12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лейсан Габиловна22
Россия, Татарстан респ., Казань
3

Статья «Этнопедагогический подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Этнопедагогический подход в работе с детьми дошкольного возраста

Абитова Лейсан Габиловна

МАДОУ №145 Ново-Савиновского района г. Казани

 

Значимость этнопедагогики в профессиональной работе педагога очень велика. Это связано и с современной социокультурной ситуацией в целом и с особенностями и противоречиями развития российского гражданского общества – многонационального и поликультурного. Этнопедагогическая компетентность рассматривается как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, поскольку возрастает значимость для общества этнонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, развития толерантности, культуры межнациональных и межпрофессиональных отношений (Л.Н. Бережнова, 2007).

Этнопедагогика как самостоятельное научное направление в исследовании социолизации и образования сформировалась во второй половине XX веке. В самом общем виде этнопедагогика понимается как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, объективированного в традициях, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, произведениях народного искусства. «Этнопедагогика изучает процесс социального воздействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и мировоззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности» (Г.Н. Волков, 2000).

Этнопедагогика – это особый взгляд на воспитание народными средствами представителя конкретного этноса. Она анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия педагогики с культурными традициями народа, исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспитания.

Поэтому основной предмет познания этнопедагогики – воспитательный процесс. Воспитательный процесс предстает как путь отбора особых форм и методов общения, взаимодействия, ситуаций межличностных отношений, в результате которого реализуется прогностическая функция, достигается образ желаемого и формируется особая совокупность ценностей. Воспитание в этнопедагогике соотносится с образом жизни, мировоззрением, оно культуросообразно по сущности и духовно по направленности. Именно поэтому этнопедагогика становится все более востребованной и как перспективное научное направление. Этнопедагогика обращена, прежде всего, к сущностным аспектам педагогической деятельности.

Этнопедагогика, как вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, имеет свои специфические и особенные методы. Каждый народ не только хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Живучесть традиций и особенностей в той или иной культуре воспитания говорит не о косности культуры, а о непреходящей нравственной ценности, необходимости сконцентрированного в этих традициях и особенностях народного опыта.

Разумеется, было бы ошибкой воспитывать ребенка только в рамках его этнической культуры и опыта. Мир велик и разнообразен, но он же являет собой и общечеловеческую целостность, в которой действуют некие общие законы бытия. Не столько различие, сколько единство в этнопедагогических методах разных народов позволяет понять, что забота родителей любых национальностей сводится к одному – сделать счастливыми своих детей.

Детство привлекает внимание психологов педагогов, социологов и этнологов, философов и культурологов, писателей и художников. Феномен детства представляется как сложная социальная система и своеобразный духовный объект, в котором преломляются закономерности сущности и существования человека и человечества.

Детство – не просто период возрастного развития человека, а явление, оказывающее значительное влияние на самосознание человека и все этапы его жизни.

Этнопедагогику ребенок интересует, прежде всего, с точки зрения воспитания и организации его жизни в целом. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике реализовались в особом внимании и заботливом отношении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку и пр. Довольно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример.

Важнейшая роль отводится приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придается особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица» и т.д.) и роль в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогических функций: развитие ума, воспитание честности, порядочности, трудолюбия и т.д.

Эффективными средствами служат игры, народные поговорки, пословицы, загадки, сказки, считалки, скороговорки и т.д. Выбор того или иного средства определяется, прежде всего, его основными функциями. В народной педагогике наблюдается достаточно четкая дифференциация основных функций этих средств: пословицы используются главным образом для этического воспитания, загадки – для умственного развития, игры – для физического воспитания и т.д. Каждое из средств наряду с основной обучающей функцией, обладает еще и другими функциями. Например, в пословицах много логики и поэзии, в загадках – красоты, в играх – интеллектуального и эмоционального заряда и т.д. (Л.Н. Бережнова, 2007).

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, является народная традиция, так как именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых традиций и обычаев, содействующих воспитанию и развитию личности.

Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.

Нам представляется чрезвычайно важным складывающийся в современной философии новый взгляд на культуру, как на единство национального, этнического и регионального. Это объясняется тем, что в культуре фиксируется не только общечеловеческая жизнедеятельность, но и отражаются качественные своеобразия исторически сложившихся конкретных территорий.

Наша культура сложилась в условиях многонациональности. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования.

Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

В этнопедагогике носителем духовно-нравственных основ являются традиции. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважение к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления — информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) (Ф.Ф. Харисов, 1999).

Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества на основе адекватного культуро- и природосообразного жизнеосуществления (С.Я. Ромашина, Б.И. Борискина, 2003).

Таким образом, этнопедагогический подход в работе с детьми дощкольного возраста позволяет выделить и акцентировать в содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) национальные и культурные традиции. В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.