12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калиненко Светлана Николаевна37
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Урок чтения для начальных классов по теме В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Урок литературного чтения

4 класс

Тема : В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П.Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания о стрижах; прививать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемые результаты:

предметные: умения прогнозировать содержание произведения ,читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

метапредметные:

Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

П - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли;

К ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;

личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование: учебник, презентация , компьютер, проектор.

 

Ход урока.

Слайд 1

Организационный момент.

Ну – ка, милый мой дружок ,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпение и старание.

- А девизом нашей работы станут слова :

Слайд 2

Я смогу выполнить все задания!

У меня всё получится!

Желаю успеха себе и друзьям!

2.Речевая разминка.

-Ребята, т. к. нам на уроке литературного чтения предстоит много читать, отвечать на вопросы, давайте проведём речевую разминку.

 

Слайд 3

- Прочтите строки стихотворения: медленно, с понижением голоса , выразительно.

Над деревнею кружа

Веселились два стрижа:

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом,

То бросались сверху вниз,

То стрелой пронзали высь.

3.Работа по теме урока.

А) Постановка темы и цели урока.

- А для того, чтобы мы настроились на работу, послушайте небольшой фрагмент.

 

Слайд 4 ( звучит музыка леса)

-Что вы услышали?

-А как вы думаете , о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о природе, о животных, об отношениях между человеком и природой.

-Но я хочу обратить ваше внимание на одну птицу.

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна. (ласточка)

 

Слайд 5

- Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать?

-Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках.

-А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (стрижи)

 

Слайд 6

Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч . В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются.

-Послушайте, как поют стрижи.

 

Слайд 7

- Ребята, а как вы думаете, почему мы начали разговор об этой птице?

- И сегодня на уроке мы будем работать над рассказом Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип». Дома вы должны были самостоятельно познакомиться с этим произведением.

 

Слайд 8

-Дети, а как вы думаете какие цели мы должны поставить перед собой , чему научиться ?

-Мы узнаем очень интересную и трогательную историю о стрижах. Должны будем научиться читать правильно, выразительно, анализировать поступки героев.

-Сопровождать нас в процессе работы будет эпиграф:

 

Слайд 9

При солнышке тепло- при матери добро.

-А вот почему я взяла именно эти слова, вы мне скажите в конце урока.

Б) Беседа об авторе.

 

Слайд 10

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас – всё это часть нашей жизни, т. е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

В) Словарная работа.

-Вернёмся к рассказу, который вы читали дома. Какие слова вам были непонятны?

(дети называют выбранные дома слова)

-Ребята, я тоже читая текст, нашла такие слова. Значение слов я взяла из толкового словаря Ожегова.

 

Слайд 11(фото словаря)

Слайд 12 (словар. раб.)

Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.

Приник – прислонился, плотно прижался.

Мол, дескать- указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.

Бесцеремонно- невежливо, грубо.

Яр- крутой берег, обрыв.

Г) Проверка восприятия.

- Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа?

 

Слайд 13 ( обложка рассказа)

Д) Физминутка.

-А теперь мы отдохнём, физминутку проведём.

 

Слайд 14 (картинка леса)

- Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили назад.

4. Продолжение работы по теме урока.

А) Чтение учителем со стр. 100-101(До слов « И когда снова…)

-Ребята , сейчас я предлагаю вам поработать в парах по карточкам.

 

Слайд 15

-Вам предстоит выполнить задание:

Правильно определить последовательность действий героев.

-Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий.

 

Слайд 16

Карточка: Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

Он задремал, угревшись под крылом.

Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва.

Стрижата запищали , а мамы не было .

(опросить 2-3 группы, показать правильный ответ)

 

Слайд 17

Б) Фронтальная работа.

Чтение цепочкой со стр. 101-102 (до слов «Стрижонок Скрип подрос…»)

-Определите главную мысль этой части . Посовещайтесь с соседом по парте, выберите 1правильный вариант ответа.

 

Слайд 18

-Стрижиха не заботилась о своих птенцах.

-Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

-Стрижиха была хорошей матерью.

-Стрижонок Скрип был сиротой.

-Докажите правильность своего ответа.

 

Слайд 19

В) Выборочное чтение со стр. 102-103 .

-Найдите и зачитайте строки: почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.

-О каком качестве характера это говорит?

-Чему важному хотела научить стрижат мама?

Г) Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 104.

 

Слайд 20

-Найдите и прочитайте строки , которые к ней относятся.

Д) Продолжение работы по теме урока.

 

Слайд 21

- Почему Скрип оказался в руках ребят?

-Что он почувствовал в этот момент?

-Как вы относитесь к поступкам мальчиков?

-Если бы вы были на их месте, как бы вы поступили?

-Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?

5. Закрепление изученного.

-У каждого из вас лежит карточка, в которой вы должны поставить + или -.

 

Слайд 22

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.-

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. +

Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама. +

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.-

Скрип был любопытный стрижонок.+

Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом- разбойником коршуном.-

Стрижи-очень дружный народ.+

Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.+

-Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища.

 

Слайд 23

-Если ваш сосед допустил 0-1 ошибку – поставьте ему 5;

2 ошибки -4;

3ошибки – 3.

6. Рефлексия .

-Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока.

 

Слайд 24

-Птица рада весне, а дитя матери.

-Сердце мамы лучше солнца греет.

-Роднее мамы нет родни.

 

Слайд 25 (картинка леса + музыка)

-Ребята, а что сегодня узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Дал ли вам этот урок что –нибудь для жизни?

-Итак , сегодня путешествуя по этой замечательной стране вы увидели, услышали, и я верю , что сердечко каждого из вас почувствовало как жилось нашему герою Скрипу. И я надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

 

Щелчок

Будем птиц любить ,оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки ,

Чтоб сохранилось всё на веки!

- А сейчас , я бы хотела, чтобы вы показали своё отношение к уроку.

Слайд 26

-Выглянуло солнышко. Не ярко светит, мало лучиков у него. Давайте добавим лучики.

 

Щелчок

Лучик жёлтого цвета – мне очень понравился урок, получил много интересной информации.

Лучик голубого цвета – урок не интересный.

 

Слайд 27 (Дети клеят лучики, звучит музыка природы.)

-Покажите, что у вас получилось. (похвалить)

7.Оценивание.

-Я попрошу вас оценить свою работу на уроке.

 

Слайд 28

- На парте у вас лежат белые и чёрные картинки с изображение стрижей. Если вы довольны своей работой на уроке, запустите в гнёздышко белого стрижа, а если нет – чёрного.

 

Слайд 29 музыка

Я ставлю оценки.

Благодарность.

8.Д.з.

Слайд 30

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.