12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Леуш БВ550
Россия, Красноярский край, с. Богучаны

Формат описания сценария урока


Фамилия, имя, отчество автора: Леуш Богдан Владимирович

М

укажите полное название образовательной организации и муниципалитет

есто работы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Богучанская школа № 1 им. Клавдии Ильиничны Безруких

Должность: учитель русского языка и литературы

Класс 5

Предмет: литература

Используемый УМК (перечислить авторов) В.И.Коровина

Тема урока: В.П.Астафьев «Белогрудка»

Место урока в теме и в программе по предмету проводится после изучения рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Цель (прописанная через результат).

Учащиеся будут знать:­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ авторский замысел рассказа «Белогрудка»

Учащиеся будут уметь (демонстрировать):

читательскую наблюдательность;

умение оценивать художественное произведение, поступки героев;

ассоциативное мышление;

устную речь;

творческие способности.

Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов:


-Устный опрос (за правильные ответы выдаются жетоны, которые переводятся в отметку в конце урока: 9-10 жетонов «5»; 7-8 жетонов «4»; 5-6 жетонов «3»);

-Тестирование (интерактивное задание по биографии писателя В.П.Астафьева с автоматической проверкой);

-Выполнение творческой работы (самооценка своей работы Приложение 1).

Описание урока / фрагмента урока

Действия учителя

Действия / предполагаемые ответы обучающихся

Отведенное время

Мотивационный этап

Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения данного материала.

1

Звучит мелодия А.Рыбникова «Сны Татьяны»

Организует деятельность по включению в работу на урок (слайд 1)

Приветствует обучающихся

Организует фронтальную работу с цитатой целью мотивации обучающихся к уроку (слайд 2)


Составляют цитату из слов:

«Читатель переживает тысячи жизней. Человек, никогда не читающий, переживает только одну» (Приложение 2)

Джорж Мартин

Высказывают свое мнение относительно поставленного вопроса

2 мин

Актуализация знаний.

Постановка учебной проблемы

актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке.

2

Организует деятельность по актуализации знаний о жизни и творчеству В.П.Астафьева через вопросы и интерактивное задание на ноутбуках (https://learningapps.org/watch?v=ppg4dnnf524 )

Организует деятельность по постановке к теме урока через видеоролик и проблемный вопрос

Предлагает посмотреть видеоролик (слайд 5)

-Какое впечатление от этой истории?

-Если бы Вас попросили назвать качества характера к следующим словам, что бы Вы назвали.

-Какой проблемный вопрос мы будем рассматривать на уроке?

-Почему эта проблема актуальна на сегодняшний день?

-Сформулируйте тему урока (слайды 6-7)

Организует деятельность обучающихся по формулированию целей урока

Актуализируют знания о жизни и творчестве В.П. Астафьева

Выполняют интерактивное задание на ноутбуках





Осуществляют просмотр видеоролика с последующим анализом

-Отрицательное отношение, потому что человек предал животных.

Ставят проблемный вопрос


Формулируют тему урока

7 мин

Открытие «новых» знаний. Решение учебной проблемы.

3

Организует проговаривание чистоговорок с целью развития речевого аппарата и овладением речевой деятельностью (говорение) (слайд 8)

- Итак, ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны с Вами подготовить наш речевой аппарат, а для этого я предлагаю вам прочитать чистоговорку:

В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто!

-Хорошо, теперь наш речевой аппарат готов к работе

Читают чистоговорку вслух медленно, соблюдая знаки препинания

2 мин


Работа с текстом до чтения


Организует первичное восприятие рассказа «Белогрудка» с последующим осмыслением эмоционального содержания при восприятии (слайд 9)

Предлагает посмотреть на название рассказа и иллюстрации и предположить о чем этот текст.

бортовые журналы (Приложение 3) запишите свои предположения до чтения текста, во время чтения вы будете заполнять правую графу журнала

Дает установку при чтении рассказа:

-Подумайте, какие эмоции вызывает у Вас это произведение?

Организует осмысление эмоционального содержания рассказа при восприятии

Выясняет впечатления обучающихся.

Понравилось ли вам произведение?

Что особенно понравилось?

Работа с лексикой (слайды 10-16)



Высказывают предположение о произведении











Читают выразительно вслух фрагмент произведения

Делятся впечатлениями о прочитанном рассказе

Высказывают свое мнение


5 мин

Физкультминутка (слайд 17)

Обеспечить активный отдых организму обучающихся в процессе определенной учебной деятельности


Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый:
опустить руки - поднять;

открыть рот - закрыть;

согнуть руки - распрямить и т. д.

Выполняют действия под мелодию

1 мин


Работа с текстом во время чтения

Задает вопросы на понимание рассказа

-Определите жанр произведения.

-Сколько героев в рассказе? Какие это герои?

-От кого так бережно охраняет лесных жителей еловая и пихтовая чаща? Можно ли утверждать, что Астафьев негативно относится к человеку? Почему?

-Почему белогрудку можно назвать заботливой матерью? Приведите примеры из текста

-Кто и как похитил кунят?

-Ради чего мальчишки взяли котят Белогрудки?

-Дайте оценку поступка мальчиков. Можно ли так поступать? Намеренно ли мальчишки причинили боль Белогрудке?

-Что испытала Белогрудка, когда увидела пустое гнездо?

-Почему следующий день стал для Белогрудки самым страшным днем?

-Можно ли так поступать с животными?

-Только ли о Белогрудке этот рассказ?

-Прочитайте финал текста. Какой конец у произведения? Почему?

-Какая тема и идея произведения?


Отвечают на вопросы по содержанию текста

Высказывают свое мнение

-Рассказ

-Мальчики, куница, детеныши и взрослые




Приводят ответы из текста «грела телом, облизывала до блеска»; «стала добывать для них еду»; «старательная мать».

-Мальчики


-Нельзя так поступать, не намерено.



- Она испытывала тревогу, беспокойство


-Этот рассказ не только о ней, рассказ о бездумном, бездушном отношении к животным


10 мин


Работа с текстом после чтения (Слайд 18)


Организует деятельность по созданию комикса к рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка», реализованный в ходе групповой работы

- Перед уроком заходя в класс Вы брали жетон и таким образом Вы разделились на группы. (слайд 19)

-Что нам предстоит сделать Вы узнаете из письма.

- В создании комикса принимает участие много специалистов.(Приложение 4 таблички с названиями групп) – на фоне звучит спокойная мелодия

1 группа «Сценаристы»

2 группа «Художники-постановщики»

3 группа «Художники-фазовщики»

4 группа «Рекламщики»



Разделяются на группы и слушают инструкцию к заданию

Называют правила работы в группах:

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. Записывай идеи.

5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. 6. В группе равные возможности успеха.

12 мин


Организует проверку выполнения задания

-Оцените работу группы по листу самооценки (Приложение 1)

-Какие трудности были у вас при выполнении заданий?

Предлагает вернуться к плану урока и ответить на вопрос: все ли цели на урок, достигнуты и каким образом.

Выполняют задание (творческий проект по созданию комикса)

Участвуют в обсуждении

Высказывают свое мнение

Оценивают свою работу в составе группы

Высказывают свое мнение

Возвращаются к целям урока

2 мин

Рефлексивно-оценочный этап

Организовать рефлексию и самооценку учениками своей собственной учебной деятельности на уроке, соотнести цель и результаты своей учебной деятельности, зафиксировать степень их соответствия.

4

Организует деятельность по самооценке обучающихся по задачам урока через прием «Микрофон» (слайд 20-21)

Подводит итоги урока:

Задает вопросы:

- Какая тема урока?

- Какие задачи ставили на урок?

-Какие задачи выполнили?

-Скажите о чем же рассказ?

-Какую мысль хотел донести до читателей В.П.Астафьев?

-Почему у такого трагического рассказа оптимистический финал?

-Почему ни у кого нет имен, и только куница имеет имя?

Осуществляют оценочную деятельность по уроку.

Отвечают на вопросы

Вспоминают, какие задачи были поставлены на уроке, каким образом они решались

3 мин


Перечень дидактических материалов

Презентация «В.П.Астафьев «Белогрудка», текст с произведением (Приложение 6), видеоролик, мелодия начала урока А. Рыбников «Сны Татьяны», жетоны за правильные ответы и деления на группы (Приложение 5), таблички с названиями групп (Приложение 4), фломастеры, цветные карандаши, бумага формата А4, выставка книг В.П.Астафьева, лист самооценки (Приложение 1), микрофон, бортовые журналы (Приложение 3), таблички-слова из высказывания Джоржа Мартина (Приложение 2), музыка при выполнении творческой работы


Оснащение урока:

Компьютер, проектор, колонки, компьютерные мыши, магнитно-маркерная доска, ноутбуки, парты (четырехрядная расстановка по количеству групп), стулья, отдельный стол для выставки книг писателя, магниты, маркеры.


презентацияPPTX / 8.07 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.