В.П. Астафьев "Капалуха"
Предмет: литературное чтение.
Класс: 3 “Б”
Тема: В.П. Астафьев “Капалуха”.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
ознакомление обучающихся с содержанием произведения В. П. Астафьева “Капалуха”.
Задача учителя:
сформировать у учеников читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи;
создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.
Планируемые результаты
Предметные:
- ознакомление с рассказом В. Астафьева “Капалуха”; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.
Метапредметные:
Познавательные:
- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
- обобщать полученные знания;
- использовать знаково-символическое моделирование;
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
обучающейся развивает навыки:
- принимать и сохранять заданную учебную цель;
- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- адекватно понимать оценку взрослого;
- взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение интегрироваться в группы;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
Личностные:
- умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Методы и формы обучения:
Словесный, наглядный, практический.
Фронтальная, групповая, парная.
Материалы и оборудование
ПК.
Мультимедийный проектор.
Колонка.
Раздаточный материал.
Учебники.
Презентация к уроку.
Портрет В.П. Астафьева.
Ход урока
1. Мотивационно-побудительный
Цель: создание внутренней потребности включения в деятельность.
Приём «Положительные эмоции»
Цель: формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть всех на нашем уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Повернитесь к своему соседу по парте, прикоснитесь ладошками друг к другу и давайте пожелаем себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей и взаимопонимания.
Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества.
2. Актуализация изученного материала.
Речевая разминка
Приём «Фонетическая зарядка»
Цель: отработка навыка орфографического чтения и выразительного орфоэпического.
- Сели ровно, руки вместе,
Ноги рядышком у всех.
На сегодняшнем уроке
Ожидает нас успех.
Наш урок начнем, ребятки,
С фонетической зарядки.
- Ребята, прочитайте предложение:
«Мы в ответе за тех, кого приручили». (на доске)
- Прочитайте предложение шёпотом.
- Прочитайте предложение громко.
- Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.
- Прочитайте предложение с восклицательной интонацией.
- Прочитайте грустно.
- Прочитайте весело.
- Молодцы! Наш речевой аппарат готов.
Вспомните, как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)
- Сегодня мы продолжим удивительное путешествие в мир литературы по произведениям изучаемого нами раздела «Люби живое».
-Ваша задача найти пару, объединяя слова по определённым признакам.
(прием «Составление пар»)
Мышонок Пик Житков
Моя Родина Пришвин
Малька провинилась Астафьев
Капалуха Соколов-Микитов
Про обезьянку Белов
Листопадничек Бианки
Чему научили вас писатели и их рассказы? (лучше понимать природу, любить животных, защищать братьев наших меньших, бережно относится ко все живым существам, понимать, что животные нуждаются в нашей защите, оценивать свои поступки, отвечать за них)
- Дома вы прочитали ещё раз произведение «Капалуха» и сегодня его проанализируем.
- Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:
Ноги, чтобы идти.
Уши, чтобы слышать.
Глаза, чтобы видеть.
И сердце, чтобы все это понять.
- Как называется эта удивительная страна? (Лес.)
Приём «Составление кластера»
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы.
- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?
Правила поведения в лесу.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
-Молодцы, вы хорошо знаете правила поведения в лесу.
3. Работа над произведением.
Прочитаем произведение вместе в полголоса. (чтение под фонограмму, громкость убрать, потом прибавить)
Какой жанр этого произведения? (рассказ)
Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят.
Сколько частей мы с вами выделили? (4)
- Как озаглавили части? (1. У черничного бугорка, в тайге. 2. Гнездо! Находка! 3. Тревога капалухи! 4. Снова в гнезде!)
-Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)
- Итак, ребята, кто такая капалуха? (на доске появляется изображение капалухи) Слово «капалуха» пришло из народа, произошло от слов «копытить» или «копать». Возможно, самок глухаря прозвали так потому, что они копаются в земле, так они ищут камешки, которые проглатывают для того, чтобы перетереть пищу, как на мясорубке на мелкие кусочки, чтобы лучше переварить ее.
- Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев)
1 часть (до слов “Я поспешил к бугорку…”).
- Почему ребята шли устало?
- Какую ягоду нам подробно описывает автор?
- Поднимите руку, кто из Вас пробовал эту ягоду? (показ ягоды учителем)
- Кто создал шум у черничного бугорка?
2 часть (до слов “Капалуха металась…”) Найти ответ и зачитать.
-Что нашли ребята?
- Что почувствовал автор, когда увидел гнездо? (испуг, чуть не наступил на гнездо)
-Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего? Какое правило поведения в лесу они забыли? (забрать яйца)
- Как могли поступить ребята?
3 часть (до слов “И все весело побежали…”)
- Почему капалуха не могла взлететь?
- Почему живот у капалухи был голый?
- Что нового для себя вы узнали?
- Какой матерью была капалуха?
4 часть (до конца)
- Почему дети весело побежали?
- Почему оказавшись опять в гнезде, капалуха всё равно не могла расслабиться?
- Почему её сердце билось сильными толчками?
Приём «Композиция» - давайте изобразим, как глухарка защищала птенцов
Приём “Реставрация текста” (Сложение целого текста из частей.)
- Сейчас поработаете в парах. На столах у вас лежат карточки с текстом, расположите их по порядку содержания рассказа. Проверьте себя, на сколько внимательно вы читали. Готовность показываем, правильно подняв руку.
1). Пастухи (ребята с учителем) проводят свое стадо через валежник на луга.
2). Они приблизились к черничнику и увидели, что с распущенными крыльями бегает глухарка (капалуха).
3). Оказалось, что у птицы здесь гнездо с четырьмя яйцами.
4). Ребята хотели взять яйца из гнезда, но увидели голый живот капалухи и ее беспокойство, поэтому пошли дальше.
5). Как только все отошли, капалуха вернулась на свое гнездо.
-Давайте проверим. (Одна из пар зачитывает свой ответ, остальные проверяют и корректируют ответ.) - Молодцы. Задание выполнено верно.
Приём «чтение под музыку»
- Прослушайте музыкальный отрывок. Зачитайте подходящий отрывок из текста.
(наиболее полно передающий тревогу матери)
Работа с пословицами
-Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа?
Материнская ласка не знает конца.
Мала пташка и та свое гнездо бережешь.
Родную мать никем не заменишь.
Определение эмоционального состояния учащихся.
- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших. Показать, как мать защищает своих детей, т.е. материнская любовь)
- Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Мысленно пожелаем всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести оставшейся немного зимы. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело и у животных можно многому научиться, как любить свою семью, заботиться о всех членах своей семьи.
– Я хочу, чтобы каждый из вас взял себе сердечко доброты, заботы, любви и после сегодняшнего урока больше любили свою семью.
Спасибо за урок!


Пастухи (ребята с учителем) проводят свое стадо через валежник на луга.
Они приблизились к черничнику и увидели, что с распущенными крыльями бегает глухарка (капалуха).
Оказалось, что у птицы здесь гнездо с четырьмя яйцами.
Ребята хотели взять яйца из гнезда, но увидели голый живот капалухи и ее беспокойство, поэтому пошли дальше.
Как только все отошли, капалуха вернулась на свое гнездо.
Пастухи (ребята с учителем) проводят свое стадо через валежник на луга.
Они приблизились к черничнику и увидели, что с распущенными крыльями бегает глухарка (капалуха).
Оказалось, что у птицы здесь гнездо с четырьмя яйцами.
Ребята хотели взять яйца из гнезда, но увидели голый живот капалухи и ее беспокойство, поэтому пошли дальше.
Как только все отошли, капалуха вернулась на свое гнездо.


