Урок «Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.»

3
0
Материал опубликован 17 January

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Визитная карточка

 

Тема учебного занятия, класс

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г., 9 класс

Тип, вид, форма учебного занятия

Тип: Урок получения нового знания.

Вид: проблемный урок.

Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная

Цели занятия

(Дидактическая цель)

личностные

метапредметные

предметные

Ценностное отношение к осмыслению исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству.

Уважительное отношение к формированию и сохранению интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания.

Интерес к представлению о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России.

 

Находить причинно-следственные связи события; формулировать и обосновывать выводы восстании декабристов 14 декабря 1825г.; осуществлять анализ учебной исторической информации, извлекать информацию из источника; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта.

Участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте.

Владеть полученными знаниями, умениями и навыками в повседневной жизни;

Приобретение опыта - привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.

Учебная задача (цель)

(Совместное целеполагание учителя и учащихся)

личностные

метапредметные

предметные

Создать условия для формирования осмысления исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству на основе знаний о восстании декабристов 14 декабря 1825г.

Планируемые результаты

личностные

Метапредметные/ УУД

предметные

В сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству.

В духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России;

В понимании ценности научного познания: формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания.

П УУД: раскрывать причинно-следственные связи события; формулировать и обосновывать выводы; осуществлять анализ учебной исторической информации, извлекать информацию из источника; определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта.

К УУД: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте.

Р УУД: владения приемами самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов.

- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации.

 

Основные понятия

Автономия – самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства или учреждением.

Амнистия - частичное или полное освобождение от судебного наказания, осуществляемое верховной властью.

Идеолог – выразитель и защитник идеологии (совокупности взглядов, идей, отражающих отношение людей к существующей деятельности).

Либерализм – философское и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний и т.д.) и свободы предпринимательства государства во все сферы общества личности.

Манёвр – передвижение войск на театре военных действий.

Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.

Ополчение – войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

Сейм – название законодательного органа власти в ряде стран. В начале XӀX в. депутаты в сеймы избирались от сословий, а права их были ограниченными.

Устав – свод правил, определяющих устройство, порядок деятельности организации или государственного органа.

Ценз – условное, ограничивающее для человека возможности осуществления тех или иных прав, в частности избирательных прав.

Цензура – просмотр произведений, предназначенных для печати, постановки, а иногда и частных писем с целью контроля.

Экономический кризис – тяжёлая ситуация в развитии экономики, время её упадка; невозможность экономической системы успешно функционировать в старых формах.

Организация пространства

 

Методы и приемы обучения

План урока (содержание)

Ресурсы/средства обучения

Проблемный вопрос. Ответы на вопросы по тексту, схема. Беседа, устный опрос, тест, метод незаконченных предложений.

1.Династическй кризис. Междуцарствие.

2. Выступление 14 декабря 1825 г.

3. Расположение участников восстания 14 декабря 1825г.

4.Следствие и суд над декабристами. Значение и последствия восстания декабристов.

Учебник «История России» 9 класс, издательство «Просвещение» 2023 год. 

§ 9-10 «Общественное движение при Александре Ӏ. Выступление декабристов».

Презентация.

Раздаточный материал.

 

Этап урока

(занятия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Скриншот презентации

урока

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Формируемые умения \УУД

Формируемые умения \УУД

Формируемые умения \УУД

Организационно-мотивационный этап

1.Мотивация.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

К уроку все готовы?

Если трудно – мы поможем,

Всё узнать на свете сможем!

 

А ещё, я надеюсь, никто не забыл взять на урок внимательность, активность, и хорошее настроение.

 

2.Актуализация

Пока свободою горим

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С. Пушкин

 

 Кому посвящено это стихотворение? (декабристам, если ребята не догадались, то можно воспользоваться ребусом).

Ребята, взгляните на слайд и расшифруйте ребус.

Какое слово получилось? (декабристы)

Ребята, а знаете ли вы, кто такие декабристы?

 

- Я не случайно прочитала строки в начале урока. А.С.Пушкин написал это послание своим опальным друзьям и передал его им женой декабриста Муравьева в далекую Сибирь.

 

- Как вы считаете, о чём мы будем сегодня говорить?

 

Тема: Восстание декабристов 14 декабря 1825г.

 

3.Целеполагание

Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть:

1.Династическй кризис. Междуцарствие.

2. Выступление 14 декабря 1825 г.

3. Расположение участников восстания 14 декабря 1825г.

4.Следствие и суд над декабристами. Значение и последствия восстания декабристов.

Цель урока – выяснить значение восстания декабристов 14 декабря 1825г.

 

Проблемный вопрос: Кто же такие декабристы и против чего они выступили 14 декабря 1825г.? 

Раскрывать причинно-следственные связи события. Систематизировать и анализировать исторические факты

Осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей.

Владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705464908aa.png

 

t1705464908ab.png

 

 

 

 

t1705464908ac.png

 

t1705464908ad.png

 

 

 

 

 

Содержательно-операционный

1.Усвоение новых знаний:

О существовании тайных обществ правительству Александра Ӏ было хорошо известно. В 1822 г. был издан указ о запрете подобных организаций. В 1825 г. вскрылась и подготовка вооружённого восстания членами Южного и Северного обществ. Было дано распоряжение об аресте ряда их участников.

 

Осенью 1825 г. во время поездки по стране Александр Ӏ внезапно заболел и 19 ноября умер в городе Таганроге.

 

Ребята, предлагаю вам провести исследовательскую работу с текстом параграфа 9-10.

 

Каждая группа получает задания.

 

1 гр. Работает с пунктом 7 стр. 60 «Династический кризис. Междуцарствие» и заполняет схему (Приложение 1).

 

2 гр. Работает с пунктом 8 стр. 60

«Выступление 14 декабря 1825 г. и заполнить пропуски в тексте - План событий

(Приложение 2).

 

3 гр. Работает со схемой – «Расположение участников восстания 14 декабря 1825г. и правительственных войск (Приложение 3).

 

4 гр. Работает с п.9 и п.10 «Следствие и суд над декабристами» и «Значение и последствия декабристов», составляет «План событий». (Приложение 4).

Учитель организует работу учащихся. В случае необходимости помогает.

Определять познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала

Участвовать в обсуждении событий прошлого, раскрывать различия и сходства высказываемых оценок

Выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705464908ae.png

 

t1705464908af.png

t1705464908ag.png

t1705464908ah.png

 

t1705464908ai.png

2. первичное осмысление и закрепление нового материала.

Беседа, устный опрос.

Выступления учащихся перед одноклассниками.

Систематизировать и обобщать исторические факты, соотносить полученный результат с имеющимися знанием.

Выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте

Регулировать способов выражения своих эмоций с учётом позиций и мнений других участников общения

 

 

 

 

 

 

Рефлексивно-оценочный

1 этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий:

Тест по теме «Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.» (Приложение 5).

1-2, 2-4, 3-2, 4-3, 5-4

Проверяем совместно с детьми и выставляем отметки в целом за работу на уроке

2 рефлексия:

На парте лежат распечатанные бланки заданий.

Метод незаконченных предложений (Приложение 6). Закончите, начатые фразы.

При изучении темы «Движение декабристов» мне открылись:

Три самых важных имени ……………

(К. Рылеев, Н. Муравьев, П. Пестель, П. Каховский)

Три самых важных события………………(выступление декабристов, убийство Милорадовича, казнь 5 декабристов, предательство Трубецкого, смерть Александра 1)

Три самых важных чувства ………… (гордость, восхищение, удивление, сострадание)

Три самых важных качества ……… (справедливость, честность, верность, смелость, дисциплинированность, решительность, чувство собственного достоинства).

Формулировать и обосновывать выводы

Оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу

Владение приёмами самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов

t1705464908aj.png

 

 

t1705464908ak.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1705464908al.png

Домашнее задание

§ 9-10 читать, с. 63 устно ответить на вопросы 3,4.

Задание по выбору:

1.Составьте (в тетради) список художественных произведений, посвящённых теме восстания декабристов.

2. Подготовить сообщение по одной из тем:

«Суд над декабристами» – для мальчиков.  

«Жены декабристов» – для девочек.

 

 

 

t1705464908am.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

t1705464908an.gif

Династический кризис. Междуцарствие.

 

 

 

 

t1705464908ao.gif

Константин ________________________________________________________________________Поэтому________________________________________________________________________________________

 

 

t1705464908ap.gift1705464908aq.gif

Александр I_____________ ________________________________________________________________________

Престол перешел__________ __________________________________________________________________.

Павел I (1796- 1801)

 

 

 

t1705464908ar.gift1705464908as.jpg

t1705464908at.gift1705464908au.gift1705464908av.gif

t1705464908aw.gif

______________?

 

 

 

t1705464908ax.gift1705464908ay.gif

Николай I (1825-1855)

Александр I (1801-1825)

 

 

 

 

t1705464908az.jpgt1705464908ba.gift1705464908bb.jpg

Приложение 2

 

План событий

«Выступление 14 декабря 1825 г.»

 

1. Вывести полки на ________________ под предлогом требования ____________________.
 

2. Принудить Сенат и Государственный совет обнародовать «_________________________».
 

3. Объявить об __________________________.
 

4. Изменить систему ___________________________.
 

5. Арест и заключение в Петропавловской крепости членов царской семьи. Николай провел присягу _________________________________________________ ночью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

t1705464908bc.png

 

Приложение 4

План событий

«Следствие и суд над декабристами» и «Значение и последствия декабристов»

 

К следствию и суду было привлечено несколько сот человек. Процесс проходил в ___________________и ___________________.

 

2.Работу следственной комиссии возглавлял сам император.

 

3..Пятеро декабристов – _____________________, ______________________, ____________, ______________________ и ________________ – были приговорены к смертной казни через повешение. 13 июля 1926 г. были казнены в __________________.

 

4.Свыше __________________были сосланы на каторгу и на вечное поселение в __________________ (в след за многими поехали их жёны и невесты).

 

5.Восстание декабристов оказало огромное влияние на ____________________, развитие революционных идей и _________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Тест по теме «Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.»

1. Кто являлся наследником престола по российскому закону после смерти императора Александра I?

1) супруга
2) брат Константин Павлович
3) брат Николай Павлович
4) государя необходимо было избрать всенародным голосованием

2. Кто был назначен диктатором восстания 14 декабря 1825 г.?

1) П.И. Пестель
2) Н.М. Муравьёв
3) П.Г. Каховский
4) С.П. Трубецкой

3. Назовите генерал-губернатора Петербурга, героя Отечественной войны 1812 г., который попытался уговорить восставших разойтись и был смертельно ранен П.Г. Ка­ховским?

1) А.А. Аракчеев
2) М.А. Милорадович
3) Н.Н. Новосильцев
4) М.М. Сперанский

4. На какой площади Санкт-Петербурга проходило восстание декабристов?

1) Адмиралтейской
2) Варшавской
3) Сенатской
4) Манежной

5. Какое наказание было назначено для одного из организаторов восстания, поэта К.Ф. Рылеева?

1) ссылка в Сибирь
2) каторжные работы
3
) разжалование в солдаты
4) смертная казнь.

 

Тест по теме «Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.»

1. Кто являлся наследником престола по российскому закону после смерти императора Александра I?

1) супруга
2) брат Константин Павлович
3) брат Николай Павлович
4) государя необходимо было избрать всенародным голосованием

2. Кто был назначен диктатором восстания 14 декабря 1825 г.?

1) П.И. Пестель
2) Н.М. Муравьёв
3) П.Г. Каховский
4) С.П. Трубецкой

3. Назовите генерал-губернатора Петербурга, героя Отечественной войны 1812 г., который попытался уговорить восставших разойтись и был смертельно ранен П.Г. Ка­ховским?

1) А.А. Аракчеев
2) М.А. Милорадович
3) Н.Н. Новосильцев
4) М.М. Сперанский

4. На какой площади Санкт-Петербурга проходило восстание декабристов?

1) Адмиралтейской
2) Варшавской
3) Сенатской
4) Манежной

5. Какое наказание было назначено для одного из организаторов восстания, поэта К.Ф. Рылеева?

1) ссылка в Сибирь
2) каторжные работы
3
) разжалование в солдаты
4) смертная казнь.

 

Приложение 6

Задание: закончить, начатые фразы.

 

При изучении темы «Движение декабристов» мне открылись:

 

Три самых важных имени  __________________, __________________, __________________.

 

Три самых важных события ______________________________, _____________________________, ____________________________.

 

Три самых важных чувства _______________________,__________________________, ________________________________.

 

Три самых важных качества __________________________, ___________________________, _______________________________.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации