Статья «Возрождение декоративно-прикладного искусства на примере ручного ткачества в работе с детьми дошкольного возраста»
ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействие, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В.А. Сухомлинский
Сегодня проблеме патриотического внимания уделяется пристальное внимание, как со стороны педагогов, так и со стороны государства.
В содержании ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) ДО отмечается острая необходимость активизации процесса нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Эта проблема сегодня одна из наиболее актуальных.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Ознакомление с традициями, обычаями народа и присоединение к ним является значительной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая составляющая культуры народа. Основанное на глубоких художественных традициях, оно органично присутствует в жизни человека, формирует его духовный мир. Произведения народных мастеров всегда отражали эстетические представления и переживания народа, красоту, гармонию, царящую в природе и окружающем предметном мире.
Искусство ткачества – одно из самых древних на земле. Оно представляет собой процесс изготовления тканей вручную, на ткацком станке или другом приспособлении путем переплетения нитей основы и нитей утка. Простейший прием перекрестного переплетения нитей, изобретенный в глубокой древности, лежит в основе создания всего многообразия видов текстильных изделий.
Актуальность заключается в способности искусства ручного ткачества оказывать благотворное влияние на развитие детей дошкольного возраста.
Казалось, мы испробовали всё: глину, соломку, коллаж, икебану, флористику, и вот новая находка плетение и ткачество. Это забытое искусство прошлого - бездонный колодец, из которого можно черпать всю жизнь, только нужно иметь желание, терпение, и руки, не знающие усталости и, конечно же, детские любопытные глаза
Проблема –из-за сложности процесса и неумения адаптировать его для занятий с детьми ручное ткачество не используется в развивающей среде дошкольных образовательных учреждений и не рассматривается, как способ эстетического воспитания детей. Проблема обучения старших дошкольников ручному ткачеству достаточно актуальна, поскольку привлечение подрастающего поколения к истокам самобытного творчества формирует их национальное самосознание, а ткачество можно рассматривать как важное средство развития многих художественно-творческих способностей детей
Обучение ткачеству в учреждениях дошкольного образования практически не осуществляется. Это, на наш взгляд, объясняется, прежде всего, отсутствием материальной базы и практической подготовки педагогов, неразработанностью содержательного аспекта данной проблемы. В связи с этим мы начали работу, направленную на ознакомление старших дошкольников с ручным ткачеством и разработали план мероприятий «Цветная ниточка».
На первом, информационно-ознакомительном этапе – «Искусство гобелена» – дети знакомились с ткачеством как одним из видов древнейшего искусства. Цель данного этапа состояла в формировании у дошкольников старшего возраста знаний об этом ремесле. Занятия на данном этапе были направлены на развитие интереса к ручному ткачеству и гобелену. С этой целью использовались показ готовых образцов, демонстрация иллюстраций и фотографий работ профессиональных художников-мастеров гобелена (О. Демкина, Г. Сиверцева, Т. Белоусова-Петровская, З. Ландик, В. Кривошеева, Р. Головатая, А. Юзеева, Л.Скрипниченко и др.). Были организованы и проведены экскурсии игрового характера (например, экскурсия «В гости к бабушке», познакомившая детей с предметами народного быта, рушниками), посещение музея.
На втором, развивающе-подготовительном этапе –«Мастерилкины секреты» – деятельность педагога была направлена на развитие у детей чувства цвета, композиции, фактуры материала в процессе освоения навыка умениями работы с нитями разной текстуры. Дети выполняли аппликации из ниток, создавая имитацию тканого гобелена. Проводимые на данном этапе беседы
(«В стране Искусства», «Мы в художники пойдем», «Точка, точка и кружочек – получается цветочек», «Мудро рукоделие – людям на загляденье», «Цветное настроение», «Цветные фантазии» и др.) были нацелены не только на подготовку дошкольников к пониманию значения главных изобразительно-выразительных средств гобелена, но и на развитие воображения.
На третьем, непосредственно обучающем этапе, названном
«Рукоделие», на котором мы сейчас находимся дошкольники знакомятся с адаптированными приемами и специальными операциями ткачества. Будут осваивать смешанную технику работы, включающую применение соломки,
цветных тканей, декоративного шнура, ворсистой нити, овладевать способами украшения гобеленов и несложными приемами изготовления декора. Мы стимулируем проявления оригинальности в детских работах, предлагаем подобрать к ним литературные произведения, сочинить собственную сказку или рассказ.
На четвертом этапе самостоятельной работы – «Я творю и мастерю» – мы планируем проводить занятия, направленные на создание детьми старшего дошкольного возраста самостоятельных творческих работ. Основными формами организации практической деятельности по ткачеству будут выступать совместное творчество педагога и ребенка, детское коллективное творчество, фронтальная (комплексная) деятельность; свободная деятельность детей с новыми материалами (исследование их свойств и качеств, подготовка к использованию в работе), индивидуальная работа с одаренными детьми и др.
В результате проведенной деятельности, направленной на развитие чувства национальной культуры у детей дошкольного возраста посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (гобеленом), можно подвести промежуточные итоги и сделать выводы по проделанной работе: подтвердилось предположение о том, что у детей дошкольного возраста может быть сформировано чувство национальной культуры; наличие плана работы и проведение целенаправленных специальных занятий с детьми дошкольного возраста приводят к положительному результату. В процессе работы с детьми было установлено, что данная проблема требует дальнейшего исследования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в декоративно-прикладном искусстве заключен огромный потенциал в создании художественных образов. Декоративно-прикладное искусство, являясь частью духовной культуры, открывает нам субъективный мир личности. Восприятие и создание произведений искусства активизирует духовные силы личности.