Урок литературы в 3 классе на тему «В.П. Астафьев "Белогрудка"»
Урок внеклассного чтения в 3 классе
Тема: В.П. Астафьев «Белогрудка».
Класс: 3 класс.
Место урока: проводится после прочтения рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка».
Тип урока: комбинированный.
Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления рассказа.
Цели по содержанию:
Образовательные:
- проанализировать отдельные эпизоды рассказа В.П.Астафьева;
2. Развивающие:
- развивать навыки аналитического чтения.
3. Воспитательные:
- способствовать повышению мотивации к самостоятельному чтению;
- воспитывать такие нравственные качества, как любовь ко всему живому, сострадание, сопереживание чужому горю.
Технологии: технология критического мышления.
Методы: выборочное чтение с остановками.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.
Предварительная подготовка: прочитать рассказ, приготовить сообщение об авторе (1-2 ученика).
Оборудование: на доске записано название урока «В.П.Астафьев «Белогрудка», портрет писателя, красочное фото куницы. На партах учащихся рассказ В.П.Астафьева.
Записи на доске:
косогор – склон горы, холма;
трепетать – испытывать сильное волнение от каких-либо переживаний;
метаться – суетливо, в волнении двигаться в разных направлениях.
“Металась, слушала, часами сидела, подкрадывалась, следила и следила”.
1 этап
Вступительное слово учителя.
-Сегодня у нас необычный урок, а урок – мастерская по рассказу В. П. Астафьева «Белогрудка», на котором вы будете учиться рассуждать, анализировать и развивать критическое мышление. Надеюсь, работать нам будет интересно.
2017 год – объявлен годом экологии в РФ.
- Что такое экология? (Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой).
- Кто же такая Белогрудка? Как называют детенышей куницы? (кутята)
«Я поведую вам свою боль...» ( В. П. Астафьев).
- Сегодня мы постараемся ответить на вопрос «О какой боли поведал нам автор?»
2 этап
Выступление ученика о писателе.
3 этап. Словарная работа.
Еловая и пихтовая крепь – густой лес
Косогор – склоны, гор, холмы
Хоронить- прятать
Простофиля - глупышка, разиня
Западня - ловушка для птиц и животных
- крышка погреба
4 этап.
Работа в группах.
У меня на доске слова. А у вас на столе карточки. Подберите к моим словам синонимы.
Слова - синонимы (крепим на доску)
Милосердие – готовность помочь
Сострадание – жалость, сочувствие
Жестокий - беспощадный
Жалость- сострадание
Равнодушный- безразличный
Человечность- доброжелательность к людям и миру
Поиск ответов на вопросы
- В ваших группах лежат листочки с вопросами. Даю вам 3 минутки, чтобы обсудить шепотом между собой возможные ответы.
- Что такое эпитет?
Заключительный.
– Послужила история с куницей уроком для жителей деревень?
– О какой боли поведал нам автор?
Эта боль наша общая.
– Учитель зачитывает эпиграф.
Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.
Урок окончен.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Задания группам.
группа
1.Подготовьте выразительное чтение 1-3 абзаца.
2.Почему автор начинает рассказ описанием косогора? Его роль?
3.Какие животные заселяли косогор?
4. Как вы понимаете выражение «Еловая и пихтовая крепь надежно хоронит от худого глаза и загребущих рук? (эпитеты)
группа
1.Почему в тексте “Белогрудка” пишется с заглавной буквы?
2.Какой матерью была Белогрудка? Где и как она добывала пищу? Докажите примерами из текста. (С.113-114)
3. Как автор описывает детёнышей Белогрудки? Почему?
группа
1.Почему Белогрудка не заметила присутствия человека? (с.113)
2.Почему не рассказано, как мальчишки взяли котят, а изложено лишь то, что увидела Белогрудка?
3. Как она догадалась, что люди забрали ее детей?
4.Каковы причины поступка мальчишек?
группа
-
Что делали мальчишки с котятами?
2. Как отреагировали взрослые, увидев дома кутят?
3 .Поняли ли люди, что куница объявила им войну? Что она делает?
4.Какое чувство испытывает Белогрудка? Почему?
Группа
1.Подчеркните в тексте глаголы, передающие действие Белогрудки. Помогают ли глаголы передать состояние куницы? (с.115)
2. Что вы можете сказать о поведении животного? (с.117)
группа
1.Животные могут чувствовать? Что? Как автор описывает чувства, состояние Белогрудки?
Синквейн
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово характеризующее суть предмета или объекта.
Слова - синонимы (крепим на доску)
Милосердие – готовность помочь
Сострадание – жалость, сочувствие
Жестокий - беспощадный
Жалость- сострадание
Равнодушный- безразличный
Человечность- доброжелательность к людям и миру