Родительское собрание в 8 классе «Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы и пути их решения»
Родительское собрание в 8-м классе.
Тема: "Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы и пути их решения".
Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.
Задачи: способствовать просвещению родителей учащихся по данной проблеме; оказание помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.
Повестка родительского собрания:
Подведение итогов I четверти.
Рекомендации учителей-предметников
Беседа «Возрастные особенности восьмиклассников»
Беседа с родителями на тему «Буллинг в школе»
Мы закончили I четверть. Всем обучающимся выведены оценки, выставлены в дневники и электронную школу. Все учащиеся успевают – неуспевающих нет. Но по сравнению с прошлым годом у нас снизилось количество успевающих на 4 и 5. Показатели могут быть выше, так как есть дети, которые могут улучшить результаты по отдельным предметам. То есть, у нас есть потенциал и мы вместе должны помочь детям стать более успешными в следующей четверти.
В следующей четверти прошу:
1) усилить контроль за подготовкой домашних заданий по всем предметам;
2) обратить внимание на то, чтобы дети не пропускали занятия без уважительной причины.
Уважаемые родители!
Тема нашего разговора "Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы и пути их решения". Ни в какой мере не ставим целей учить вас, как воспитывать детей, поскольку я уверена, что вы сами лучшие эксперты в вопросах воспитания собственных детей. Никто кроме вас самих не знает детей так хорошо и не посвящает им столько времени и сил, как вы сами. Моя задача познакомить вас с особенностями развития и поведения подростков, с причинами возникновения трудностей во взаимоотношениях подростков со взрослыми и предложить практические рекомендации по преодолению этих трудностей.
Мини-лекция «Особенности подросткового возраста»
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Восьмиклассники находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею».
Данный этап сопровождается следующими моментами:
1. Есть свое мнение, не всегда верное.
2. Считает именно свое мнение истинно верным.
3. Не считается с мнением родителей.
4. Поступает так, как хочет.
5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.).
6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности).
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
• аргументировать запреты;
• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое);
• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим);
• не считать свою позицию на 100% правильной;
• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе);
• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился;
• в спорах пытаться договориться.
Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще.
Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Однако это наблюдается не у всех подростков. Особенности многих восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. т.о. учеба в это время отходит на второй план.
В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.
Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.
Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?
За то, чтобы перестать быть ребёнком.
За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
За утверждение среди сверстников.
Против замечаний, обсуждений, особенно, ироничных, по поводу его физической взрослости.
Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время — это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.
Но на данный момент самой главной проблемой является тема буллинга.
Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Все это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».
Под буллингом принято понимать травлю, притеснение и дискриминацию. Это такой вид насилия, когда один человек или группа людей физически, морально или психологически нападают на другого человека, угрожают ему. Насилие происходит над человеком, который не может защититься, а у агрессоров стоит желание напугать, причинить боль, обидеть или задеть.
Какие существуют виды буллинга?
физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.
Чаще всего, в таком процессе, как буллинг в школе, выделяются такие стороны:
Жертва, которой может стать абсолютно любой ребенок и взрослый. Более того, риск стать жертвой особенно высок для неуверенных в себе людях, одиноких, тревожных. Чаще всего, у жертвы обнаруживаются головные боли, мигрени, депрессивные расстройства и отставания в развитии. Жертвы видят мир, который повсюду таит опасность.
Агрессоры, место которых занимают ребята из авторитарных, неблагополучных семей. Такие дети отстают в школьной программе, они активны, стремятся занять место лидера и быть в центре внимания. Замечания, наказания и угрозы абсолютно не останавливают агрессоров. Используя травлю, они достигают собственные цели.
Свидетели, которых можно также назвать зрителями. Такие люди становятся очевидцами процесса буллинга, ведь он происходит прямо у них на глазах. Хоть они и видят все со стороны, но точно также подвергаются психологического воздействию. Такие люди чувствуют страх при нахождении в школе, чувствуют себя беспомощными. Роль свидетелей могут занимать как учителя, учащиеся, так и работники школы.
Влияние буллинга на его участников и последствия
Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.
Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.
У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.
Самое страшное в том, что при таком агрессивном поведении действуют не спонтанно, под воздействием момента, а осознанно, оставаясь при этом спокойными и равнодушными. Свою агрессию они вымещают на тихих, отчужденных учениках, либо наоборот на тех, кто выделяется, активно проявляет себя. К тому же объектом притеснений могут быть ученики из других социальных или этнических групп, дети из неблагополучных семей.
В подростковом возрасте появляются новые, несколько другие причины буллинга. Мальчики пытаются выделиться, привлечь к себе всеобщее внимание, особенно со стороны противоположного пола. Те ученики, которые в младшем школьном возрасте подвергались притеснениям со стороны одноклассников, находясь в подростковом возрасте, продолжают исполнять роль жертвы. Особенно это наблюдается в классе, где отношения между учениками фиксированы и стабильны. В этой ситуации жертвам очень сложно избавиться от своего статуса.
В связи с принятием такого поведения в подростковом возрасте, буллинг становится частым явлением. А в связи с тем, что булли выбирают себе в друзья таких же активных и агрессивных людей, как они сами, буллинг становится массовым явлением.
С возрастом данное явление становится все более частым, поскольку
подобный стиль поведения в определенной степени принимается обществом. Необходимо заметить, что буллинг, подчас рассматриваемый как редкое, сравнительно безобидное явление, в будущем приводит к серьезным психологическим проблемам. Бывшие жертвы становятся тревожными, застенчивыми, менее общительными, у них снижается самооценка, теряется самоуважение.
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. Для любого подростка очень важна роль семьи. Но в любой семье возникают проблемы психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Сегодня мы попытаемся разобрать пути решения данной проблемы.
Пути решения проблемы. Как общаться с восьмиклассниками в этот период?Формирование круга интересов восьмиклассников на основе особенностей их характера и способностей
Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.
Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)
Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника
Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.
Рекомендации - памятка для родителейБудьте всегда чуткими к делам своих детей
Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед
Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию
Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
Будьте всегда для своего ребенка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой).