В.П. Астафьев "Капалуха"

1
0
Материал опубликован 20 October

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 “Б”

Тема: В.П. Астафьев “Капалуха”.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:

ознакомление обучающихся с содержанием произведения В. П. Астафьева “Капалуха”.

Задача учителя:

сформировать у учеников читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи;

создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.

Планируемые результаты

Предметные:

- ознакомление с рассказом В. Астафьева “Капалуха”; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные:

Познавательные:

- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;

- обобщать полученные знания;

- использовать знаково-символическое моделирование;

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

обучающейся развивает навыки:

- принимать и сохранять заданную учебную цель;

- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- адекватно понимать оценку взрослого;

- взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение интегрироваться в группы;

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные:

- умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Методы и формы обучения:

Словесный, наглядный, практический.

Фронтальная, групповая, парная.

Материалы и оборудование

ПК.

Мультимедийный проектор.

Колонка.

Раздаточный материал.

Учебники.

Презентация к уроку.

Портрет В.П. Астафьева.



Ход урока

1. Мотивационно-побудительный

Цель: создание внутренней потребности включения в деятельность.

Приём «Положительные эмоции»

Цель: формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть всех на нашем уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Повернитесь к своему соседу по парте, прикоснитесь ладошками друг к другу и давайте пожелаем себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей и взаимопонимания.

Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества.

2. Актуализация изученного материала.

Речевая разминка

Приём «Фонетическая зарядка»

Цель: отработка навыка орфографического чтения и выразительного орфоэпического.

- Сели ровно, руки вместе,

Ноги рядышком у всех.

На сегодняшнем уроке

Ожидает нас успех.

Наш урок начнем, ребятки,

С фонетической зарядки.

- Ребята, прочитайте предложение:

«Мы в ответе за тех, кого приручили». (на доске)

- Прочитайте предложение шёпотом.

- Прочитайте предложение громко.

- Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.

- Прочитайте предложение с восклицательной интонацией.

- Прочитайте грустно.

- Прочитайте весело.

- Молодцы! Наш речевой аппарат готов.

Вспомните, как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)

- Сегодня мы продолжим удивительное путешествие в мир литературы по произведениям изучаемого нами раздела «Люби живое».

-Ваша задача найти пару, объединяя слова по определённым признакам.

(прием «Составление пар»)

Мышонок Пик Житков

Моя Родина Пришвин

Малька провинилась Астафьев

Капалуха Соколов-Микитов

Про обезьянку Белов

Листопадничек Бианки

Чему научили вас писатели и их рассказы? (лучше понимать природу, любить животных, защищать братьев наших меньших, бережно относится ко все живым существам, понимать, что животные нуждаются в нашей защите, оценивать свои поступки, отвечать за них)

- Дома вы прочитали ещё раз произведение «Капалуха» и сегодня его проанализируем.


- Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:

Ноги, чтобы идти.

Уши, чтобы слышать.

Глаза, чтобы видеть.

И сердце, чтобы все это понять.

- Как называется эта удивительная страна? (Лес.)

Приём «Составление кластера»

Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы.

- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

Правила поведения в лесу.

t1760958582aa.gif

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

-Молодцы, вы хорошо знаете правила поведения в лесу.

3. Работа над произведением.

Прочитаем произведение вместе в полголоса. (чтение под фонограмму, громкость убрать, потом прибавить)

Какой жанр этого произведения? (рассказ)

Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят.

Сколько частей мы с вами выделили? (4)

- Как озаглавили части? (1. У черничного бугорка, в тайге. 2. Гнездо! Находка! 3. Тревога капалухи! 4. Снова в гнезде!)

-Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

- Итак, ребята, кто такая капалуха? (на доске появляется изображение капалухи) Слово «капалуха» пришло из народа, произошло от слов «копытить» или «копать». Возможно, самок глухаря прозвали так потому, что они копаются в земле, так они ищут камешки, которые проглатывают для того, чтобы перетереть пищу, как на мясорубке на мелкие кусочки, чтобы лучше переварить ее.

- Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев)

1 часть (до слов “Я поспешил к бугорку…”).

- Почему ребята шли устало?

- Какую ягоду нам подробно описывает автор?

- Поднимите руку, кто из Вас пробовал эту ягоду? (показ ягоды учителем)

- Кто создал шум у черничного бугорка?

2 часть (до слов “Капалуха металась…”) Найти ответ и зачитать.

-Что нашли ребята?

- Что почувствовал автор, когда увидел гнездо? (испуг, чуть не наступил на гнездо)

-Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего? Какое правило поведения в лесу они забыли? (забрать яйца)

- Как могли поступить ребята?

3 часть (до слов “И все весело побежали…”)

- Почему капалуха не могла взлететь?

- Почему живот у капалухи был голый?

- Что нового для себя вы узнали?

- Какой матерью была капалуха?

4 часть (до конца)

- Почему дети весело побежали?

- Почему оказавшись опять в гнезде, капалуха всё равно не могла расслабиться?

- Почему её сердце билось сильными толчками?


Приём «Композиция» - давайте изобразим, как глухарка защищала птенцов


Приём “Реставрация текста” (Сложение целого текста из частей.)

- Сейчас поработаете в парах. На столах у вас лежат карточки с текстом, расположите их по порядку содержания рассказа. Проверьте себя, на сколько внимательно вы читали. Готовность показываем, правильно подняв руку.

1). Пастухи (ребята с учителем) проводят свое стадо через валежник на луга.

2). Они приблизились к черничнику и увидели, что с распущенными крыльями бегает глухарка (капалуха).

3). Оказалось, что у птицы здесь гнездо с четырьмя яйцами.



4). Ребята хотели взять яйца из гнезда, но увидели голый живот капалухи и ее беспокойство, поэтому пошли дальше.

5). Как только все отошли, капалуха вернулась на свое гнездо.

-Давайте проверим. (Одна из пар зачитывает свой ответ, остальные проверяют и корректируют ответ.) - Молодцы. Задание выполнено верно.

Приём «чтение под музыку»

- Прослушайте музыкальный отрывок. Зачитайте подходящий отрывок из текста.

(наиболее полно передающий тревогу матери)


Работа с пословицами

-Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа?

Материнская ласка не знает конца.

Мала пташка и та свое гнездо бережешь.

Родную мать никем не заменишь.


Определение эмоционального состояния учащихся.

- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших. Показать, как мать защищает своих детей, т.е. материнская любовь)


- Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Мысленно пожелаем всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести оставшейся немного зимы. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело и у животных можно многому научиться, как любить свою семью, заботиться о всех членах своей семьи.


– Я хочу, чтобы каждый из вас взял себе сердечко доброты, заботы, любви и после сегодняшнего урока больше любили свою семью.


Спасибо за урок!










t1760958582ab.png


t1760958582ac.gif

Пастухи (ребята с учителем) проводят свое стадо через валежник на луга.

Они приблизились к черничнику и увидели, что с распущенными крыльями бегает глухарка (капалуха).

Оказалось, что у птицы здесь гнездо с четырьмя яйцами.

Ребята хотели взять яйца из гнезда, но увидели голый живот капалухи и ее беспокойство, поэтому пошли дальше.

Как только все отошли, капалуха вернулась на свое гнездо.




Пастухи (ребята с учителем) проводят свое стадо через валежник на луга.

Они приблизились к черничнику и увидели, что с распущенными крыльями бегает глухарка (капалуха).

Оказалось, что у птицы здесь гнездо с четырьмя яйцами.

Ребята хотели взять яйца из гнезда, но увидели голый живот капалухи и ее беспокойство, поэтому пошли дальше.

Как только все отошли, капалуха вернулась на свое гнездо.




t1760958582ad.png t1760958582ad.png




t1760958582ad.png t1760958582ad.png




t1760958582ad.png t1760958582ad.png




t1760958582ad.png t1760958582ad.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.