Возможности пособия Кюизенера в коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Возможности пособия Кюизенера в коррекции
недостатков познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Развивающее пособие придумано педагогом Джорджем Кюизенером из Бельгии. Оно представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы. Каждая является параллелепипедом с поперечным сечением 1 кв. см и длиной от 1 до 10 см.
В комплект входят группы брусочков разного цвета и длины.
Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет.
Счётные палочки Кюизенера могут быть представлены и в плоском варианте. Их можно изготовить своими руками из плотного картона. При этом элементы можно вырезать более крупными (начиная от палочки 2х2 см и заканчивая 2х20 см). Однако детали нельзя помечать цифрами.
Авторская методика Кюизенера обучения детей математике получила название «Цветные числа».
Как работать с палочками Кюизенера?
Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:
- Задания на ознакомление с палочками.
- найди и покажи такую же палочку, как у меня;
- найди самую длину или короткую палочку;
- укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.
- Задания на изучение цвета.
- построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
- выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
- положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.
- Задания на измерение.
- попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
- из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
- с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
- с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
- постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.
- Задания на построение.
- попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.
- Задания на состав числа.
- попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.
- Логические задания с палочками.
- расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.
Также игровой материал используется, в качестве дополнительного, при обучении грамоте.
С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова.
Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного уровня подготовки.
Занятия с палочками Кюизенера должны происходить в виде волшебной игры, где ребенок это волшебник, который сможет из палочек создать любую картинку и фигурку.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.
Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно- действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игры с палочками Кюизенера.
Вот несколько самых популярных заданий:
- Попросите ребенка показать вам палочку, цвет которой не будет красным и черным.
- Спросите какого цвета палочка короче синяя или красная, фиолетовая или черная.
- Пусть ребенок покажет вам две палочки одинакового цвета. Какая из этих палочек самая длинная?
Задания проводятся в игровой форме.
- 1. Игра " Найди такую же".
Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.
Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.
- 2. Игра " Строим дорожки".
Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.
Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.
- 3. Игра " Коврик для кошечки".
Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.
Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.
- 4. Игра " Лесенка для зайки".
Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине. Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной. Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,
Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан, Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет, Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот, Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.
- 5. Игра " Поезд".
Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.
Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу, как вагончики.
- 6. Игра " Построим забор".
Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.
Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.
В помощь педагогом выпущено несколько альбомов для этого игрового пособия. С их помощью мы можем моделировать различные ситуации, игровые моменты и с помощью красочных иллюстраций выполнять различные задания.
На страницах этих пособий можно найти различные задания.
Много заданий в этих альбомах, начиная с самых простых. Много иллюстраций из сказок. Ребята хорошо справляются с этими заданиями.
Конструирование из палочек. От самого простого. «Сделай так же». До достаточно сложных конструкций.
И мой любимый набор «Посудная лавка». Его я использую и на уроках СБО со старшими детьми. Там различные задания: начиная от наложения, далее, зеркальное отображение, выкладывание по замыслу и очень интересное задание на развитие мышления и пространственной ориентировки.
Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых школьнику для освоения новых знаний.