Внеклассное мероприятие на тему «Направления волонтерской деятельности» (6–11 класс)

1
0
Материал опубликован 18 December 2018

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

 

Методическая  разработка

занятия для детей

Направления волонтерской деятельности

для детей 11 – 17 лет

                                                                              

Подготовил:

Петрова Елена Ильинична,

педагог дополнительного образования

МБОУДО «ЦРТДиЮ  «Созвездие» г. Калуги

 

 

Калуга

2018

 

Аннотация

 

Данная работа представляет опыт педагога дополнительного образования в проведении интерактивных занятий с детьми среднего и старшего возрастов на социальную тематику, мобилизующих молодежь на приложение собственных сил для решения общественных проблем.

Методическая разработка предназначена для педагогов-организаторов, старших вожатых, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, разделяющих идеи добровольчества, желающих приобщить к волонтерству детей и подростков. Представленный опыт может быть полезен педагогам, которые заинтересованы в социализации воспитанников.

Пояснительная записка

Добровольческая деятельность детей и молодежи поддерживается на государственном  уровне:  2018 год объявлен как Год Добровольца и волонтера, принят федеральный проект «Социальная активность», в результате  реализации которого предусмотрено создание добровольческих организаций (сообществ) в 60% образовательных организаций.  Важно подготовить детей и подростков к совместной работе в процессе общественно-полезных дел, мотивировать их на добровольное проявление социальной активности. В этом заключается актуальность представленного занятия.

Данное занятие можно использовать как в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по основам волонтерской деятельности, так и как отдельное мероприятие, нацеливающее подростков на самостоятельную волонтерскую деятельность.

Новизна: Продемонстрирован новый опыт в области интерактивных занятий в форме деловой игры с приемом визуализации.

 

Цель: Мотивировать детей и подростков к самостоятельной добровольческой деятельности.

Задачи:

1.                  актуализировать знания аудитории о волонтерстве, его современном развитии;

2.                  обучить приему визуализации;

3.                  продемонстрировать метод принудительного придумывания новых идей;

4.                  показать эффективность групповой работы, формировать коммуникативные компетенции;

5.                  формировать готовность к работе на благо общества;

6.                  заложить основу для воспитания социальных качеств личности (милосердие, доброту, сострадание, товарищество);

7.                  развивать эмпатию, стремление помогать нуждающимся в заботе;

8.                  развивать творческие способности.

Категория участников: учащиеся 11-17 лет.

Условия проведения: помещение для проведения занятия должно быть светлым, просторным, легко проветриваемым, для работы необходимы столы на каждую группу, стулья по количеству человек, магнитная доска или мольберт.

Ход занятия:

1.                  Эвристическая беседа «Волонтерство в России»;

2.                  Тренинг «Качества волонтера»;

3.                  Тренинг «Все мы большая семья»;

4.                  Деловая игра «Мы можем».

 

Методические советы на подготовительный период

Если позволяет время, можно эвристическую беседу начать с презентации о волонтерстве в России, воспользовавшись материалами сайта добровольцыроссии.рф.

Прием визуализации в работе требует подготовки материала для составления картины, в данном случае необходимо распечатать (или подобрать из старых журналов) заранее картинки с иллюстрациями членов семьи: папы, мамы, братьев и сестер разных возрастов, дедушек и бабушек; людей с ОВЗ, животных, виды природы и т.п.

Следует принимать во внимание наличие или отсутствие у участников опыта работы в группе. Возможно, педагог столкнется с проблемой, что участники будут проявлять низкую активность или переходить на личности. Возможно, необходимо предусмотреть вариант индивидуальных заданий с последующим  переходом к групповой работе. Для этого необходимо напечатать заполняемые в ходе деловой игры таблицы для каждого участника.

Методические рекомендации на период проведения занятия

Работать лучше группами по 6-8 человек, так включается эффект соревнования и получается полный охват детей.

Необходимо быть готовым к низкой активности или проявления нежелания принимать участие в тренинге (упражнении). Высокая вероятность занятия участниками пассивной, выжидательной позиции. Важно подготовить раздаточный материал, например, распечатать различные качества личности (и положительные, и отрицательные) и предложить выбрать необходимые качества. Особенно это важно сделать для ребят 11-12 лет, которые еще не всегда могут сформулировать свои мысли.

Нужно продумать регламент занятия, четко следить за временными рамками выполнения упражнений и заданий.

 

Волонтерство (истоки и современность)

Волонтер (от французского volontaire) – это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.

Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX века в Европе. В этот период большое число молодых людей вызвалось восстанавливать Европу, разрушенную во время Первой Мировой войны.

В 1920 году, во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные фермы. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием – этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день.

Скажите, что первое приходит в голову, когда говорят о волонтерстве: (варианты ответов детей)

Как вариант: это помощь приютам, помощь домам малютки и домам престарелых, сбор средств, не стоит также и обходить стороной и организацию различных акций и даже фестивалей. Вспомните Олимпиаду в Сочи или чемпионат мира по футболу, тысячи волонтеров съезжалось со всей страны, дабы помочь организовать эти игры.

2018 год объявлен президентом России как Год волонтера (добровольца) в России.

Направления волонтерства:

1.                  Мероприятия по сбору благотворительных средств

2.                  Творческие мероприятия

3.                  Оказание помощи (социальной)

4.                  Событийное волонтерство

5.                  Различные общественно значимые акции

Теперь давайте найдем ответ на вопрос, а зачем люди занимаются волонтерством?

Какие варианты вы можете предложить?

Зачем люди занимаются волонтерством:

1.                  Неформальные мероприятия (общение)

2.                  Обучающая программа

3.                  Положительный имидж

4.                  Корпоративы (совместное проведение досуга)

5.                  Поощрение (не обязательно материальное).

Мы дали ответ на вопрос: Почему люди занимаются волонтерством. Теперь ответим на самый главный вопрос: А какой должен быть волонтер? Какими качествами он должен обладать?

Давайте попробуем определить качества, которые необходимы

Упражнение «Качества личности волонтера» (10 минут)

Цель: Формирование образа волонтера, анализ качеств личности, необходимых для добровольческой деятельности.

                   Как вы думаете, какое качество добровольца отмечают большинство участников опроса «Отличительные качества личности волонтера»? По опросу, проведенному ВШЭ, это АКТИВНОСТЬ. Действительно, если Вы не предпринимаете каких-то действий, остаетесь равнодушным, то вряд ли  Вы станете добровольцем. А какие еще отличительные особенности волонтера Вы могли бы выделить?

Задание: Заполнить таблицу, где напротив каждой буквы слова АКТИВНОСТЬ пишется качество личности, присущее добровольцу. Качества обсуждаются, затем выдается результат группы.

Упражнение заканчивается презентацией образа волонтера, с присущими ему качествами.

Рефлексия (дети отвечают на вопросы):

- Вы хотели бы быть волонтерами?

- Обладаете ли Вы данными качествами? 

- Нужно ли Вам поработать над собой, чтобы стать волонтером?

Упражнение «Все мы большая семья» (15 минут)

Цель: определение объектов заботы, формирование эмпатии к окружающему миру, людям, животным, общественным проблемам.

Задание: Визуализировать «свою большую семью»: все, о ком бы хотелось заботиться, с кем вместе жить на большой планете Земля.

        Представьте, что вы – одна семья, кого или что из представленных объектов, вы возьмете в свою семью? Можете придумать ей фамилию, нарисовать дом и т.д.

Упражнение заканчивается презентацией семьи, рассказом о том, почему команда выбрала именно такой состав. Если позволяет время, можно сделать творческую защиту, разыграть небольшую театрализацию.

Деловая игра «Мы можем»

Цель: определение направлений работы волонтеров, разработка конкретных идей.

Для определения идеи общественно значимого дела можно предложить учащимся воспользоваться методикой принудительного придумывания новых идей. В основе методики лежит заполнение таблицы и соединение параметров трех колонок в вольном порядке. В процессе выдвижение идей необходимо отказаться от их обсуждения, нужно записать как можно больше вариантов, как можно помочь нуждающимся в заботе, используя имеющиеся знания, умения и навыки. Например, заполненная таблица может выглядеть так.

Кому хотим помочь

Что умеем делать хорошо

Идеальные представления о желаемых действиях

Ветеранам войны и труда

Рисовать

Повысить настроение

Дошкольникам

Петь

Подарить много подарков

Окружающей природе

Готовить еду

Изменить отношение людей к проблеме

Больным детям

Общаться

Устроить поездку в интересное место

Библиотеке

Танцевать

Сделать игровой городок

Многодетным семьям

Снимать и монтировать видео

Организовать большой праздник

Воспитанникам детских домов

Следить за малышами и играть с ними

Подарить новые книги

Предложенные идеи могут выглядеть следующим образом:

-                    устроить новогодний праздник для малышей (1-3 лет), которые не посещают дошкольные учреждения;

-                    сделать подарки для больных детей, чтобы улучшить им настроение;

-                    нарисовать яркие плакаты и листовки, призывающие подкормить птиц зимой;

-                    создать вирусный ролик о необходимости подкормить птиц зимой (поздравить и помочь ветеранам войны);

-                    организовать совместный День кулинара с воспитанниками детского дома и мн. др.

Затем, например, методом голосования выбирается основная идея.

Дополнительно можно устроить подробный разбор каждого предложения: среди участников инициативной группы создать микрогруппы различных аспектов критического мышления – группы «Реалистов» (оценивают идею с точки зрения ее реального воплощения), «Оптимистов» (группа, которая оценивает только достоинства идеи) и «Пессимистов» (группа, оценивающая возможные риски и сложности воплощения идеи).

Как итог – каждая группа выбирает для дальнейшей реализации идею социальной акции или проекта.

Методические рекомендации на период завершения

Высока вероятность, что после данного мероприятия у участников возникнет желание воплотить в реальность задуманные добровольческие дела. Этот позыв к общественной деятельности необходимо не упустить, договориться о конкретных сроках реализации идей. Конечно, чтобы качественно воплотить социальную акцию или общественно значимое дело, ребятам понадобятся дополнительные знания, такие как: работа в команде, моделирование и реализация соцпроекта и т.п. Поэтому необходимо запланировать дальнейшее совместное обучение.

 

Информация для изучения:

1.                  Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. - М., 2001.

2.                  Википедия – свободная энциклопедия [электронный ресурс] – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%91%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

3.                  Сайт Добровольцы России [электронный ресурс] – режим доступа: https://добровольцыроссии.рф

4.                  Сайт «Волонтеры - детям» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.kaluga-detyam.ru/

5.                  Ломако Е. Организация учебного процесса в работе с волонтерами.  - Минск: ИСОР, 2004.

Комментарии
Комментариев пока нет.