите.

Прославление Дона в песнях, стихах.

Вот видите какие люди живут на Дону, конечно они прославили свои места, откуда и сами родом. Но Дон прославлен и в песнях, и в стихах, и в фольклоре. Кто, хоть раз видел Дон, прикоснулся к его красоте и величию, забыть его уже не сможет никогда. Давайте выясним, а какие произведения, песни, стихи вы знаете о Доне ,начну я :

Слайд 14 зачитываю стихи.

Как ты Батюшка

Славный, Тихий Дон ,

Ты кормилец наш ,Дон Иванович ,

Про тебя бежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая !

Дальше ученики называют:

Песни

Произведения

Пословицы

Молодцы. Вы, ребята, хорошо знаете произведения прославляющие Дон. Много вы назвали пословиц, песен, произведений о Доне. Но, чтобы узнать еще больше, я думаю, вам нужно посетить библиотеку, и посмотреть, узнать, прочитать произведения о реке Дон, или о людях, рожденных на донской земле.

А сейчас я хочу посмотреть, насколько вы были внимательными на уроке и какие знания теперь имеете, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Слайд 15 Кроссворд

Зачитываю индивидуально вопрос, потом дают ответ, который появляется сразу на экране.

Действительно, вы были предельно внимательны на уроке, и сейчас показали насколько хорошо усвоили урок. Но я хочу, чтобы сейчас вы посмотрели еще раз какая красивая и великая река Дон. Проникнитесь чувством гордости, что донская земля – часть наследия русского народа. Постарайтесь сделать так, чтобы картины увиденные вами сейчас, смогли бы потом увидеть и ваши дети и даже внуки.

Слайд 16 Фотогалерея + песня “ Золотая Русь “

Итог урока.

Выставление оценок + комментарии к ним.

Работа с дневниками учащихся.

Отметить активность и творческий подход отдельных учащихся

Моменты рефлексии.

Река Дон.

Что знали до урока  Что нового узнали  Что хотели бы узнать ещё

( Книжная выставка с дополнительной литературой по изученной теме. )

Домашнее задание :

Подготовить сообщения.

группа. Знаменитые донские казачки.

группа. Волгоградские донские станицы.

 



Здесь будет файл: /data/edu/files/k1453719619.doc (Приложение №1)


Здесь будет файл: /data/edu/files/o1453719645.doc (Приложение №2)


Опубликовано


Комментарии (5)

Андрей Анатольевич, 07.02.16 в 09:00 1Ответить Пожаловаться
Прекрасная работа. А название очень подходит и самому автору.
Хлюпина Татьяна Леонидовна, 07.02.16 в 13:30 0Ответить Пожаловаться
Автору следует обратить внимание на понятия цели урока, метапредметные результаты, компетентности и четко выстроить их взаимосвязь. Интересна форма привлечения краеведческого материала
Ирина Михайловна, 13.02.16 в 19:30 0Ответить Пожаловаться
Неудобно писать, но нужно исправить ошибки в написании названий географических объектов в презентации.( не хочу никого обидеть, может быть презентацию набирали торопились...)
Елена, 21.02.16 в 13:22 0Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, я действительно торопилась, спасибо за ваш комментарий, ошибки в написании названий географических объектов в презентации исправлены.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.