Занятие «Времена года» (1 класс)
ВРЕМЕНА ГОДА
Цель: закрепление знаний о временах года, месяцах.
Задачи:
Образовательные
закрепить знания о временах года и месяцах;
включить обучающихся в процесс создания «дневника наблюдений»;
Развивающие
развивать речь, творческую активность детей;
развивать навыки учебной деятельности.
Воспитательные
Воспитывать внимание, память, воображение, речь
Воспитывать интерес к окружающему миру
Вид занятия: занятие-эврика.
Методы: активные методы обучения, эвристическая беседа.
Оборудование:
12 бумажных птиц с 4 крыльями (по 3 синего, зеленого, красного или оранжевого и жёлтого или коричневого цвета),
календарь,
сюжетные картинки о временах года,
Раздаточный материал:
листы бумаги по количеству детей,
картинки времён года на каждого ребенка,
клей-карандаш,
медали-оценки
Межпредметные связи: окружающий мир, литература.
ИнициацияВремя: 2 – 3 минуты
Метод «Волшебный клубочек» (возможен иной вариант данного этапа – Приложение )
Цель: создание атмосферы дружелюбия, позитивного эмоционального фона занятия, установка на взаимодействие.
Проведение: Дети встанем все дружно в круг. У меня в руке «волшебный клубочек», он поведёт нас по стране знаний .
- Сегодня мы отправляемся с вами в новое путешествие, в котором нас будет сопровождать наш верный клубочек. Он укажет нам путь, поможет в трудную минуту. Для начала давайте покажем клубочку наше желание двигаться дальше, узнавать новое, наше настроение. У меня сегодня весёлое настроение и я передаю клубочек обучающемуся, который делает то же самое и передаёт следующему. Клубочек передаётся так, чтобы между педагогом и детьми образовалась «паутина». Когда клубочек возвращается к педагогу, он говорит:-«Посмотрите, ребята, как тесно мы связаны друг с другом. Мы – единое целое! Давайте и работать сегодня на занятии будем вместе, сообща, поддерживая и помогая друг другу.»
Вхождение или погружение в тему ( 5 – 6 минут)
Техника знающего незнания
Цели: развитие умения детей выделять области знаемого и незнаемого в изучаемом материале; подведение к осознанию, чем конкретно им полезно и для чего нужно то, что они уже знают.
Проведение:
На доске расположены 12 бумажных птиц (зима – синие,, весна - зелёные, лето – красные, , осень – желтые или коричневые У каждой птицы по 4 крыла (недели), вырезаны на крыльях по 7 пёрышек - дни, с одной стороны покрашенных в черный свет с другой белый - день и ночь). Дети рассматривают во время занятия птиц, могут двигаться с ними под музыку, прикрепляя их самостоятельно на стенд
- Я расскажу вам сказку В. И. Даля «Старик Годовик». (Чтение сказки.)
- Что это за птицы вылетели из рукава Старика Годовика? (месяцы)
- Весна, лето, осень, зима – это?..(месяцы) Земле становится то холодно, то жарко. Точнее было бы сказать, что на Земле происходит смена времен года.
- Какие это четыре крыла у каждой птицы? (недели)
- Какие семь перьев в каждом крыле? (дни)
- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, другая – черная? (день и ночь)
Формирование ожиданий воспитанников (2 – 3 минуты)
Метод «Сегодня мы …»
Цель: планирование эффектов занятия, обеспечение настроя воспитанников на достижение целей.
Проведение - Сегодня на занятии мы поговорим с вами о временах года и месяцах и каждый создаст свой дневник наблюдений, чтобы потом отмечать в нем состояние природы, погоды…
- Ребята, мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно, сообща. Если всё получится, вы унесете домой дневники наблюдений -Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!
Эмоциональная разрядка (2 – 3 минуты)Метод «Разминка» (возможен иной вариант данного этапа – Приложение 2)
Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением учебной задачи.
Проведение:
Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре, полетели, закружились.
(имитация движений) (пока дети выполняют разминку, педагог убирает с доски птиц)
Проработка содержания темы (10 – 13 минут)
Метод - Создаем « дневник наблюдений»
Цели: повторение названий времен года и месяцев; развитие речи, творческой активности детей; развитие навыков учебной деятельности.
Проведение:
- Сколько всего времен года? - Назовите времена года по порядку.
- Кто сможет обозначить времена года карточками? (дети по желанию подходят к педагогу, , прикрепляют их к доске )
- Времена года следуют друг за другом по кругу и образуют год (в центр доски помещается слово «год»).
Я вам прочитаю стихотворение.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
О каком времени года это стихотворение? (весне)
И светла, и широка наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться.
Про какое время года я вам прочитала? (про лето)
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит. (осень)
Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (зима)
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Кто может вспомнить названия месяцев?
- Сколько месяцев в каждом времени года? (три)
- Давайте расположим времена года по порядку. В группе есть предмет, который может нам помочь сделать это. Кто догадается, что это? (календарь) (Дети называют названия месяцев, располагают карточки с временами года по порядку, сначала на доске, затем у себя в альбомах, индивидуально, объясняя свои действия).
Вот «дневник наблюдений создан»
- Кто знает, для чего нужно вести дневник наблюдений?
Отмечать состояние погоды, появление первых цветов, первой грозы начало листопада, появление первого снега, прилет птиц…)
- Как вы думаете, зачем людям знать времена года и названия месяцев? (предположения детей)
Рефлексия (4 - 5 минут)Метод «медали - оценки»
Цель: осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, самооценка себя, своего поведения на занятии.
Проведение:
Вопросы: - Что нового узнали на занятии? - Что понравилось? - Что показалось трудным?
Дети, у вас на столах лежат медали-оценки. С одной стороны они белого цвета, с другой – оранжевого. Если вам понравилось занятие, покажите мне оранжевую сторону медали, если занятие вам не понравилось, покажите белую сторону медали.
А теперь этими же медалями каждый из вас оценит, как он работал на занятии. Прикрепите к доске медаль оранжевой стороной, если считаете, что вы занимались хорошо. Белый цвет означает, что вам не понравилось, как вы занимались. Работали вы на занятии хорошо или плохо?
(Педагог не акцентирует внимание на том, как дети себя оценили, но берет себе на заметку, у кого завышенная или заниженная самооценка, а кто боится отвечать на занятиях.)
- Как вам кажется, а мне понравилось или не понравилось, как вы занимались?
- Вот видите, как много мы сделали на занятии: вспомнили названия времен года, месяцев, создали дневник наблюдений! Мне понравилась ваша работа на занятии. Спасибо!
Дома вы вместе с папами, мамами или старшими братьями и сёстрами будете зарисовывать самое интересное , что заметите в природе, в жизни насекомых, погоде …
Литература:
Даль В. И. Старик Годовик./Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: пособие для воспитателей детского сада и родителей./Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Оникс. – 2007. –352 с.
Портян Н. Е. Энергизаторы. – Омск: Центр психолого-медико-социального сопровождения. – 2003.
Фалькович Т. А., Барыкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: Вако. – 2007.
Ефимова Алла Ивановна
Чулкова Надежда Алексеевна