Внеклассное мероприятие на тему «Направления волонтерской деятельности» (6–11 класс)
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
занятия для детей
Направления волонтерской деятельности
для детей 11 – 17 лет
Подготовил:
Петрова Елена Ильинична,
педагог дополнительного образования
МБОУДО «ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Калуга
2018
Аннотация
Данная работа представляет опыт педагога дополнительного образования в проведении интерактивных занятий с детьми среднего и старшего возрастов на социальную тематику, мобилизующих молодежь на приложение собственных сил для решения общественных проблем.
Методическая разработка предназначена для педагогов-организаторов, старших вожатых, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, разделяющих идеи добровольчества, желающих приобщить к волонтерству детей и подростков. Представленный опыт может быть полезен педагогам, которые заинтересованы в социализации воспитанников.
Пояснительная записка
Добровольческая деятельность детей и молодежи поддерживается на государственном уровне: 2018 год объявлен как Год Добровольца и волонтера, принят федеральный проект «Социальная активность», в результате реализации которого предусмотрено создание добровольческих организаций (сообществ) в 60% образовательных организаций. Важно подготовить детей и подростков к совместной работе в процессе общественно-полезных дел, мотивировать их на добровольное проявление социальной активности. В этом заключается актуальность представленного занятия.
Данное занятие можно использовать как в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по основам волонтерской деятельности, так и как отдельное мероприятие, нацеливающее подростков на самостоятельную волонтерскую деятельность.
Новизна: Продемонстрирован новый опыт в области интерактивных занятий в форме деловой игры с приемом визуализации.
Цель: Мотивировать детей и подростков к самостоятельной добровольческой деятельности.
Задачи:
1. актуализировать знания аудитории о волонтерстве, его современном развитии;
2. обучить приему визуализации;
3. продемонстрировать метод принудительного придумывания новых идей;
4. показать эффективность групповой работы, формировать коммуникативные компетенции;
5. формировать готовность к работе на благо общества;
6. заложить основу для воспитания социальных качеств личности (милосердие, доброту, сострадание, товарищество);
7. развивать эмпатию, стремление помогать нуждающимся в заботе;
8. развивать творческие способности.
Категория участников: учащиеся 11-17 лет.
Условия проведения: помещение для проведения занятия должно быть светлым, просторным, легко проветриваемым, для работы необходимы столы на каждую группу, стулья по количеству человек, магнитная доска или мольберт.
Ход занятия:
1. Эвристическая беседа «Волонтерство в России»;
2. Тренинг «Качества волонтера»;
3. Тренинг «Все мы большая семья»;
4. Деловая игра «Мы можем».
Методические советы на подготовительный период
Если позволяет время, можно эвристическую беседу начать с презентации о волонтерстве в России, воспользовавшись материалами сайта добровольцыроссии.рф.
Прием визуализации в работе требует подготовки материала для составления картины, в данном случае необходимо распечатать (или подобрать из старых журналов) заранее картинки с иллюстрациями членов семьи: папы, мамы, братьев и сестер разных возрастов, дедушек и бабушек; людей с ОВЗ, животных, виды природы и т.п.
Следует принимать во внимание наличие или отсутствие у участников опыта работы в группе. Возможно, педагог столкнется с проблемой, что участники будут проявлять низкую активность или переходить на личности. Возможно, необходимо предусмотреть вариант индивидуальных заданий с последующим переходом к групповой работе. Для этого необходимо напечатать заполняемые в ходе деловой игры таблицы для каждого участника.
Методические рекомендации на период проведения занятия
Работать лучше группами по 6-8 человек, так включается эффект соревнования и получается полный охват детей.
Необходимо быть готовым к низкой активности или проявления нежелания принимать участие в тренинге (упражнении). Высокая вероятность занятия участниками пассивной, выжидательной позиции. Важно подготовить раздаточный материал, например, распечатать различные качества личности (и положительные, и отрицательные) и предложить выбрать необходимые качества. Особенно это важно сделать для ребят 11-12 лет, которые еще не всегда могут сформулировать свои мысли.
Нужно продумать регламент занятия, четко следить за временными рамками выполнения упражнений и заданий.
Волонтерство (истоки и современность)
Волонтер (от французского volontaire) – это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.
Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX века в Европе. В этот период большое число молодых людей вызвалось восстанавливать Европу, разрушенную во время Первой Мировой войны.
В 1920 году, во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные фермы. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием – этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день.
Скажите, что первое приходит в голову, когда говорят о волонтерстве: (варианты ответов детей)
Как вариант: это помощь приютам, помощь домам малютки и домам престарелых, сбор средств, не стоит также и обходить стороной и организацию различных акций и даже фестивалей. Вспомните Олимпиаду в Сочи или чемпионат мира по футболу, тысячи волонтеров съезжалось со всей страны, дабы помочь организовать эти игры.
2018 год объявлен президентом России как Год волонтера (добровольца) в России.
Направления волонтерства:
1. Мероприятия по сбору благотворительных средств
2. Творческие мероприятия
3. Оказание помощи (социальной)
4. Событийное волонтерство
5. Различные общественно значимые акции
Теперь давайте найдем ответ на вопрос, а зачем люди занимаются волонтерством?
Какие варианты вы можете предложить?
Зачем люди занимаются волонтерством:
1. Неформальные мероприятия (общение)
2. Обучающая программа
3. Положительный имидж
4. Корпоративы (совместное проведение досуга)
5. Поощрение (не обязательно материальное).
Мы дали ответ на вопрос: Почему люди занимаются волонтерством. Теперь ответим на самый главный вопрос: А какой должен быть волонтер? Какими качествами он должен обладать?
Давайте попробуем определить качества, которые необходимы
Упражнение «Качества личности волонтера» (10 минут)
Цель: Формирование образа волонтера, анализ качеств личности, необходимых для добровольческой деятельности.
− Как вы думаете, какое качество добровольца отмечают большинство участников опроса «Отличительные качества личности волонтера»? По опросу, проведенному ВШЭ, это АКТИВНОСТЬ. Действительно, если Вы не предпринимаете каких-то действий, остаетесь равнодушным, то вряд ли Вы станете добровольцем. А какие еще отличительные особенности волонтера Вы могли бы выделить?
Задание: Заполнить таблицу, где напротив каждой буквы слова АКТИВНОСТЬ пишется качество личности, присущее добровольцу. Качества обсуждаются, затем выдается результат группы.
Упражнение заканчивается презентацией образа волонтера, с присущими ему качествами.
Рефлексия (дети отвечают на вопросы):
- Вы хотели бы быть волонтерами?
- Обладаете ли Вы данными качествами?
- Нужно ли Вам поработать над собой, чтобы стать волонтером?
Упражнение «Все мы большая семья» (15 минут)
Цель: определение объектов заботы, формирование эмпатии к окружающему миру, людям, животным, общественным проблемам.
Задание: Визуализировать «свою большую семью»: все, о ком бы хотелось заботиться, с кем вместе жить на большой планете Земля.
− Представьте, что вы – одна семья, кого или что из представленных объектов, вы возьмете в свою семью? Можете придумать ей фамилию, нарисовать дом и т.д.
Упражнение заканчивается презентацией семьи, рассказом о том, почему команда выбрала именно такой состав. Если позволяет время, можно сделать творческую защиту, разыграть небольшую театрализацию.
Деловая игра «Мы можем»
Цель: определение направлений работы волонтеров, разработка конкретных идей.
Для определения идеи общественно значимого дела можно предложить учащимся воспользоваться методикой принудительного придумывания новых идей. В основе методики лежит заполнение таблицы и соединение параметров трех колонок в вольном порядке. В процессе выдвижение идей необходимо отказаться от их обсуждения, нужно записать как можно больше вариантов, как можно помочь нуждающимся в заботе, используя имеющиеся знания, умения и навыки. Например, заполненная таблица может выглядеть так.
Кому хотим помочь |
Что умеем делать хорошо |
Идеальные представления о желаемых действиях |
Ветеранам войны и труда |
Рисовать |
Повысить настроение |
Дошкольникам |
Петь |
Подарить много подарков |
Окружающей природе |
Готовить еду |
Изменить отношение людей к проблеме |
Больным детям |
Общаться |
Устроить поездку в интересное место |
Библиотеке |
Танцевать |
Сделать игровой городок |
Многодетным семьям |
Снимать и монтировать видео |
Организовать большой праздник |
Воспитанникам детских домов |
Следить за малышами и играть с ними |
Подарить новые книги |
Предложенные идеи могут выглядеть следующим образом:
- устроить новогодний праздник для малышей (1-3 лет), которые не посещают дошкольные учреждения;
- сделать подарки для больных детей, чтобы улучшить им настроение;
- нарисовать яркие плакаты и листовки, призывающие подкормить птиц зимой;
- создать вирусный ролик о необходимости подкормить птиц зимой (поздравить и помочь ветеранам войны);
- организовать совместный День кулинара с воспитанниками детского дома и мн. др.
Затем, например, методом голосования выбирается основная идея.
Дополнительно можно устроить подробный разбор каждого предложения: среди участников инициативной группы создать микрогруппы различных аспектов критического мышления – группы «Реалистов» (оценивают идею с точки зрения ее реального воплощения), «Оптимистов» (группа, которая оценивает только достоинства идеи) и «Пессимистов» (группа, оценивающая возможные риски и сложности воплощения идеи).
Как итог – каждая группа выбирает для дальнейшей реализации идею социальной акции или проекта.
Методические рекомендации на период завершения
Высока вероятность, что после данного мероприятия у участников возникнет желание воплотить в реальность задуманные добровольческие дела. Этот позыв к общественной деятельности необходимо не упустить, договориться о конкретных сроках реализации идей. Конечно, чтобы качественно воплотить социальную акцию или общественно значимое дело, ребятам понадобятся дополнительные знания, такие как: работа в команде, моделирование и реализация соцпроекта и т.п. Поэтому необходимо запланировать дальнейшее совместное обучение.
Информация для изучения:
1. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. - М., 2001.
2. Википедия – свободная энциклопедия [электронный ресурс] – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%91%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
3. Сайт Добровольцы России [электронный ресурс] – режим доступа: https://добровольцыроссии.рф
4. Сайт «Волонтеры - детям» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.kaluga-detyam.ru/
5. Ломако Е. Организация учебного процесса в работе с волонтерами. - Минск: ИСОР, 2004.