Урок на тему «В.П. Астафьев "Белогрудка"» (5 класс)
Формат описания сценария урока
Фамилия, имя, отчество автора: Леуш Богдан Владимирович
М
укажите полное название образовательной организации и муниципалитет
есто работы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Богучанская школа № 1 им. Клавдии Ильиничны Безруких
Должность: учитель русского языка и литературы
Класс 5
Предмет: литература
Используемый УМК (перечислить авторов) В.И.Коровина
Тема урока: В.П.Астафьев «Белогрудка»
Место урока в теме и в программе по предмету проводится после изучения рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Цель (прописанная через результат).
Учащиеся будут знать: авторский замысел рассказа «Белогрудка»
Учащиеся будут уметь (демонстрировать):
читательскую наблюдательность;
умение оценивать художественное произведение, поступки героев;
ассоциативное мышление;
устную речь;
творческие способности.
Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов:
-Устный опрос (за правильные ответы выдаются жетоны, которые переводятся в отметку в конце урока: 9-10 жетонов «5»; 7-8 жетонов «4»; 5-6 жетонов «3»);
-Тестирование (интерактивное задание по биографии писателя В.П.Астафьева с автоматической проверкой);
-Выполнение творческой работы (самооценка своей работы Приложение 1).
Описание урока / фрагмента урока
№ |
Действия учителя |
Действия / предполагаемые ответы обучающихся |
Отведенное время |
Мотивационный этап Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения данного материала. |
|||
1 |
Звучит мелодия А.Рыбникова «Сны Татьяны» Организует деятельность по включению в работу на урок (слайд 1) Приветствует обучающихся Организует фронтальную работу с цитатой целью мотивации обучающихся к уроку (слайд 2) |
Составляют цитату из слов: «Читатель переживает тысячи жизней. Человек, никогда не читающий, переживает только одну» (Приложение 2) Джорж Мартин Высказывают свое мнение относительно поставленного вопроса |
2 мин |
Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке. |
|||
2 |
Организует деятельность по актуализации знаний о жизни и творчеству В.П.Астафьева через вопросы и интерактивное задание на ноутбуках (https://learningapps.org/watch?v=ppg4dnnf524 ) Организует деятельность по постановке к теме урока через видеоролик и проблемный вопрос Предлагает посмотреть видеоролик (слайд 5) -Какое впечатление от этой истории? -Если бы Вас попросили назвать качества характера к следующим словам, что бы Вы назвали. -Какой проблемный вопрос мы будем рассматривать на уроке? -Почему эта проблема актуальна на сегодняшний день? -Сформулируйте тему урока (слайды 6-7) Организует деятельность обучающихся по формулированию целей урока |
Актуализируют знания о жизни и творчестве В.П. Астафьева Выполняют интерактивное задание на ноутбуках
Осуществляют просмотр видеоролика с последующим анализом -Отрицательное отношение, потому что человек предал животных. Ставят проблемный вопрос
Формулируют тему урока |
7 мин |
Открытие «новых» знаний. Решение учебной проблемы. |
|||
3 |
Организует проговаривание чистоговорок с целью развития речевого аппарата и овладением речевой деятельностью (говорение) (слайд 8) - Итак, ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны с Вами подготовить наш речевой аппарат, а для этого я предлагаю вам прочитать чистоговорку: В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто! -Хорошо, теперь наш речевой аппарат готов к работе |
Читают чистоговорку вслух медленно, соблюдая знаки препинания |
2 мин |
|
Работа с текстом до чтения
Организует первичное восприятие рассказа «Белогрудка» с последующим осмыслением эмоционального содержания при восприятии (слайд 9) Предлагает посмотреть на название рассказа и иллюстрации и предположить о чем этот текст. -В бортовые журналы (Приложение 3) запишите свои предположения до чтения текста, во время чтения вы будете заполнять правую графу журнала Дает установку при чтении рассказа: -Подумайте, какие эмоции вызывает у Вас это произведение? Организует осмысление эмоционального содержания рассказа при восприятии Выясняет впечатления обучающихся. –Понравилось ли вам произведение? –Что особенно понравилось? Работа с лексикой (слайды 10-16) |
Высказывают предположение о произведении
Читают выразительно вслух фрагмент произведения Делятся впечатлениями о прочитанном рассказе Высказывают свое мнение
|
5 мин |
Физкультминутка (слайд 17) Обеспечить активный отдых организму обучающихся в процессе определенной учебной деятельности |
|||
|
Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый: открыть рот - закрыть; согнуть руки - распрямить и т. д. |
Выполняют действия под мелодию |
1 мин |
|
Работа с текстом во время чтения Задает вопросы на понимание рассказа -Определите жанр произведения. -Сколько героев в рассказе? Какие это герои? -От кого так бережно охраняет лесных жителей еловая и пихтовая чаща? Можно ли утверждать, что Астафьев негативно относится к человеку? Почему? -Почему белогрудку можно назвать заботливой матерью? Приведите примеры из текста -Кто и как похитил кунят? -Ради чего мальчишки взяли котят Белогрудки? -Дайте оценку поступка мальчиков. Можно ли так поступать? Намеренно ли мальчишки причинили боль Белогрудке? -Что испытала Белогрудка, когда увидела пустое гнездо? -Почему следующий день стал для Белогрудки самым страшным днем? -Можно ли так поступать с животными? -Только ли о Белогрудке этот рассказ? -Прочитайте финал текста. Какой конец у произведения? Почему? -Какая тема и идея произведения? |
Отвечают на вопросы по содержанию текста Высказывают свое мнение -Рассказ -Мальчики, куница, детеныши и взрослые
Приводят ответы из текста «грела телом, облизывала до блеска»; «стала добывать для них еду»; «старательная мать». -Мальчики
-Нельзя так поступать, не намерено.
- Она испытывала тревогу, беспокойство
-Этот рассказ не только о ней, рассказ о бездумном, бездушном отношении к животным
|
10 мин |
|
Работа с текстом после чтения (Слайд 18)
Организует деятельность по созданию комикса к рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка», реализованный в ходе групповой работы - Перед уроком заходя в класс Вы брали жетон и таким образом Вы разделились на группы. (слайд 19) -Что нам предстоит сделать Вы узнаете из письма. - В создании комикса принимает участие много специалистов.(Приложение 4 таблички с названиями групп) – на фоне звучит спокойная мелодия 1 группа «Сценаристы» 2 группа «Художники-постановщики» 3 группа «Художники-фазовщики» 4 группа «Рекламщики» |
Разделяются на группы и слушают инструкцию к заданию Называют правила работы в группах: 1.Думай, слушай, высказывайся. 2. Говори спокойно ясно, только по делу. 3. Уважай мнение других. 4. Записывай идеи. 5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. 6. В группе равные возможности успеха. |
12 мин |
|
Организует проверку выполнения задания -Оцените работу группы по листу самооценки (Приложение 1) -Какие трудности были у вас при выполнении заданий? Предлагает вернуться к плану урока и ответить на вопрос: все ли цели на урок, достигнуты и каким образом. |
Выполняют задание (творческий проект по созданию комикса) Участвуют в обсуждении Высказывают свое мнение Оценивают свою работу в составе группы Высказывают свое мнение Возвращаются к целям урока |
2 мин |
Рефлексивно-оценочный этап Организовать рефлексию и самооценку учениками своей собственной учебной деятельности на уроке, соотнести цель и результаты своей учебной деятельности, зафиксировать степень их соответствия. |
|||
4 |
Организует деятельность по самооценке обучающихся по задачам урока через прием «Микрофон» (слайд 20-21) Подводит итоги урока: Задает вопросы: - Какая тема урока? - Какие задачи ставили на урок? -Какие задачи выполнили? -Скажите о чем же рассказ? -Какую мысль хотел донести до читателей В.П.Астафьев? -Почему у такого трагического рассказа оптимистический финал? -Почему ни у кого нет имен, и только куница имеет имя? |
Осуществляют оценочную деятельность по уроку. Отвечают на вопросы Вспоминают, какие задачи были поставлены на уроке, каким образом они решались |
3 мин |
Перечень дидактических материалов
Презентация «В.П.Астафьев «Белогрудка», текст с произведением (Приложение 6), видеоролик, мелодия начала урока А. Рыбников «Сны Татьяны», жетоны за правильные ответы и деления на группы (Приложение 5), таблички с названиями групп (Приложение 4), фломастеры, цветные карандаши, бумага формата А4, выставка книг В.П.Астафьева, лист самооценки (Приложение 1), микрофон, бортовые журналы (Приложение 3), таблички-слова из высказывания Джоржа Мартина (Приложение 2), музыка при выполнении творческой работы
Оснащение урока:
Компьютер, проектор, колонки, компьютерные мыши, магнитно-маркерная доска, ноутбуки, парты (четырехрядная расстановка по количеству групп), стулья, отдельный стол для выставки книг писателя, магниты, маркеры.
презентацияPPTX / 8.07 Мб