Сценарий литературно-музыкальной гостиной «В.П. Астафьев — русский алмаз»

2
1
Материал опубликован 31 October 2023 в группе

Сценарий литературно-музыкальной гостиной

«В.П. Астафьев – русский алмаз»

Слайд 1

 Звучит музыка Э.Туниянц «Скучая по тебе» (на презентации портрет В.П.Астафьева)

Слайд 2

Ведущий 1:

Писатель и время… Данные понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет переносить свое время на бумагу, когда у него доброе и чуткое сердце, когда он заставляет своего читателя задуматься о мире и о себе в этом мире. Кто для нас В.П.Астафьев? Каким он запомнился каждому из нас?

Это писатель. Человек с большой буквы. Выдающая личность. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне. Астафьев, несомненно, правдив и честен как с самим собой, так и с читателями. Диалог Астафьева сложен в силу своей простоты. Непритязательный, незатейливый и непонятный, тем более трудно понять, почему этот простой, общедоступный язык захватывает душу и заставляет ее реветь. Его взволнованное слово разливалось по всей стране.

Чтец 1: (Слайд 3)

О, здравствуй, родина моя! Румяно-свежая, как роза.

В венке брильянтовом мороза, В блестящей тунике снегов, Ни на кого ты не похожа, Стоишь невестою пригожей.

На всех концах земной планеты Расскажут все твои приметы: Сильна - как в сказке богатырь, Ума и разума - палата,

Как золотой рудник, - богата,

Привольна - как степная ширь.

Чтец 2: (Слайд 4)

Душа. О чём поёт, томится чем Кто мы? Откуда?

И зачем

Так быстротечен жизни бег? Как слаб в сиротстве человек! Как он силён родством с землёй, Добром, любовью и мечтой,

О вечном: о Душе и Свете. Своей заботой о планете! О том, о чём душа болит, Астафьев с нами говорит.

Ведущий 2:

Будущий писатель родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска. Детство выпало ему - трудней не придумаешь. Когда мальчику было всего семь лет, у него погибла мать. Позже, памяти матери, Лидии Ильиничне, литератор Астафьев посвятит повесть «Перевал». Став известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: «И лишь одно я просил бы у своей судьбы - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь...»

(Слайд 5)

Ведущий 1:

В.П.Астафьев воспитывался с бабушкой (Слайд 6)

Екатерина Петровна дала Вите сколько тепла, что уже став взрослым, он вспоминает о ней с благодарностью.

(сценка) (Слайд 7 «Конь с розовой гривой»)

На скамье за столом сидят дед и Витя. Дед печален.

Витя: Деда, а, деда, чего-то бабушки долго с города нет. Я все глаза проглядел, за околицу бегал. Есть хочется, живот подвело.

Входит бабушка

Бабушка: Заждались меня, небось, касатики. Ах ты, сиротка моя. А я, глянь-ка что принесла! Долго выбирала, самый большой каравай купила.

Витя: Бабушка, а ты что, сама и крошки от каравая не отщипнула? Да как же ты голодная дошла до дома?

Дед: Чего не поела, старая? А коль дорогой бы свалилась – лучше что  ль?

Бабушка: Да я отколупнула корочку, пососала и дотащилась вот, слава  Богу. Я что? Я-ломовой конь. Режь же, режь скорей – ждет ребенок.

Дед режет хлеб и молчит

Бабушка: Ты что?

Дед: Омманули тебя на базаре-то…

Бабушка: Как омманули?

Дед показывает каравай, наполненный мякиной. Витя кричит, закрыв лицо руками. Дед уводит его.

Бабушка: Господи. Святые угодники! В середке-то мякина! Да где же глаза у меня были. Лучше бы мне умереть! Все боялась, что каравай перехватят, выбирала самый большой. А оно вон что! Зачтется им, супостатам, отольются сиротские слезы. Кто бедных обижает, тот гибель себе накликает!

Входит Витя, бабушка гладит его по голове

Бабушка: Что я тебе принесла? Накось, сперва поешь корочку. Успокойся, успокойся (достает из-за пазухи щенка, Витя радостно берет его и убегает). И то радость ребенку. Надо ж, сироту обидели как!

Голос за кадром: Слайд 8

Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям. Согревает меня надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя, и будет твоя жизнь беспредельна и вечна...

(Актеры уходят)

Ведущий 2:

Писатель представлял бабушку в своих произведениях как одну из главных героев своих произведений. Она дала ему уроки Доброты, Мудрости, Совести. Отчасти благодаря ней он стал настоящим Человеком.

Ведущий 1:

Отец после гибели жены завел другую семью. Мальчик, оторванный от любви бабушки, не смог жить в новом семействе.

Единственным вдохновением и отдушиной стали книги. Потом была учеба в школах ФЗО. А где-то уже гремела война.

Слайд 9 видеоролик

Игарский детдомовец и сирота Витька Астафьев за зиму перед войной окончил шестой класс. Далее находиться в социальном заведении ему не разрешили, вышел возраст. Надо было начинать самостоятельную жизнь, думать о дальнейшей судьбе, а, значит, и как-то выбираться с Севера.

«Похоронами я был не просто раздавлен, я был выпотрошен, уничтожен ими, и, не выходя на работу, отправился в Березовку, в военкомат – проситься на фронт».

Ведущий 2:

В 1942 году был направлен вначале в 21-ый стрелковый полк, находившийся под Бердском, а затем его перевели в 22-й автополк в военном городке Новосибирска, и только весной 1943 отправили на передовую…

Воинское звание писателя – рядовой. В.П. Астафьев прошел всю войну, был несколько раз ранен, но остался в живых.

Первый рассказ о войне В.П.Астафьев написал в 1951 г. И с этого момента всю свою жизнь посвятил писательской деятельности.

Ведущий 1: Слайд 10

Отличительной чертой его произведений была проверка на прочность и доброту основ мира – отношения человека к войне и природе. В начале 70-х гг. вышла повесть «Пастух и пастушка». В нем Виктор Астафьев с присущей ему поэтичностью деталей показывает читателю, что война – это черный ад.

Для Астафьева ужасы войны, то, что впоследствии назовут «правдой окопов», были единственно возможной правдой об этой страшной войне.

Он раскрывает трагическую обреченность.

Звучит Николас Хупер Dumbledore’s Farewell

Ведущий 2:

Астафьев твердо верит в огромное значение личного опыта для военного писателя. Он считал долгом жизни описать войну. Всю жизнь он стремился объяснить это так, как сам видел, чувствовал и понимал.

Это не было самонадеянностью, писатель обладает внутренней свободой художника, которая создает чувство собственной правоты и вселяет потребность в самовыражении.

В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, если руководствоваться показным патриотизмом.

Он отстаивал свою истину со всей энергией человека сильного характера.

Ведущий 1: Слайд 11

В послевоенные годы Астафьев настойчиво принялся за воскрешение детства. «..Над небом, высоким и чистым, по ту сторону реки горбится крышами, сверкает окнами родное село, единственное для меня на всем белом свете, село Овсянка. Где ты, мое детство?..»

Детство – это не только память, это и произведения, адресованные непосредственно детям. Их у Виктора Петровича немало. Главные и особо полюбившиеся детям вошли в сборник рассказов для детей.

«Последний поклон» - эпохальное полотно жизни маленькой деревни 30 годы 20 века, детство пришлось на годы «великого перелома», а юность – «роковые сороковые». Повесть, написанная от лица автора превращается в честный рассказ о трудном и голодном, но в то же время прекрасном деревенском детстве.

Голос за кадром Слайд12

«Ни на одной из своих книг, а написано почти за пятьдесят лет творчества, поверьте, немало, я не работал с такой упоительной радостью, с таким явственно ощутимым удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве»

Ведущий 2:

Книга писалась не для детей, в ней специальных «детских» сюжетов. Нет ни радостных концовок, где примиряются герои произведения, речь не идет о ссоре в школе, а показана борьба не на жизнь, а на смерть.

В1989 году «Последний поклон» назван «повествованием в рассказах», в последнем собрании сочинений – «повесть в рассказах». И это неслуйчано, потому что «повесть» указывает на автобиографичность героя.

Ведущий 1:

Мы любим и чтим природу, все живое и прекрасное в ней. Чуду природы не перестает удивляться В. П. Астафьев – пишет ли он о деревьях, об огороде, о животных или хлебном поле. Из этого удивления и рождаются необычные мысли, искренние чувства, поэтические образы, музыка.

Тихо звучит песня «Русское поле» (30 сек.)

Голос за кадром Слайд 13

«Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. Мне чудится, что я слышу, как шепчутся с землею колосья. И, кажется, я даже слышу, как зреют они. А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом».

Ведущий 2: Слайд 14

Особое место в творчестве писателя имеет цикл «Царь-рыба». В нем автор ведет поиск нравственных основ и находит их в красоте природы. Первая глава произведения «Царь-рыба» открывается признанием писателя в любви к родному краю, к Енисею.

Часы и ночи, проведенные у костра на берегу реки, названы счастливыми, потому что «в такие минуты остаешься как бы один на один с природой» и «с тайной радостью ощущаешь: можно и нужно довериться всему, что есть вокруг...»

«Дивен Енисей..., величествен, раздумчив и раздолен он в низовье, где берег с берегом не сходятся... Но дивней и прекрасней... притоки его, прежде всего малые. На многих речках и речушках, что рвутся изо всех сил к родителю своему, довелось мне побывать, и всюду немел я от восторга, хватал спутников за рукава, просил смотреть, восхищаться»

«Река жизни» - так ассоциируется у писателя Енисей, объемный образ, который уходит корнями в мифологию.

Ведущий 1:

Писатель в своих произведениях поднимает и другой не мене важный вопрос – экология души. «Забылся в человеке человек!» -говорит В.П.Астафьев, и от человека все катастрофы. Разорваны невидимые связи человека и природы, потеря живой души. Автор убежден в том, что природу может спасти только человек.

С теплыми чувствами к родной деревне в произведениях чувствуется горечь ее утраты, в связи оттоком населения в города.

Звучит музыка к песне «С чего начинается Родина?» (музыка В.Баснера)

В.П. Астафьев приезжал в г.Канск и именно педколледж в 1998 году. Инициатором встречи была профессор Красноярского педагогического университета Галина Шленская. В Канске Виктор Петрович был два дня. Это были незабываемые встречи с педагогами и студентами

Слайды 15-20 фото с встреч

Чтец 3:

Беспризорного детства разгул
Вдруг заглянет в мои глаза.
И войны отдаленный гул
Прогремит, как вдали гроза.

Пацану с судьбою бедовой
Бесприютное детство досталось.
Отчего же в Сибири суровой,
Хорошо ему так писалось?

Вдохновляло село с огородами,
горы с кедрами на боках.
Помогал Енисей полноводный
Так писать о своих земляках!

Словно мысли мои разделяя,
Рев реки превратился в стон.
Енисей, как и я вспоминая,
Отдавал «последний поклон».

Мы героев его не забыли,
И скажу у могучей реки:
-Да! Астафьев родился в Сибири.
Я горжусь! Мы с ним земляки.


Голос за кадром с фотографиями писателя Слайды 21-24

Прощайте, люди! Умолкаю, слившийся с природой. Я слышу новое зачатье жизни; дыханье жаркое, шепот влюбленных... И не хочу печалить их собою, дарю им яркий листик древа моего. И мысль последнюю, и вздох, и тайную надежду, что зачатая ими жизнь найдет мир краше, современней. И вспомнит, может быть, да и помянет добрым словом, как Кобзаря, лежащего на берегу Днепра, меня над озаренным Енисеем, и в зеркале его мой лик струею светлой отразится. И песнь, мной не допетая, там зазвучит.

Ведущий 2:

Наша встреча подошла к концу. Закрывая двери нашей гостиной, предлагаем обратиться к затесям В.П. Астафьева, которые учат нас жизни. Пусть они станут для нас ориентиром по жизни.

6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Слайды? Они заявлены в конспекте.

31 October 2023

Похожие публикации