Урок чтения для начальных классов по теме В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Урок литературного чтения
4 класс
Тема : В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П.Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания о стрижах; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозировать содержание произведения ,читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
метапредметные:
Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
П - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли;
К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;
личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Оборудование: учебник, презентация , компьютер, проектор.
Ход урока.
Слайд 1
Организационный момент.
Ну – ка, милый мой дружок ,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпение и старание.
- А девизом нашей работы станут слова :
Слайд 2
Я смогу выполнить все задания!
У меня всё получится!
Желаю успеха себе и друзьям!
2.Речевая разминка.
-Ребята, т. к. нам на уроке литературного чтения предстоит много читать, отвечать на вопросы, давайте проведём речевую разминку.
Слайд 3
- Прочтите строки стихотворения: медленно, с понижением голоса , выразительно.
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь.
3.Работа по теме урока.
А) Постановка темы и цели урока.
- А для того, чтобы мы настроились на работу, послушайте небольшой фрагмент.
Слайд 4 ( звучит музыка леса)
-Что вы услышали?
-А как вы думаете , о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о природе, о животных, об отношениях между человеком и природой.
-Но я хочу обратить ваше внимание на одну птицу.
Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста,
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна. (ласточка)
Слайд 5
- Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать?
-Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках.
-А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (стрижи)
Слайд 6
Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч . В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются.
-Послушайте, как поют стрижи.
Слайд 7
- Ребята, а как вы думаете, почему мы начали разговор об этой птице?
- И сегодня на уроке мы будем работать над рассказом Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип». Дома вы должны были самостоятельно познакомиться с этим произведением.
Слайд 8
-Дети, а как вы думаете какие цели мы должны поставить перед собой , чему научиться ?
-Мы узнаем очень интересную и трогательную историю о стрижах. Должны будем научиться читать правильно, выразительно, анализировать поступки героев.
-Сопровождать нас в процессе работы будет эпиграф:
Слайд 9
При солнышке тепло- при матери добро.
-А вот почему я взяла именно эти слова, вы мне скажите в конце урока.
Б) Беседа об авторе.
Слайд 10
Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас – всё это часть нашей жизни, т. е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.
В) Словарная работа.
-Вернёмся к рассказу, который вы читали дома. Какие слова вам были непонятны?
(дети называют выбранные дома слова)
-Ребята, я тоже читая текст, нашла такие слова. Значение слов я взяла из толкового словаря Ожегова.
Слайд 11(фото словаря)
Слайд 12 (словар. раб.)
Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.
Приник – прислонился, плотно прижался.
Мол, дескать- указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.
Бесцеремонно- невежливо, грубо.
Яр- крутой берег, обрыв.
Г) Проверка восприятия.
- Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа?
Слайд 13 ( обложка рассказа)
Д) Физминутка.
-А теперь мы отдохнём, физминутку проведём.
Слайд 14 (картинка леса)
- Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.
4. Продолжение работы по теме урока.
А) Чтение учителем со стр. 100-101(До слов « И когда снова…)
-Ребята , сейчас я предлагаю вам поработать в парах по карточкам.
Слайд 15
-Вам предстоит выполнить задание:
Правильно определить последовательность действий героев.
-Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий.
Слайд 16
Карточка: Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.
Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
Он задремал, угревшись под крылом.
Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва.
Стрижата запищали , а мамы не было .
(опросить 2-3 группы, показать правильный ответ)
Слайд 17
Б) Фронтальная работа.
Чтение цепочкой со стр. 101-102 (до слов «Стрижонок Скрип подрос…»)
-Определите главную мысль этой части . Посовещайтесь с соседом по парте, выберите 1правильный вариант ответа.
Слайд 18
-Стрижиха не заботилась о своих птенцах.
-Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
-Стрижиха была хорошей матерью.
-Стрижонок Скрип был сиротой.
-Докажите правильность своего ответа.
Слайд 19
В) Выборочное чтение со стр. 102-103 .
-Найдите и зачитайте строки: почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.
-О каком качестве характера это говорит?
-Чему важному хотела научить стрижат мама?
Г) Работа с иллюстрацией.
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 104.
Слайд 20
-Найдите и прочитайте строки , которые к ней относятся.
Д) Продолжение работы по теме урока.
Слайд 21
- Почему Скрип оказался в руках ребят?
-Что он почувствовал в этот момент?
-Как вы относитесь к поступкам мальчиков?
-Если бы вы были на их месте, как бы вы поступили?
-Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?
5. Закрепление изученного.
-У каждого из вас лежит карточка, в которой вы должны поставить + или -.
Слайд 22
Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.-
Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. +
Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама. +
Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.-
Скрип был любопытный стрижонок.+
Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом- разбойником коршуном.-
Стрижи-очень дружный народ.+
Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.+
-Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища.
Слайд 23
-Если ваш сосед допустил 0-1 ошибку – поставьте ему 5;
2 ошибки -4;
3ошибки – 3.
6. Рефлексия .
-Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока.
Слайд 24
-Птица рада весне, а дитя матери.
-Сердце мамы лучше солнца греет.
-Роднее мамы нет родни.
Слайд 25 (картинка леса + музыка)
-Ребята, а что сегодня узнали на уроке?
-Что вас удивило?
-Дал ли вам этот урок что –нибудь для жизни?
-Итак , сегодня путешествуя по этой замечательной стране вы увидели, услышали, и я верю , что сердечко каждого из вас почувствовало как жилось нашему герою Скрипу. И я надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
Щелчок
Будем птиц любить ,оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки ,
Чтоб сохранилось всё на веки!
- А сейчас , я бы хотела, чтобы вы показали своё отношение к уроку.
Слайд 26
-Выглянуло солнышко. Не ярко светит, мало лучиков у него. Давайте добавим лучики.
Щелчок
Лучик жёлтого цвета – мне очень понравился урок, получил много интересной информации.
Лучик голубого цвета – урок не интересный.
Слайд 27 (Дети клеят лучики, звучит музыка природы.)
-Покажите, что у вас получилось. (похвалить)
7.Оценивание.
-Я попрошу вас оценить свою работу на уроке.
Слайд 28
- На парте у вас лежат белые и чёрные картинки с изображение стрижей. Если вы довольны своей работой на уроке, запустите в гнёздышко белого стрижа, а если нет – чёрного.
Слайд 29 музыка
Я ставлю оценки.
Благодарность.
8.Д.з.
Слайд 30